ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-17970/2023 от 14.08.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

14 августа 2023 года

Дело № А41-17970/23

Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Погонцев М.И:

рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу АО «ФПК» на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2023, принятое судьей Москатовой Д.Н. по делу № А41-17970/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску АО «ФПК» к ООО "Напитки Транссервис" о взыскании штрафной неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по Договору N ФПК-21-109 от 30.04.2021 по претензиям N 98-п/СКФПКю от 05.10.2022 и N 102-п/СКФПКЮ от 19.10.2022 и по Договору N ФПК-21-112 от 30.04.2021 по претензии N 100-п/ СКФПКю от 10.10.2022 в размере 591 400 руб.,

УСТАНОВИЛ:

АО «ФПК» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Напитки Транссервис" (далее - ответчик) о взыскании штрафной неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по Договору N ФПК-21-109 от 30.04.2021 по претензиям N 98-п/СКФПКю от 05.10.2022 и N 102-п/СКФПКЮ от 19.10.2022 и по Договору N ФПК-21-112 от 30.04.2021 по претензии N 100-п/ СКФПКю от 10.10.2022 в размере 591 400 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 14 828 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2023 удовлетворены частично: с ООО "Напитки Транссервис" в пользу АО «ФПК» взыскана сумма штрафных санкций в размере 278 200 руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО «ФПК» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права и нарушены процессуального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2021 года между Акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" и Обществом с ограниченной ответственностью "Напитки Транс Сервис" был заключен договор аренды торговых служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-21-109 (далее по тексту Договор).

Согласно предмету Договора Компания (АО "ФПК") обязуется передать, за плату во временное пользование Предприятию (ООО "Н'ГС") ТСП вагонов-ресторанов. Маршруты следования, вагонов-ресторанов, размер платы за пользование ГСП одного вагона-ресторана за время одного рейса указаны в Приложении N 1 к Договору ОТ 30 апреля 2021 года N ФПК-21-109, являющемся его неотъемлемой частью. ТСП вагонов-ресторанов используются Предприятием исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах.

При проверке и анализе Центром контрольно-ревизионной деятельности АО "ФПК" исполнения договорных обязательств на основании актов ЛУ-4 и актов-предписаний было установлено несоблюдение Предприятием условий Договора.

Пунктом 6.1. Договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору, Стороны несут ответственность. предусмотренную законодательством Российской Федерации и Договором.

Перечень ключевых параметров контроля качества, по нарушениям которых Компания вправе выставлять Предприятию штрафные санкции, приведен в Приложении N 4 к Договору от 30 апреля 2021 года N ФПК-21-109 с указанием размеров штрафных санкций (пункт 6.10. Договора).

В целях соблюдения досудебного порядка разрешения спора, в адрес ООО "Напитки Транс Сервис" были направлены следующие претензии:

- претензия от 05.10.2022 N 98-п/СКФПКЮ на сумму 224 300 рублей, была получена ответчиком в соответствии с почтовым отчетом и до настоящего времени им не оплачена. Задолженность составляет 224 300 рублей.

- претензия от 19.10.2022 N 102-п/СКФПКЮ на сумму 248 000 рублей, была получена ответчиком в соответствии с почтовым отчетом и до настоящего времени им не оплачена. Задолженность составляет 248 000 рублей,

ООО "НТС" было допущено ненадлежащее исполнение обязательств по Договору N ФПК - 21-109 от 30 апреля 2021 года, что в соответствии с его условиями влечет оплату штрафной неустойки в размере 472 300 рублей.

Также 30 апреля 2021 года между АО "ФПК)" и ООО "НТС" был заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-21-112.

Согласно предмету Договора Компания (АО "ФПК") обязуется передать за плату во временное пользование Предприятию (ООО "НТС") TCII вагонов-ресторанов. Маршруты следования, вагонов-ресторанов, размер платы за пользование ГСП одного вагона-ресторана за время одною рейса указаны в Приложении N 1 к Договору от 30 апреля 2021 года N ФПК-21-112, являющемся его неотъемлемой частью. ГСП вагонов-ресторанов используются Предприятием исключительно для оказания услуг но обеспечению питанием пассажиров в поездах.

В целях соблюдения досудебного порядка разрешения спора, в адрес ООО "НТС" была направлена следующая претензия:

- претензия от 10.10.2022 N 100-п/СКФПКЮ на сумму 119 100 рублей, была получена ответчиком в соответствии с почтовым отчетом и до настоящею времени им не оплачена. Задолженность составляет 119 100 рублей

ООО "НТС" было допущено ненадлежащее исполнение обязательств по Договору N ФПК 21-112 от 30 апреля 2021, что в соответствии с ею условиями влечет оплату штрафной неустойки в размере 119 100 (сто девятнадцать тысяч сто) рублей.

В виду того, что компанией исчерпаны все допустимые способы досудебного урегулирования спора, АО "ФПК" вынуждено обратиться в суд с требованием о взыскании штрафных неустоек.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Правоотношения, сложившиеся между сторонами, подлежат регулированию общими нормами гражданского права об обязательствах и специальными нормами глав 34 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу положений статей 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы за предоставленное в пользование имущество.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Из материалов дела следует, что при проверке представителями истца исполнения договорных обязательств были установлены допущенные ответчиком нарушения, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Приложением N 4 к Договору утвержден перечень ключевых параметров контроля качества и штрафных санкций, предусмотренных за нарушение условий договора аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах.

Данный перечень подписан сторонами по договору, соответственно, стороны приняли и согласились со штрафными санкциями, закрепленными в данном перечне.

В соответствии с условиями договора ответчик берет на себя обязательства по использованию торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах исключительно для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров в поездах АО "ФПК" и соблюдать все требования и условия, в том числе лицензионные, в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров, установленные законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и отраслевыми стандартами, санитарными правилами, локальными актами АО "ФПК".

Оценив представленные в материалы доказательства, суд пришел к выводу о наличии допущенных нарушений ответчиком при исполнении обязательств в рамках договорных отношений.

В ходе проведения проверок были выявлены нарушения, которые указаны в Претензиях N 98-п/СКФПКю от 05.10.2022 и N 100-п/ СКФПКю от 10.10.2022.

Из материалов дела следует, что Претензия N 98-п/СКФПКю от 05.10.2022 выставлена на следующие нарушения, указанные в актах.

В Акте N 223238 от 23.07.2022 N 30 установлено ненадлежащее ведение книг жалоб и предложений. На титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящих организаций.

Возражая на данное замечание, ответчик указывает, что книги жалоб и предложений изготавливаются типографским способом, с предварительным согласованием с АО "ФПК", при этом в любом случае, адрес организации указан на первой странице, а телефон на последней, что также было отмечено директором вагона-ресторана (ДВР) Шерстянкиной Т.С. и отражено в Протоколе совещания у руководителя ОП Новороссийск Аврамиди Н.А. N 70/НПСКАВ от 02.08.2022.

При этом судом первой инстанции установлено, что в Протоколе совещания у руководителя ОП Новороссийск Аврамиди Н.А. N 70/НПСКАВ от 02.08.2022 указывается, что нарушение устранялось в ходе проверки, в связи с чем, в соответствии с пунктом 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

Актом N 223271 от 22.07.2022 N 125 установлены следующие нарушения: повар без головного убора, нарушение ассортиментного перечня, ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений (на титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящей организации).

В соответствии с пунктом 2 Приложения N 4 к Договору отсутствии при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Пунктом 39 Приложения N 4 к Договору ассортимент предполагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 - 10 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюденных требований.

В соответствии с пунктом 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

Актами N 223119 от 25.07.2022 N 187 и N 223254 от 21.07.2022 N 187 было установлено ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений. На титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящих организаций.

В соответствии с пунктом 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

В акте N 232696 от 28.07.2022 N 3 выявлено следующее нарушение: у официанта Ким А.С. отсутствовал бейдж.

Возражая против указанного нарушения, ответчик поясняет, что имеются объяснения официанта, что бейдж зацепился за коробку при обслуживании пассажиров (предоставлении дополнительного питания) и упал. Вместе с тем, во время проверки бейдж был заменен (Протокол N 19 МВСКав от 01.08.2022).

Из представленного в материалы дела Протокола N 19 МВСКав от 01.08.2022, по результатам проведенного разбора претензии со стороны истца, ответчик принял ее к сведению, мотивированных и обоснованных пояснений относительно сложившейся ситуации не представили, а также ограничились разбором по отношению к официанту

В силу пункта 3 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане служебного значка (бейджа), изготовленного типографским способом печати, на форменной одежде работника вагона-ресторана с указанием именем, фамилии и должности - 2 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

В Акте 232237 от 13.07.2022 N 101 было выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических правил (масляная рыба без маркировки после вскрытия).

Ответчик, не согласившись с данным нарушением, указал, что при проведении проверки рыба находилась в работе у повара, в связи с чем, маркировка и не могла быть нанесена. Данные обстоятельства отражены в Протоколе N 109/СПСКав/ПР от 09.08.2022.

Однако Протоколом N 109/СПСКав/ПР от 09.08.2022 данные замечание были приняты к учету, а также было рекомендовано своевременно оформлять особое мнение на представленные нарушения.

Согласно пункту 5.1.1 СТО ФПК 1.21.001-2020 сырье и продукты питания, используемые для производства продукции общественного питания, а также условия их производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям национальных стандартов, санитарных правил СанПин 2.3.6.1079-01, СанПин 2.3.2.1078-01, СанПин 2.3.2.1324-03, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, а также других нормативных документов, являющихся обязательными для соблюдения.

В силу пункта 5.1.2 СТО ФПК 1.21.001-2020 каждая партия поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов сопровождается документами, подтверждающими их качество и безопасность.

В соответствии с пунктом 5.3.1 СТО ФПК 1.21.001-2020 маркировке подлежит потребительская и транспортная тара с продукцией общественного питания (пищевыми продуктами). Маркировка продукции должна соответствовать ГОСТ Р 51074-2002, СП 2.3.6.1079-01, ТР ТС 022/2011. (п. 5.3.2)

В пункте 20 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

Актом N 223261 от 15.07.2022 N 147 установлено нарушение в виде несоблюдения численности бригады вагона-ресторана (по факту присутствовало 5 человек). В составе следует ОГД 298 человек. Согласно требованиям СТО, ФПК 1.05.002-2022 установлен численный состав от 251 до 350 человек, а на вагон-ресторан - численный состав бригады не менее 6 человек.

Ответчик в своих письменных пояснениях, возражая против удовлетворения заявленного штрафа, указывает, что существенным условием оказания услуг питания в вагоне-ресторане является качественное сервисное обслуживание пассажиров в пути следования. За период следования поездов жалоб от пассажиров к качеству услуг питания не поступало. Таким образом, бригады вагонов-ресторанов полностью обеспечили технологический процесс предоставления услуг питания пассажирам, т.е. потребности пассажиров со стороны Ответчика во исполнение требований СТО ФПК 1.21.001-2020, были удовлетворены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4.3.2. Договора у ответчика предусмотрена обязанность использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Актом N 221662 от 29.07.2022 N 310 выявлено нарушение в части несоблюдения численности бригады в/р. При минимальной утвержденной численности не менее 3-х работников, а по факту в рейс вышли два человека.

В соответствии с пунктом 4.3.2. Договора у ответчика предусмотрена обязанность использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

В Акте N 232644 от 13.07.2022 N 102 установлено следующее нарушение: у официанта Петрова А.В. удостоверение N 20 отсутствуют отметки о своевременной проверке знаний требований охраны труда, проверки знаний по пожарно-техническому минимуму, знаний ПТЭ жд РФ, инструктажи по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ, инструктажи по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте, а также повар Мастыкин А.В. находился при исполнении служебных обязанностей на кухне с нарушением форменной одежды - без головного убора.

Ответчик отмечает, что без удостоверения официант не мог быть допущен в рейс, удостоверение N 20 было найдено, о чем было сообщено ЛНП.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 4 к Договору отсутствие служебных удостоверений, санитарных книжек, отметок в удостоверении о своевременной проверке знаний требований охраны труда, норм и правил по электробезопасности (у директора вагона-ресторан, повара и кухонного рабочего), о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму знаний Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта РФ, инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов.

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

В соответствии с пунктом 2 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Актом N 221628 от 05.07.2022 N 310 установлено, что в вагоне-ресторане при исполнении служебных обязанностей директора вагона-ресторана отсутствуют два элемента оформленной одежды, а именно куртка и брюки.

В соответствии с пунктом 2 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

В Акте N 218849 от 06.07.2022 N 113 выявлены следующие нарушения: ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений (на титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящей организации), а также присутствует нарушение форменной одежды у повара Матвеевой Е.В. отсутствует куртка, повара Бессмертовой отсутствует фартук.

В силу пункта 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

В соответствии с пунктом 2 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Актом N 223277 от 28.07.2022 N 310 зафиксированы следующие нарушения: ассортимент заявленных блюд нарушен (из 2-х десертов в наличии только один (отсутствует виноград), сок и нектар менее 3-х наименований, ненадлежащее ведение книги жалоб и предложений (на титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящей организации), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (отсутствует маркировочный ярлы на мясе свинина, на вскрытой упаковке колбаса сервелат "Юбилейный").

Ответчик указывает, что в отношении отсутствия маркировочного ярлыка на мясе (свинина), на вскрытой упаковке колбасы "Юбилейный" (Протокол N 130/СПСКав пр от 24.08.2022) даны пояснения ДВР Степановой Я.А., что маркировка отсутствовала только на двух кусках мяса, приготовленных для жарки, а остальные продукты были промаркированы. В части отсутствия винограда и томатного сока в объяснениях указано, что данные продукты отсутствовали в связи с тем, что ранее были реализованы в пути следования. В отношении ненадлежащего ведения Книги жалоб и предложений, как выше уже было указано, изготавливаются типографским способом, с предварительным согласованием с АО "ФПК", при этом в любом случае, адрес организации указан на первой странице, а телефон на последней.

Судом первой инстанции проанализирован Протокол N 130/СПСКав пр от 24.08.2022, которым указанные истцом замечания были приняты к рассмотрению, в связи с даны следующие указания: специалисту по вагонам-ресторанам Самосюк В.Н. повторно довести информацию директорам вагонов-ресторанов, о необходимости в актах проверок, актах-предписания, актах ЛУ-4 указывать и оформлять особое мнение в надлежащем виде. ДВР перед каждым отправлением в рейс проводить натурный осмотр товаров и продуктов питания находящихся в вагоне-ресторане на предмет наличия товаров с истекшим сроком годности, с нечитаемой датой изготовления и срока годности. Обязать поваров ежедневно осуществлять контроль за маркировкой товаров и сроками годности находящихся в кухонном отделении. При обнаружении товаров с истекшим сроком годности незамедлительно изымать из оборота. Промышленные упаковки из под продуктов питания, на которых содержится информация о производителе продукта, дате изготовления и сроке годности не утилизировать до момента полной реализации продукта (с/м рыба/мясо, лососевая икра, яйца куриные, масло сливочное и т.п.). Таким образом, данные нарушения были обоснованными.

Пунктом 39 Приложения N 4 к Договору ассортимент предполагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 - 10 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюденных требований.

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

В силу пункта 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

Актом N 218886 от 20.07.2022 N 113 было выявлено нарушение в части ненадлежащего ведения книги жалоб и предложений (на титульном листе отсутствуют телефоны вышестоящей организации).

В силу пункта 28 Приложения N 4 к Договору при ведении ненадлежащим образом книги жалоб и предложений устанавливается штраф в размере 10 000 руб.

В Акте N 223240 от 02.08.2022 N 113 выявлены следующие нарушения: нарушение санитарно-эпидемиологических требований (в кухонном помещении вагона-ресторана выявлен картофель отварной, а также кусок мяса отварного без маркировки и сроков годности), в салоне вагона - ресторана за барной стойкой был обнаружен алкоголь без контрольно-информационного стикера (1 бутылка 0,25 л. коньяк Армянский, 1 бутылка виски "Баллантайнс" 0,5 л.); коньяк "Армянский при сканировании акцизных марко в приложении "АнтиКонтрафакт Алко" указана ООО "Агроторг" г. Сочи продажа через розничную торговлю, виски "Баллантайнс" ввиду нарушения целостности акцизной марки сканировать не удалось.

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

В соответствии с пунктом 50 Приложения N 4 к Договору отсутствие контрольно-информационного стикера, утвержденного АО "ФПК" на алкогольной продукции в упаковке промышленного производства, реализуемой в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт реализации в рейсе.

Актом N 219717 от 27.08.2022 N 147 отражены такие нарушения как несоблюдение численности следования ОГД (согласно наряд-приказу N 833 от 27.08.2022 г. состав бригады 4 человек, в составе следует группа 437 человек. Согласно требований СТО, ФПК.1.05.002-2022 пункт 9.1 при перевозке ОГД от 351 до 500 чел. - численный состав бригады ресторана не менее 8 человек), также отсутствует информация о режиме вагона-ресторана на входных дверях со стороны тамбуров, в ВР 051 63779.

В соответствии с пунктом 4.3.2. Договора у ответчика предусмотрена обязанность использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Из вышеуказанного усматривается нарушение пункта 10.2 Стандарта АО "ФПК" СТО ФПК 1.21.001-2020 согласно которому в салоне вагона-ресторана (купе-буфета) на доступном для потребителей месте, согласованном с Управлением организации питания АО "ФПК", размещается следующая информация, оформленная в едином стиле, в соответствии с макетом, утвержденным АО "ФПК", в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания наименование организации; место ее нахождения (юридический адрес), ИНН; режим работы; актуальный телефон горячей линии Единого информационно-сервисного центра; сведения о местонахождении книги жалоб и предложений.

Пунктом 17 Приложения N 4 к Договору указывается, что отсутствие вывески в салоне вагона-ресторана с достоверной информацией о наименовании обслуживающего предприятия, юридическом адресе, режиме работы - 2000 рублей за каждый рейс. В котором выявлено нарушение.

Актом N 219732 от 28.08.2022 N 113 зафиксирован срыв в проведении ревизии вагона-ресторана, а именно ДВР Грищенко А.Г. отказала в проверке ресторана.

В соответствии с пунктом 10 Приложения N 4 к Договору непредоставление компании и ее уполномоченным лицам возможности беспрепятственно производить проверку соблюдения требований пожарной безопасности и электробезопасности, санитарно-гигиенических норм, правил технической эксплуатации вагонов-ресторанов, перевозки пассажиров, груза и грузобагажа - 5000 рублей за каждый факт нарушения.

В Акте N 229124 от 30.08.2022 N 113 были выявлены следующие несоблюдения требований договора: нарушение санитарно-эпидемиологических требований (отсутствует информация о сроках годности: грибы шампиньоны (1 упаковка), рыба свежемороженая (1 упаковка), несоблюдение пожарной безопасности (1-конфорочная электрическая плита расположена в кухонном помещении, включенная в сеть питания) данная плита отсутствует в описи оборудования вагона-ресторана), отсутствуют отметки о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму у 3-х работников ресторана Грищенко А.Г, Федулов А.В., Житникова С.А., а также нарушен ассортимент заявленных блюд - в реализации отсутствуют ржаные булки.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 4 к Договору отсутствие служебных удостоверений, санитарных книжек, отметок в удостоверении о своевременной проверке знаний требований охраны труда, норм и правил по электробезопасности (у директора вагона-ресторан, повара и кухонного рабочего), о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму знаний Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта РФ, инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов.

В силу пункта 9 Приложения N 4 к Договору необеспечение соблюдения требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности - 25 000 рублей при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда.

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

Пунктом 39 Приложения N 4 к Договору ассортимент предполагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 - 10 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюденных требований.

Актом N 229141 от 17.08.2022 N 147 было зафиксировано нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в холодильнике кухонного отделения молочные сосиски (1 кг) без указания срока годности и маркировке), а также Актом N 219724 от 26.08.2022 N 113 выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил в части обнаружены продукты без маркировки (масло сливочное, салат овощной, макароны и картофель отварные, яйца сырые)

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

В Акте N 221677 от 20.07.2022 N 309 было выявлено несоблюдение численности бригады вагона-ресторана (при согласованной минимальной численности не менее 3-х человек, а по факту в рейсе 2 человека.

В соответствии с пунктом 4.3.2. Договора у ответчика предусмотрена обязанность использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Актами N 234923 от 14.08.2022 N 3 и N 234905 от 12.08.2022 N 30 установлены нарушения в пункте 21 Приложения N 4 к Договору, в соответствии с которым несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил, поскольку на сыре "Пармезан" отсутствует заводская упаковка с маркировкой даты и временем вскрытия, а на сыре "Маасдам" отсутствовала маркировка.

Актом N 221679 от 24.08.2022 N 312 установлено нарушение в части ассортимента предлагаемой продукции в вагоне-ресторане, который не соответствует требованиям СТО ФПК (отсутствует одно наименование газированной воды, а также отсутствует вино объемом 0,187 л)

Пунктом 39 Приложения N 4 к Договору ассортимент предполагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 - 10 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюденных требований.

В Акте N 226240 от 20.08.2022 N 126 обнаружены следующие нарушения:

- продукты питания в вагоне-ресторане хранятся с нарушением санитарно-эпидемиологических норм (на вскрытой упаковке сыра Пармезан, чернослив, изюм, предназначенный для питания пассажиров отсутствует маркировочный ярлык, а также у кофе-капсулы отсутствует заводская упаковка);

- у ДВР Акушевич Е.Н. отсутствует отметка о своевременной проверке знаний по электробезопасности, у официанта Финагина В.Ю. отсутствует отметка о своевременной проверке требований охраны труда.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 4 к Договору отсутствие служебных удостоверений, санитарных книжек, отметок в удостоверении о своевременной проверке знаний требований охраны труда, норм и правил по электробезопасности (у директора вагона-ресторан, повара и кухонного рабочего), о проверке знаний по пожарно-техническому минимуму знаний Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта РФ, инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации - 5000 рублей в отношении каждого сотрудника в рейсе вне зависимости от количества отсутствующих документов.

Согласно пункту 21 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитрано-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества не соблюденных правил.

Актом N 223260 от 06.08.2022 N 125 установлено нарушение в части численности работников бригады вагона ресторана: вместо 8 человек, по факту обнаружено 5 сотрудников.

В соответствии с пунктом 4.3.2. Договора у ответчика предусмотрена обязанность использовать ТСП вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питанием пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов РФ, государственных и отраслевых стандартов, стандартов АО "ФПК", технических условий, санитарных правил, локальных актов АО "ФПК" и условий договора, с соблюдением требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов-ресторанов в составах пассажирских поездов.

Одновременно с вышеуказанными замечаниями была выставлена претензия от 19.10.2022 N 102-п/СКФПКЮ на сумму 248 000 рублей по следующим актам.

В отношении Чек-листа N 2760 от 04.07.2022 года в поезде N 147 Мурманск-Адлер N 051-64074 проверка формата "тайный пассажир" суд отмечает следующее.

В материалы дела представлен от Протокол АО "ФПК" от 26 октября 2020 г. N СРПКФ-MОCK-884/пp, в соответствии с которым истец указывает, что акты в режиме "скрытый пассажир" фиксируют нарушения договорных обязательств только лишь стороной АО "ФПК", без ознакомления с данными актами представителей ООО "НТС". Тогда как договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении прав и обязанностей.

Указанное, лишает представителей ООО "НТС" права на оспаривание нарушений в момент проверки, а также лишает АО "ФПК" ссылаться на данные односторонние проверки при рассмотрении споров арбитражным судом.

Одновременно стоит отметить, что в соответствии с пунктом 7.9 Регламента организации контроля клиентских услуг в АО "ФПК" утвержденного распоряжением от 25 февраля 2019 N 169р, скрытые проверки проводятся без представления ревизоров работникам объекта проверки и обозначения времени начала и окончания проверки. Такие проверки предназначены для определения фактического состояния клиентских услуг, исключая влияние работников объекта проверки на результаты проверки. Скрытые проверки включают, только те параметры, которые возможно объективно оценить, не прибегая к помощи работников объекта проверки.

По смыслу изложенных требований, ввиду того, что данные проверки проводит лицо и по своему внутреннему убеждению оценивает проверяемые параметры, то целями и задачами данных проверок не может являться проверка договорных отношений между юридическими лицами, так как данные проверки должны носить исключительно справочно-информационный характер об общем состоянии клиентских услуг в проверяемый период.

Таким образом, скрытые проверки не допустимы при проверке договорных отношений и позиция ООО "НТС" является обоснованной, в связи с чем штрафные санкции по Чек-листу N 2760 от 04.07.2022 года не подлежат взысканию.

В рамках Претензии от 19.10.2022 N 102-п/СКФПКЮ были выставлены по следующим актам:

- N 2022-184 от 29.07.2022 г N 19: Не поддерживается чистота в вагоне-ресторане Загрязнение (потолок на кухне, стены и пол в салоне вагона-ресторана)

- N 2022-153 от 04.07.2022 N 102: Неверно оформленное меню вагона-ресторана.

- N 022-176 от 14.07.2022 N 126: В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение пола в кухонном отделении)

- N 2022-119 от 20.07.2022 N 312: В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение кухонного отделении, стены у плиты); Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1,21,001-2020, отсутствует в реализации вино.

- N 2022-169 от 13.07.2022 N 114: Несоблюдение численности бригады вагона-ресторана при следовании ОГД 445 человек. Бригады 4 человека. Согласно требованиям СТО, ФПК. 1.05.002-2022 пункт 9.1. при перевозке ОГД от 351 до 500 чел - численный состав бригады ресторана не менее 8 человек.

- N 2022-163 от 09.07.2022 N 148: Несоблюдение численности бригады вагона-ресторана при следовании ОГД 537 человек. Бригады 7 человек. Согласно требований СТО. ФПК. 1.05.002-2022 пункт 9.1. при перевозке ОГД от 501 до 600 чел- численный состав бригады ресторана не менее 10 человек.

- N 2022-203 от 12.08.2022 N 19: В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение стены в салоне)

- N 2022-101 от 16.08.2022 N 19: Нет информационного стикера с указанием даты и времени приготовления продуктов (заготовки риса, гречка, курица отварная хранятся в холодильнике); В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение полы в салоне и кухонном помещении);

- N 2022-207 от 22.08.2022 N 102: Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 в реализации отсутствует кофе Капучино, т.к. отсутствует капучинатор; В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение в кухонном помещении);

- N 2022-187 от 04.08.2022 N 114: Текстильные изделия имеют повреждения (повреждение края занавески в салоне); В холодильнике кухонном отделении хранятся без маркировочных ярлыков тертая морковь, отбивные, масло сливочное. Филе цыпленка в замороженном виде и оковалок из говядины должны храниться при температуре 18C в холодильнике температура +10С. Над плитой сохнут носи, полотенце в непосредственной близости от сковородок. В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение в кухонном помещении пол, в салоне полы)

- N 2022-189 от 05.08.2022 N 114: Несоблюдение численности бригады вагона-ресторана при следовании ОГД 347 человек. Бригады 4 человека. Согласно требований СТО, ФПК. 1.05.002-2022 пункт 9.1. при перевозке ОГД от 251 до 350 чел- численный состав бригады ресторана не менее 6 человек. В холодильнике кухонного отделения хранятся 3 курицы без упаковки, замороженный картофель фри без маркировки. В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение в кухонном помещении пол, плиты, на мойке пепельница с окурками, над мойкой хранятся тапки и прочие личные вещи. мусор на полу).

- N 2022-191 от 06.08.2022 N 114: Нарушение численности бригады вагона персонала. 5 человек по приказ, наряду 4 человека по факту (официант Титов В.С. числится в приказ наряде, но в составе бригады отсутствует. В данном рейсе следовало ОГД. При следовании ОГД численностью от 251 до 350 человек численный состав бригады вагона -ресторана должен составлять не менее 6 работников. В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение в кухонном помещении пол, в салоне полы). Срок годности реализуемых товаров промышленного производства не соблюдается (в холодильнике в кухонном помещении хранятся свежие нарезанные помидоры без маркировочного ярлыка, капуста квашеная в трехлитровой банке без маркировочного ярлыка, свежий виноград в пакете без маркировочного ярлыка). Отсутствует информация о режиме работы вагона-ресторана (кафе-буфета)

- N 2022-197 от 07.08.2022 N 114: Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 в реализации отсутствует кофе Капучино. т.к. отсутствует капучинатор. В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота (загрязнение в кухонном помещении пола).

- N 2022-206 от 22.08.2022 N 114: Не читается дата изготовления, срок годности на упаковке "Трески филе без кожи" 400 гр., в холодильнике находится контейнер с нарезанной рыбой без упаковки и без маркировочного ярлыка, филе мяса без ярлыка, свекла отварная засохшая, картофель свежий очищенный, емкость пластиковая с маринованным перцем -все перечисленное без маркировочного ярлыка. Загрязнены дверцы шкафчиков (в кухне), загрязнение полов в салоне.

- N 2022-199 от 08.08.2022 N 126: В холодильнике имеются заготовки мяса птицы и говядины в контейнерах с крышками на контейнерах отсутствуют маркировочные ярлыки, а также в холодильнике находилась вскрытая упаковка сливочного масла без маркировочного ярлыка (масло наполовину израсходовано). В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота Загрязнение пола в кухонном помещении.

- N 2022-156 от 03.08.2022 N 148: Загрязнение стены в салоне вагона-ресторана загрязнены, стены в кухонном отделении

- N 2022-190 от 05.08.2022 N 148: Нарушение требований пожарной безопасности. Отсутствуют огнетушители полностью. Отсутствует информация о режиме работы в одном из вагонов - ресторанов, который используется как склад для хранения продуктов питания для ОГД. не используется для работы о чем отсутствует информация для пассажиров. Загрязнение стены пола в кухонном помещении N 086-63403, N 051-63787. Вареные яйца без маркировочного ярлыка, резанный хлеб без ярлыка, несвежая морковь, стеклянная бутылка с содержимом, похожим на топленое сливочное масло без маркировочного ярлыка

- N 2022-196 от 06.08.2022 N 148: Отсутствует форменная одежда на официанте Вольнове А.А. В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота Загрязнение пола в кухонном помещении. В помещении вагона-ресторана имеется продукция, не предназначенная для оказания услуг питания (личная одежда)

- N 2022-201 от 09.08.2022 N 148: В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота Загрязнение пола в кухонном помещении.

- N 2022-198 от 07.08.2022 N 188: В помещениях вагона-ресторана (кафе-буфета) не поддерживается чистота Загрязнение пола в кухонном помещении

- N 2022-212 от 29.08.2022 N 188: Срок годности реализуемых товаров промышленного производства не соблюдается (очищенный картофель и пассированные овощи в открытом контейнере без маркировки). В помещениях вагона-ресторана не поддерживается чистота (загрязнения пола в помещении кухни. Загрязнения носят временно-накопительный характер)

- N 2022-151 от 18.08.2022 N 309:Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020. Отсутствует виноград. Книга жалоб и предложений не ведется надлежащим образом Отсутствуют отметки руководства в книге жалоб и предложений

- N 2022-142 от 11.08.2022 N 310: Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001-2020 Отсутствует белое и красное вино в промышленной таре 0,187-0.375 л. В вагоне-ресторане находится продукция непредназначенная для питания пассажиров коробка в обеденном зале Персонал вагона-ресторана (кафе-буфета) не одет в форменную одежду. Внешний вид и состав комплекта форменной одежды не соответствует требованиям СТО ФПК У официанта Русакова К. обувь с открытым носом и пяткой.

- N 022-224 08.09.2022 г N 19: Загрязнение временно-накопительного характера (пол в салоне вагона-ресторана и кухонном помещении); Отсутствует отметка руководителя в книге жалоб и предложений на благодарности Сарикова СВ. с адресом. Отсутствует маркировка: свежие грибы, вскрытая упаковка масла, овощи запеченные, приготовленное мясо, морковь и картофель очищенные, лимон нарезанный.

- N 2022-225 12.09.2022 г N 19: Загрязнение временно-накопительного характера (пол и стены в салоне вагона-ресторана и пола кухонном помещении); Приготовленный картофель в емкости без маркировки. В морозильнике: на герметичной упаковке с филе форели отсутствует срок годности и дата изготовления, отсутствует маркировка на емкости с замороженной рыбой, отсутствует маркировка на рыбе в холодильнике; Нарушение численности бригады вагона-ресторана при перевозке ОГД. Бригада отправлена в рейсе в количестве 3-х человек т.к. официант Каленчук B.C. отстранен от рейса. Должна быть численность не менее 4-х человек.

- N 2022-166 от 03.09.2022 N 310: Отсутствует прейскурант на вина и крепкие алкогольные напитки. Отсутствует информация о сроке годности, о дате изготовления на продукции промышленного производства: филе куриное и говядина. Ассортимент заявленных блюд не соответствует СТО.ФПК. 1.21.001-2020 г. Отсутствует красное вино в промышленной упаковке, объемом 0.187-0.375

- N 2022-186 от 01.09.2022 N 113: Нарушение одежды. ДВР работает без галстука. Отсутствует значок форменной работника ресторана; служебный бейдж, на одежде вагона. Загрязнение помещении в кухонном вагона ресторана: пол, фурнитура, стена, окна; В помещении вагона -ресторана в наличии продукции не предназначенная для оказания услуг питания пассажира.

- N 2022-217 от 03.09.2022 N 30: Отсутствует маркировка: пассированные овощи, жареные грибы с луком, вскрытая упаковка с филе индейки и говядины

- N 2022-218 от 04.09.2022 N 30: Загрязнение пола в кухне, потолка в салоне в/р. Отсутствует маркировка: пассированные овощи, картофель отварной, нарезка для вагонов БК.

В части указанных актов ответчик возражает в отношении результатов проверки по Акту 2022-142 от 11.08.2022 было обнаружено несоответствие, т.к. у официанта Русакова К. обувь с открытым носом и пяткой. В соответствии с Протоколом N 151/СПСКав от 20.09.2022, закрытая обувь официанта Русаковой К. пришла в негодность в пути следования, в связи с чем она работала в открытой обуви до станции Москва, где была приобретена закрытая обувь.

По результатам проведенного совещания, на котором также был составлен Протокол N 151/СПСКав от 20.09.2022, по которому указанные нарушения не были приняты у учету, однако директором вагона-ресторана подписан Акт-предписания без особого мнения, в связи с чем в отсутствие мотивированных возражений, замечания судом признаются обоснованными.

Также, 30 апреля 2021 года между Акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания)" и Обществом с ограниченной ответственностью "Напитки Транс Сервис" был заключен договор аренды торговых и служебных площадей в вагонах-ресторанах АО "ФПК" N ФПК-21-112

Из материалов дела следует, что Претензия N 100-п/СКФПКю от 10.10.2022 выставлена на следующие нарушения, указанные в актах.

Акт N 232691 от 28.07.2022 N 104: нарушение форменной одежды у ДВР Сидоренко В.М. отсутствует шейный платок/галстук

В соответствии с пунктом 11.13.1 Стандарта СТО ФПК 1.21.001-2020 "Обслуживание пассажиров в поездах формирования АО "ФПК". Требования к организации питания" предусмотрены определенные требования к внешнему виду сотрудников вагона-ресторана (кафе-буфета). Форменная одежда работников вагона-ресторана (кафе-буфета) должна соответствовать исполняемым обязанностям, а именно: для женского пола: жилет, юбка или брюки, рубашка, галстук или шейный платок.

В силу пункта 4.3.2. Договора, ООО "ТПХ" обязалось соблюдать стандарты АО "ФПК".

Согласно пункту 1 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на месте размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких элементов форменной одежды - 5 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

В августе 2022 года в рамках претензии N 100-п/СКФПКю от 10.10.2022 были выставлены следующие акты с указанием соответствующих нарушений:

- Акт N 2022-206 от 07.08.2022 N 104: книга жалоб и предложений ведется ненадлежащим образом, отсутствует номер телефона вышестоящий организации; в информационной папке отсутствует копия свидетельства о государственной регистрации, нарушение форменной одежды у официанта Белова М.О. отсутствуют форменные брюки, не поддерживается чистота в вагоне-ресторане в кухонном отделении загрязнений вытяжной вентиляции, на готовом рисе указана маркировка 16 августа 2022 года в 11.00, проверка проводилась 17.08.2022 в 11:20-11:40 час маркировочный ярлык не был обновлен (САНПин хранение отварного риса 72 часа);

- Акт N 234906 от 14.08.2022 N 104: нелегальная алкогольная продукция (вино розовое полусухое "Газела" 0,75 л. одна бутылка, акцизная марка не определена; нарушение санитарно-эпидемиологических правил (апельсиновые сушеные корочки для приготовления чизкейка без маркировочного ярлыка о дате выработке и сроке годности.

В отношении указанных актов, ответчик в письменных пояснениях указал на то, что в Протоколе N 129/СПСКав от 22.08.2022 года было указано, что вино розовое полусладкое "Газела Винью Верде Розе" было получено со склада Ответчика, по Акту приема-передачи, а проверка осуществлялась ревизорами с помощью мобильного приложения "Антиконтрафакт Алко", которое не смогло распознать одну бутылку. Причем в дальнейшем неоднократно акцизная марка на данной бутылке сканировалась работниками Ответчика, в т.ч. также с помощью мобильного приложения "Антиконтрафакт Алко", при этом вся информация о данной бутылке отображалась нормально. Данное вино указано в типографской винной карте, которая утверждена Ответчиком и согласована с СевероКавказским филиалом АО "ФПК".

Между тем, в Протоколе N 129/СПСКав от 22.08.2022 судом первой инстанции установлено, что директором вагона-ресторана признано, что 1 бутылка с акцизной маркой не распознавалась, в отличие от 6 других, а также у апельсиновых корок не было маркировок, в связи с чем, по результатам проведенного совещания данные нарушения приняты к сведению.

Согласно пункту 1 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на месте размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких элементов форменной одежды - 5 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

В соответствии с пунктом 13 Приложения N 4 к Договору отсутствие в вагонах-ресторанах информационных папок для пассажиров - 2000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение.

В пункте 20 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил.

Пунктом 27 Приложения N 4 к Договору отсутствие книги жалоб и предложений - 10 000 рублей за каждый рейс, в котором было выявлено нарушение.

В силу пункта 39 Приложения N 4 к Договору в помещениях вагона-ресторан не поддерживается чистота - 2 000 рублей за выявленное нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда.

В сентябрь 2022 года в рамках претензии N 100-п/СКФПКю от 10.10.2022 были выставлены следующие акты с указанием соответствующих нарушений:

- Акт N 235028 от 15.09.2022 N 104: провоз хозяйственного груза 6 коробок от станции Москва до станции Адлер без разрешительной документации, предъявлена накладная N 3774 от 15.09.2022 заверенная печатью "ЛТ-Групп" в салоне вагона-ресторана в зоне видимости пассажиров коробки с рационами питания; на вывеске вагона-ресторана отсутствует достоверная информация о режиме работы вагона-ресторана;

- Акт N 230103 от 30.09.2022 N 104: на заводской упаковке плова с грибами отсутствует маркировка о дате изготовления, упаковка не вскрыта; у официанта Гриничева А.Н. отсутствовала форменная одежда - нет форменных брюк, фартука, нет бейджа, а также отсутствует оригинал медицинской книжки (в электронном виде);

- Акт N 2022-179 от 13.09.2022 N 23: истек срок годности реализуемых блюд "Салат из свежих овощей" произведен 10.09.2022 в 06:00, срок годности 72 часа. Блюдо закуска "русские в поезде" дата производства 10.09.2022 время 01:00 час срок годности 72 часа.

Ответчиком были представленные пояснения, согласно которым в отношении истечения срока годности блюд "Салат из свежих овощей" "русские в поезде" (Акт проверки N 2022-179 от 13.09.2022) необходимо подчеркнуть, что Акт проверки был подписан с возражениями. В Протоколе N 166/СПСКав от 10.10.2022 указано, что данные блюда попали в партию с продукцией с более длительным сроком годности. Кроме того, дважды производилась замена вагона 11 сентября и 12 сентября, вагон прицепляли к составу поезда в неисправном состоянии (при этом на улице было темно и холодно) за 1,5 часа до отправления, в связи с чем, отсутствовала возможность разобрать продукцию. Вместе с тем, блюда с истекшим сроком годности не предлагались пассажирам в пути следования, а также были утилизированы в ходе проверки.

Однако, материалами дела подтверждается, что по результатам проведенного совещания компанией ответчика, данные замечания были приняты к сведению и подлежали устранению. К тому же, директору вагона-ресторана было предъявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Согласно пункту 1 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на месте размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких элементов форменной одежды - 5 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

В силу пункта 3 Приложения N 4 к Договору отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане служебного значка (бейджа), изготовленного типографским способом печати, на форменной одежде работника вагона-ресторана с указанием именем, фамилии и должности - 2 000 рублей в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Пунктом 7 Приложения N 4 к Договору перевозка в арендованных вагонах-ресторанах и выделенных работникам вагонов-ресторанов купе коммерческих грузов (вне зависимости от количества и объема), посторонних лиц (в отношении каждого лица, на которое отсутствует разрешительная документация) - 25 000 рублей при выявлении факта нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда.

В соответствии с пунктом 16 Приложения N 4 к Договору отсутствие вывески в салоне вагона-ресторана с достоверной информацией о наименовании обслуживающего предприятия, юридическом адресе и режиме работы - 2 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение.

В пункте 20 Приложения N 4 к Договору несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане - 2000 рублей за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил.

Также в пункте 31 Приложения N 4 к Договору цены на продукцию, выложенную на барную витрину, не указаны в меню, а также на ценниках или в прейскуранте -5 000 рублей за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не указанных цен.

В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Представленные в материалы дела доказательства ответчиком по существу не оспорены, ходатайств о фальсификации представленных истцом доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ ответчиком не заявлено.

Проанализировав по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности истцом факта нарушений ответчиком принятых на себя обязательств по договору.

С учетом подтверждения факта нарушения ответчиком договорных обязательств материалами дела, штрафные санкции заявлены истцом обоснованно на общую сумму 556 400 руб., за исключением штрафных санкций, выставленных по чек-листу N 2760 от 04.07.2022 на сумму 35 000 руб.

Ответчиком на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено о применении положений ст. 333 ГК РФ к спорным правоотношениям.

Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.

В соответствии с пунктами 69 - 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 75 указанного постановления установлено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, и что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Доказательствами обоснованности размера пени могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.

Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Именно поэтому в пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом смысле у суда возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Неустойка в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по своей правовой природе носит компенсационный характер и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора.

Задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.

Критериями для установления явной несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другое (пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17).

Ответчик в качестве оснований несоразмерности неустойки указал на отсутствие убытков истца, вследствие допущенных им нарушений.

При этом судом учтено отсутствие доказательств фактов причинения вреда вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору, заключенному с истцом, а также иных неблагоприятных последствий для истца.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.

Суд первой инстанции, исследовав доводы истца и ответчика, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с нарушением договорных обязательств, отсутствие в материалах дела доказательств причинения истцу значительных убытков ввиду допущенного ответчиком нарушения принятых на себя обязательств по спорному договору, характер допущенных нарушений, функцию неустойки, баланс интересов сторон, правомерно применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер неустойки до 278 200 руб. (в два раза от обосновано заявленной суммы).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная сумма неустойки является справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.

На основании изложенных обстоятельств, носящих объективный характер, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая компенсационный характер природы неустойки, которая должна быть направлена на восстановление нарушенных прав, при предъявлении спорной неустойки в рамках настоящего дела, суд первой инстанции правомерно установил основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил неустойку.

Довод истца о неправомерном применении судом статьи 333 Гражданского кодекса подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям.

Все представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2023 по делу № А41-17970/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья

Погонцев М.И.