ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-24868/2023 от 07.11.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А41-24868/2023

10 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Администрации городского округа Истра Московской области: ФИО1 (дов. № 216 от 22.12.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Рослесхоза: ФИО2 (дов. № 128-С от 14.06.2023 г.);

от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;

от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;

от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;

рассмотрев 07 ноября 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области

на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2023 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 г.,

по делу № А41-24868/2023

по иску Администрации городского округа Истра Московской области

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства

о признании права собственности на земельный участок,

третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

УСТАНОВИЛ: в границах участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0040244:28 находится общественное кладбище «кладбище в д. Максимовка» Истринского городского округа Московской области.

В целях постановки на кадастровый учет земельного участка под общественным кладбищем «кладбище в д. Максимовка» Администрацией Истринского городского округа Московской области проведены кадастровые работы, составлена схема расположения земельного участка.

На основании проектной документации, утвержденной приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 11 января 2019 г. № 29п-14, утвержден акт выбора участка земель лесного фонда от 28 декабря 2018 г. № 160, общей площадью 0,2888 га, расположенного в защитных лесах категории «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», в квартале № 45 - выдел 38 Новоиерусалимского участкового лесничества (Истринский лесотехнический участок) Истринского лесничества, запрашиваемого Администрацией городского округа Истра Московской области (далее – Администрация, истец) для перевода участка из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях размещения существующего кладбища.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040244:28 является Российская Федерация, документы-основания – статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации, дата присвоения кадастрового номера 25 февраля 2020 г. Адрес: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество. Новоиерусалимское участковое лесничество (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38.

Ссылаясь на то, что общественное кладбище является исторически сложившимся с 1951 года, оно не относится к кладбищу, находящемуся в ведении Российской Федерации, Администрация городского округа Истра Московской области открыто владеет земельным участком под кладбищем, исполняет полномочия по содержанию мест захоронения, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) и Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик) со следующими требованиями:

- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040244:28, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: заготовка древесины (включая сом); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений и полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных объектов а также гидротехнических сооружений, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы, для прочих объектов лесного хозяйства;

- признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040244:28, площадью 2 888 +/- 940 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничеств (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38 за муниципальным образованием городской округ Истра Московской области;

- внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040244:28, площадью 2 888 +/- 940 кв.м, в части указания категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», вида разрешенного использования «ритуальная деятельность».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Мособлклмлес), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области).

Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку общественное кладбище «кладбище в д. Максимовка» Истринского городского округа Московской области является исторически сложившимся, располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040244:28 с 1951 года, данный факт подтверждается протоколом № 8 заседания исполнительного комитета Ивано-Октябрьского сельсовета Истринского района Московской области от 14 июля 1951 года.

В отзыве на кассационную жалобу Рослесхоз просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Рослесхоза возражал против ее удовлетворения.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что в постановлении Администрации сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 01 июня 2015 г. № 96/ОП «О закрытии муниципального общественного кладбища в деревне Максимовка» указано на закрытие кладбища для свободного захоронения ввиду расположения кладбища в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества»; использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории заказника.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (далее - Постановление № 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Согласно пункту 58 Постановления № 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Иск о признании права собственности относится к вещно-правовым средствам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника индивидуально-определенной вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.

Предъявление требования о признании права имеет целью устранение сомнений в принадлежности права тому или иному лицу.

В соответствии с пунктом 59 Постановления № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли

Согласно пункту 2 статьи 3.1 вышеуказанного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В силу пункта 1 статьи 16 названного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.

Пунктом 4 Закона о погребении установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 статьи 15 названного Закона, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.

Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

При этом согласно пункту 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17 июля 2007 г. № 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.

В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

При обращении в арбитражный суд Администрация указывала на то, что общественное кладбище «кладбище в д. Максимовка» Истринского городского округа Московской области является исторически сложившимся с 1951 г., оно не относится к кладбищу, находящемуся в ведении Российской Федерации, и, следовательно, оснований для отнесения его к федеральной собственности не имеется, является разграниченным в силу закону.

Судами не дана оценка приведенному доводу.

Указывая на то, что кладбище расположено в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества», в связи с чем использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории заказника, суды не учли положения Закона о погребении.

На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и должным образом не оценены доводы сторон и представленные ими доказательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.

Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 г. по делу № А41-24868/2023 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи О.В.Анисимова

Е.Е.Шевченко