ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-24868/2023 от 24.08.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-15191/2023

г. Москва

31 августа 2023 года

Дело № А41-24868/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,

судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 по делу № А41-24868/2023.

В судебном заседании приняли участие представители:

Администрации городского округа Истра Московской области – ФИО1 по доверенности № 216 от 22.12.2022;

Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО2 по доверенности от 08.06.2023.

Администрация городского округа Истра Московской области (далее – администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее – ТУ ФАУГИ, ответчик-1) и Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик-2) с исковыми требованиями:

- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040244:28, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничество (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: заготовка древесины (включая сом); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений и полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных объектов а так же гидротехнических сооружений, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы, для прочих объектов лесного хозяйства,

- признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0040244:28, площадью 2888 +- 940 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество, Новоиерусалимское участковое лесничеств (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38 за муниципальным образованием городской округ Истра Московской области,

- внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040244:28, площадью 2888 +- 940 кв. м, в части указания категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», вида разрешенного использования «ритуальная деятельность».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле приняли участие Минмособлимущество, Мособлкомлес, Управление Росреестра по МО.

Решением суда первой инстанции исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также – податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности исковых требований.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против доводов жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как поясняет истец, общественное кладбище «кладбище в д. Максимовка» Истринского городского округа Московской области является исторически сложившимся (с 1951 г.).

В целях постановки на кадастровый учет земельного участка под общественным кладбищем «кладбище в д. Максимовка» Администрацией Истринского городского округа Московской области проведены кадастровые работы, составлена схема расположения земельного участка. В результате данных работ установлено, что участок под кладбищем «кладбище в д. Максимовка» расположен в том числе и в границах участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0040244:28.

На основании проектной документации, утвержденной Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 11.01.2019 № 29п-14, утвержден акт выбора участка земель лесного фонда от 28.12.2018 № 160 общей площадью 0,2888 га, расположенного в защитных лесах категории «леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», в квартале № 45 - выдел 38 Новоиерусалимского участкового лесничества (Истринский лесотехнический участок) Истринского лесничества, запрашиваемого Администрацией городского округа Истра Московской области для перевода участка из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, в целях размещения существующего кладбища.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040244:28 является Российская Федерация, документы-основания - ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, дата присвоения кадастрового номера 25.02.2020. Адрес: Московская область, городской округ Истра, Истринское лесничество. Новоиерусалимское участковое лесничеств (Истринский лесотехнический участок), квартал № 45, часть выдела 38.

По мнению истца, юридическое закрепление права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не соответствует фактическому использованию данного участка, а также положениям действующего законодательства (о похоронном деле, о местном самоуправлении), согласно которым участок, занятый захоронениями, должен находиться в собственности муниципального образования.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.

В соответствии с пунктом 58 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленумов № 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии с пунктом 59 названного постановления, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что иск о признании права собственности направлен на констатацию факта возникновения права собственности и представляет собой требование, направленное на формализацию отношений по поводу конкретного объекта собственности, юридический статус которого не определен.

Частью 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (ч. 1 ст. 19 ЗК РФ).

В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - закон № 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (ч. 1 и ч. 2 ст. 4 закона № 8-ФЗ).

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 16 закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 ЛК РФ).

Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 6 ЛК РФ).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Согласно материалам дела истцом была разработана проектная документация для перевода участка из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, в целях размещения существующего кладбища.

Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 11.01.2019 № 29п-14, утвержден акт выбора участка земель лесного фонда от 28.12.2018 № 160 общей площадью 0,2888 га, расположенного в выделе 38 квартала 45 Новоиерусалимского участкового лесничества Истринского лесничества (Истринский лесотехнический участок).

На основании акта выбора от 28.12.2018 № 160, ГКУ МО «Мособллес» проведено натурное техническое обследование участка земель лесного фонда для перевода в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» в целях размещения существующего кладбища в деревне Максимовка городского округа Истра, сельского поселения Ермолинское Московской области.

В приказе Комитета лесного хозяйства Московской области от 11.01.2019 № 29п-14, а также в постановлении Администрации Сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 01.06.2015 № 96/ОП «О закрытии муниципального общественного кладбища в деревне Максимовка» (л. д. 75) указано на расположение кладбища в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества».

В силу пункта 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В пункте 3 указанной статьи установлено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Соответственно, использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории заказника.

Таким образом, оснований для выделения земельного участка и признания на него права собственности муниципального образования не имеется.

Как отмечено ранее, постановлении Администрации Сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 01.06.2015 № 96/ОП «О закрытии муниципального общественного кладбища в деревне Максимовка» (л. д. 75) указано на закрытие кладбища для свободного захоронения ввиду расположения кладбища в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества».

При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 по делу № А41-24868/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.

Председательствующий судья Л.В. Пивоварова

Судьи: С.А. Коновалов

М.И. Погонцев