ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
03 ноября 2015 года Дело № А41-26833/15
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Антонов А.Д., доверенность от 26.11.2014 № 59-Д;
от заинтересованного лица: Кузькина А.А., доверенность от 24.08.2015 № 17/2-47;
от третьих лиц: от ООО «Гранд»: Митусова Н.А., доверенность от 22.10.2015; от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 29 октября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Министерства культуры Московской области
на решение от 11 июня 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление от 28 августа 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
по делу № А41-26833/15
по заявлению Министерства культуры Московской области (ОГРН: 1037719012407)
об оспаривании разрешений на строительство
к Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области (ОГРН: 1055014149112),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Гранд», Министерство строительного комплекса Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация), в котором просило:
- признать недействительным разрешение на строительство от 12.12.2014 № RU-50510302-61 для строительства 12-ти этажного 7-секционного жилого дома;
- признать недействительным разрешение на строительство от 12.12.2014 № RU-50510302-62 для строительства 9-12 этажного 4-секционного жилого дома.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют общество с ограниченной ответственностью «Гранд» (далее - ООО «Гранд», общество), Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Минстрой МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство культуры Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Министерство строительного комплекса Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица - ООО «Гранд» возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 03.05.2012 № 1338 утверждена схема расположения земельного участка для многоэтажного жилищного строительства, площадью 21.809 кв.м, расположенного в северо-западной части кадастрового квартала № 50:14:0030408 по адресу: Московская область, Щелковский район, деревня Гребнево, улица Лучистая.
На основании постановления Главы сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 14.12.2012 № 9 проведены публичные слушания по проекту планировки территории многоэтажной жилищной застройки в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское.
Постановлением Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 25.01.2013 № 6 «Об утверждении проекта планировки территории многоэтажной жилой застройки в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское» утвержден соответствующий проект планировки территории.
В соответствии с постановлением от 24.09.2013 № 2989 Администрацией Щелковского муниципального района Московской области назначено проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 14.10.2013 № 3316 утверждены условия указанного аукциона.
Согласно итоговому протоколу от 19.11.2013 № 4-2013 право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812, площадью 21.809 кв.м, местоположение: Московская область, Щелковский район, дер. Гребнево, ул. Лучистая, было признано за ООО «Гранд».
Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области и ООО «Гранд» 25.11.2013 заключили договор № 90, предметом которого является строительство объектов в соответствии с проектом планировки территории многоэтажной жилой застройки в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское, а именно:
а) 7-ми секционного многоквартирного монолитно-кирпичного жилого дома;
б) 4-х секционного многоквартирного монолитно-кирпичного жилого дома;
в) детского дошкольного учреждения на 80 мест и связанных с ним объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Администрация Щелковского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО «Гранд» (арендатор) 03.12.2013 заключили договор № 07-383/13-А, по условиям которого ООО «Гранд» с 19.11.2013 до 19.11.2018 приняло в аренду земельный участок, общей площадью 21.809 кв.м, с кадастровым номером 50:14:0030408:812, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Постановлением Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 24.12.2013 № 175 ООО «Гранд» разрешена разработка проектной документации по строительству объектов капитального строительства для комплексного освоения в целях жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, Щелковский район, деревня Гребнево, улица Лучистая.
Постановлением Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 30.12.2013 № 220 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812.
Впоследствии 16.05.2014 утверждено Положительное заключение негосударственной экспертизы № 2-1-1-0050-14 на 12-этажный 7-секционный жилой дом по адресу: Московская область, Щелковский район, с/п «Гребневское», д. Гребнево.
Также 20.04.2014 утверждено Положительное заключение негосударственной экспертизы № 2-1-1-0065-14 на 9-12-этажный 4-секционный жилой дом по адресу: Московская область, Щелковский район, с/п «Гребневское», д. Гребнево.
Заявитель считает, что разрешения на строительства от 12.12.2014 № RU-50510302-62 № RU-50510302-61, выданные ООО «Гранд» для строительства 9-12 этажных жилых домов, значительно превышает допустимые высотные параметры и напрямую противоречит постановлению № 1117/49, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области утверждены решением Совета депутатов сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 18.04.2012 № 4/1.
В соответствии с указанными ПЗЗ, земельный участок, предоставленный для жилищного строительства в аренду ООО «Гранд», ранее относился к зоне среднеэтажной и многоэтажной застройки с установлением этажности 5-10 этажей (Ж-5).
Судами установлено, что постановлением Главы сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 12.08.2014 № 4, опубликованным в газете «Гребневский вестник» от 13.08.2014 № 12 (107), назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки, с изменением этажности застройки зоны Ж-5, в которой расположен земельный участок, предоставленный в аренду для строительства ООО «Гранд» с «5-10 этажей» на «5-12 этажей».
Согласно протоколу публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 16.09.2014 и заключению о результатах публичных слушаний, одобрено внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части статьи 69.3 «Градостроительные регламенты. Жилые зоны» и в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, путем корректировки зоны жилой застройки Ж-5 с «5-10 этажей» на «5-12 этажей» в текстовых и картографических материалах.
Таким образом, процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки проведена с соблюдением статей 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется с проведением публичных слушаний, а обязательными приложениями к проекту Правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Аналогичным образом проведена процедура корректировки проекта планировки территории, предусматривающая изменение переменной высотности домов с 9 до 12 этажей и плотности застройки в рамках действующих нормативов градостроительного проектирования.
Судами установлено, что постановлением Главы сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области от 13.08.2014 № 5 назначено проведение публичных слушаний по вопросу корректировки проекта планировки, постановление опубликовано в газете «Гребневский вестник» от 13.08.2014 № 12 (107).
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний от 16.09.2014 и заключением о результатах публичных слушаний одобрена корректировка проекта планировки территории с учетом увеличения этажности домов и плотности застройки.
Процедура изменения проекта планировки территории проведена с соблюдением требований статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.
ООО «Гранд» обратилось в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на строительство от 17.06.2014 (вх. № 244/1/2-1) и от 24.06.2014 (вх. № 254/2-17), однако Администрацией в выдаче разрешений на строительство было отказано в связи с необходимостью согласования указанного вопроса на Градостроительном совете Московской области.
ООО «Гранд» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на строительство и обязании выдать разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2014 по делу № А41-61814/14 удовлетворены требования ООО «Гранд» к Администрации сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на строительство 12-ти этажного 7-секционного жилого дома; 9-ти-12-ти этажного 4-секционного жилого дома, расположенных по адресу: Московская область, Щелковский р-н, с.п. Гребневское, деревня Гребнево, ул. Лучистая, выраженного в письме от 10.06.2014 № 244/254/2-17; об обязании выдать указанные разрешения на строительство.
Решение суда мотивировано тем, что заявителем представлен уполномоченному органу надлежащий пакет документов для выдачи разрешений на строительство, проектная документация соответствует по своим параметрам правилам землепользования и застройки, а также проекту планировки территории, с учетом внесенных в них изменений, а потому оснований для невыдачи разрешений на строительство не имеется.
Судом в рамках дела № А41-61814/14 установлено, что земельный участок, на котором планируется строительство, расположен за пределами охранной зоны объекта культурного наследия «Усадьба Гребнево», а зона регулирования застройки в отношении указанного объекта не установлена в соответствии с действующим в указанный период времени решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охраны памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района, в связи с чем отсутствуют препятствия к строительству на спорном земельном участке.
Во исполнение указанного судебного акта немедленного действия, 12.12.2014 Администрацией с.п. Гребневское Щелковского муниципального района Московской области выданы ООО «Гранд» разрешения на строительство.
После выдачи указанных разрешений на строительство и принятия судебного акта по делу № А41-61814/14 постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» ранее действовавшее решение Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охраны памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» отменено, установлены границы охранной зоны и зоны регулирования застройки с указанием координат поворотных точек границ указанных зон.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 прекращено производство по апелляционной жалобе Министерства культуры Московской области, поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2014 по делу № А41-61814/14 по мотиву недоказанности нарушения его прав принятым судебным актом.
Апелляционным судом на основании заключения специалиста-эксперта ООО «Р-ВЦ» Константинова А.Ю., представленного ООО «Гранд», установлено, что наложения границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 на границы охранной зоны и/или зоны регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», утвержденной решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охран памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района Московской области, не имеется.
Наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 на границы охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», также не установлено.
Установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 на границы зоны регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», площадь наложения 21.782 кв.м, из общей площади земельного участка 50:14:0030408:812 - 21.809 кв.м.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу № А41-61814/14 оставлено без изменения.
Судами в рамках дела № А41-61814/14 установлено отсутствие нарушенных прав и законных интересов Министерства культуры Московской области в связи со строительством жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030408:812, поскольку установлено, что указанный земельный участок не находится в охранной зоне объекта культурного наследия, а также, что участок не входил в зону регулируемой застройки на основании действовавших на период возникновения рассматриваемых отношений правовых актов.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные указанными судебными актами, не подлежат повторному доказыванию и не могут опровергаться лицами, участвующими в деле.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что обращение в суд Министерства культуры Московской области с самостоятельным требованием о признании недействительными разрешений на строительство, основанием выдачи которых являются судебные акты, которыми установлено отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, не отвечает принципам судебной защиты, а также принципам добросовестности, поскольку направлено на оспаривание выводов, сделанных судами в рамках дела № А41-61814/14, ранее безуспешно оспоренных заявителем.
Доводы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030408:812 входит в границы зоны регулирования застройки, как установленные решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охран памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района Московской области, так и установленные постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», а также, что границы указанных зон не изменялись, судом апелляционной инстанции правомерно отклонены как необоснованные и не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Исследовав и оценив решение Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охран памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района Московской области, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что на картографическом приложении не отражены границы зоны регулирования застройки, описание границ содержится только в текстовой части решения.
Представленным в материалы дела заключением специалиста ООО «Р-ВЦ» Константиновым А.Ю. установлено, что описание зоны регулирования застройки отражено только в текстовом описании и не отражено картографически в приложении к решению Мособлисполкома от 06.10.1988 № 1391/29. Им проведено исследование границ зоны регулирования застройки в соответствии с текстовым описанием и сделан однозначный вывод о том, что в зону регулирования застройки земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030408:812 не входит.
Из приложения 7 к заключению специалиста следует, что специалистом проводилось сопоставление границ зоны регулирования застройки, установленной решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охран памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района Московской области, с границами зоны регулирования застройки, установленными постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
При этом, специалист пришел к выводу о том, что указанные границы являются различными. Заключение специалиста изучено и сопоставлено с приводимыми им документами, каких-либо оснований для сомнения в достоверности сделанных выводов у судов не имелось, данное доказательство уже оценено судами по преюдициально значимому делу, как относимое и допустимое, полученное с соблюдением требований закона.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» границы зоны регулирования застройки были изменены (расширены).
Суды критически отнеслись к представленному Министерством культуры Московской области в материалы дела заключению кадастрового инженера Даниловой Е.А., не приняли его в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку указанное заключение не содержит в себе исследования, описания методов, примененных экспертом, хода исследования, промежуточных выводов, на которые должен был опираться эксперт при проведении исследования. Выводы специалиста опровергаются материалами дела и установленными в рамках дела № А41-61814/14 обстоятельствами.
Таким образом, выводы кадастрового инженера о том, что границы зоны регулирования застройки не менялись с 1988 года, основанные на сопоставлении картографического материала, являются необоснованными, поскольку выполнены в отсутствие картографического материала, на который ссылается кадастровый инженер.
Суды указали, что оснований у суда в рамках настоящего дела осуществлять ревизию как обстоятельств, установленных по ранее рассмотренному делу, так и давать иную оценку одним и тем же доказательствам, не имеется.
В связи с чем, суды правомерно посчитали доказанным то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030408:812 не входил в зону регулирования застройки памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района Московской области, утвержденную решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29.
Из заключения специалиста ООО «Р-ВЦ» Константинова А.Ю. также следует, что в настоящее время после принятия постановления Правительства Московской области № 1117/49 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево, XVIII-XIX в.в.», расположенного в деревне Гребнево сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» 16.12.2014, спорный земельный участок с кадастровым номером частично расположен в зоне регулирования застройки P-3 22 участок, площадь наложения составила 21.782 кв.м.
Между тем, суды отметили, что новые границы зоны регулирования застройки, установленные указанным постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49 не подлежат применению к спорным правоотношениям и не могут явиться основанием для признания недействительными разрешений на строительство, выданными до его принятия и опубликования.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29.05.2012 № 861-О, от 18.01.2005 № 7-О, от 21.06.2011 № 778-О-О неоднократно высказывал правовую позицию о том, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
В свою очередь, постановление Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49, по своему технико-нормативному виду, форме и содержанию, относящееся к подзаконным актам регионального значения, не содержит каких-либо указаний о возможности распространения его норм на отношения, возникшие до введения их в действие, равно как и оснований его распространения на основании каких-либо законодательных норм.
При этом, в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 1, 2, 3, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права граждан и их объединений (юридических лиц) могут быть ограничены только на основании федерального закона. Одним из способов такого ограничения является применение норм в порядке придания им обратной силы, что не допустимо с точки зрения нормативного регулирования на региональном уровне в силу конституционного разграничения предметов ведения (статьи 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации).
Из содержания текста самого постановления усматривается, что режим использования земель в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Усадьбы Гребнево для всех участков запрещает строительство зданий и сооружений промышленного и коммунально-складского назначения, размещение объектов, создающих грузовые потоки, загрязняющих воздушный и водный бассейны, опасных в пожарном отношении, взрывоопасных, а также строительство объектов с активным силуэтным завершением (в виде башен и шпилей), диссонансным объемно-пространственным и цветовым решением, декором фасадов, напротив разрешает капитальный ремонт, реконструкцию (расширение, надстройку) зданий и сооружений (где специальные требования и предельные параметры строительства для отдельных участков определяются градостроительным регламентом).
С учетом пояснений сторон, данных в судебном заседании о том, что вблизи спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 уже имеется существующая жилая застройка, превышающая предельно допустимые параметры, установленные постановлением Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1117/49, суды пришли к правильному выводу о том, что действие настоящего постановления может распространяться только на новое строительство, планируемое в указанной зоне. В части же уже имеющейся застройки, его положения должны учитываться при проведении реконструкции, капитального ремонта уже существующих зданий.
Суды также приняли во внимание то обстоятельство, что строительство ведется на основании действующего договора от 25.11.2013 № 90 комплексного освоения в целях жилищного строительства, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 07-383/13-А.
По условиям указанного договора ООО «Гранд» обязуется передать 10% от общей площади жилья в муниципальную собственность для целей расселения граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания, и подлежащими сносу, по адресам: Щелковский район, д. Гребнево, ул. Фабричная, дома №№ 2, 3, 4, 5, 7; обязуется согласно пункту 4.4.6 обеспечить первоочередное строительство детского сада на 80 мест и передать его в муниципальную собственность; а также обеспечить строительство комплекса инженерной инфраструктуры, также подлежащего передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, строительство домов на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030408:812 ведется в том числе в целях переселения граждан из ветхого жилого фонда и является социально-значимым объектом.
Судами установлено, что с момента выдачи разрешения на строительство ООО «Гранд» осуществлено строительство детского сада, заложен фундамент для строительства жилых домов. В отношении квартир в строящихся домах заключены многочисленные договоры долевого участия в строительстве с физическими лицами.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство, который не подлежит расширению.
Оспариваемые разрешения на строительство выданы органом местного самоуправления на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу № А41-61814/14.
То обстоятельство, что Министерство культуры Московской области обратилось с настоящим заявлением после того, как по схожим правоотношениям судом по его заявлению было признано отсутствие нарушенных прав Министерства, не может свидетельствовать о нарушении его прав формально другим способом защиты, но направленным на один и тот же результат - приостановление реализации социально-значимого объекта. С учетом пояснений заявителя, а также материалов дела заявленные требования по настоящему делу фактически направлены к дезавуированию вступившего в законную силу решения суда по делу № А41-61814/14.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Обращение Министерства культуры Московской области с настоящими требованиями при изложенных обстоятельствах фактически направлено на внепроцессуальную отмену состоявшихся судебных актов по другому делу и на создание режима правовой неопределенности не только для застройщика, но и неопределенного круга лиц - граждан, являющихся участниками данного строительства, а также лиц, подлежащих переселению из ветхого аварийного жилья.
Проверив обоснованность и законность действий Администрации с.п. Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, выдавшей на основании судебного акта ООО «Гранд» разрешения на строительство, суды правомерно не нашли причин и оснований для признания таких действий незаконными, нарушающими нормы права.
Заявителем не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о неправомерности выдачи заинтересованным лицом спорных разрешений на строительство, не доказано нарушение прав и законных интересов последнего.
В судебном заседании апелляционного суда Министерством культуры Московской области заявлено ходатайство о назначении по делу землеустроительной экспертизы для определения нахождения земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030408:812 в зоне регулирования застройки строгого режима, утвержденной решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 № 1391/29 «Об утверждении зон охраны памятника архитектуры - бывшей усадьбы «Гребнево» Щелковского района», поручив ее проведение Автономной некоммерческой организации «Центр экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей».
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а при возобновлении их исследования - до объявления законченным дополнительного исследования доказательств (статья 165 Кодекса).
Ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Из положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, в том числе и заключение экспертов лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы не заявлял, уважительных причин невозможности заявления такого ходатайства в суде первой инстанции не привел.
На воспрепятствование реализации указанных прав заявитель не ссылается и доказательств невозможности реализации своих прав в суде первой инстанции не представил.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, в том числе своевременно предъявлять встречные иски, заявлять возражения. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для этих лиц предусмотренные Кодексом неблагоприятные последствия.
С учетом изложенного, ходатайство о проведении экспертизы правомерно оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и необоснования причин невозможности проведения землеустроительной экспертизы в суде первой инстанции.
Кроме того, апелляционный суд правомерно посчитал, что Министерство культуры Московской области злоупотребляет своими процессуальными правами, что приводит к затягиванию судебного процесса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 года по делу № А41-26833/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства культуры Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи О.В. Дудкина
Р.Р. Латыпова