ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
5 мая 2017 года
Дело № А41-27860/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 5 мая 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" ФИО1, доверенность от 17 января 2017 года, ФИО2, доверенность от 17 января 2017 года;
от заинтересованного лица: ТУ Росимущества в МО
ФИО3, доверенность от 17 марта 2015 года №81-Д-04;
рассмотрев 27 апреля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 августа 2016 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 20 января 2017 года,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу №А41-27860/2016,
по заявлению ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России"
о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в МО, обязании утвердить схему расположения земельных участков и согласовать раздел земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России" (далее - учреждение, заявитель, ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема ЗУ на КПТ) и согласовании раздела земельного участка незаконным; обязании ТУ Росимущества в Московской области утвердить схему расположения земельных участков 50:19:0050511:116:ЗУ1 с площадью 471 752 кв. м и 50:19:0050511:116:ЗУ2 с площадью 24 348 кв. м, образованных в результате межевания земельного участка площадью 496 100 кв. м (кадастровый номер 50:19:0050511:116) и согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050511:116.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2017 года, заявление удовлетворено.
ТУ Росимущества в Московской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России", в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ФГКУ "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 496 100 кв. м с КН 50:19:0050511:116 категории "земли промышленности", вид разрешенного использования "для государственных нужд". Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
В целях выполнения плана передачи жилых городков и котельных, находящихся в ведении МЧС России, органам местного самоуправления, на основании контракта N 268 от 02 сентября 2015 года, по заданию учреждения ООО "Союз", подготовило межевой план по разделу земельного участка с КН 50:19:0050511:116. Межевой план был сдан в орган кадастрового учета, но решением кадастровой палаты кадастровый учет был приостановлен в связи с отсутствием согласия собственника о разделе земельного участка.
В ответ на обращение ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" о согласовании проекта раздела земельного участка с КН 50:19:0050511:116 ТУ Росимущества по Московской области сообщило заявителю, что рассмотрение вопроса о разделе участка не представляется возможным в связи с отсутствием в комплекте представленных документов схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также из-за отсутствия информации о наличии или отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Кроме того, рекомендовало представить перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на образуемом участке 50:19:0050511:116:ЗУ2, с указанием их технических характеристик.
ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" представило ТУ Росимущества по Московской области комплект документов, в том числе, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в формате PDF, заверенные ЭЦП и на бумажном носителе. При этом заявитель указал, что подготовить схему ЗУ на КПТ в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 июня 2015 года N П/289 в формате XML-файла не представляется возможным, поскольку XML-система не позволяет завершить создание такого файла без внесения в него обязательных реквизитов, к числу которых относятся наименование уполномоченного органа, дата, номер и вид документа об утверждении схемы расположения земельного участка.
ТУ Росимущества в Московской области решением от 28 марта 2016 года, оформленного письмом N МФ/11-2239, отказано заявителю в утверждении схемы расположения земельных участков и согласовании раздела земельного участка, сославшись на отсутствие информации в отношении проекта межевания территории и ZIP-архива, содержащего набор файлов в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа. Кроме того, управление затребовало копии всех свидетельств о госрегистрации права собственности Российской Федерации и оперативного управления на все объекты недвижимого имущества на разделяемом земельном участке, копию поручения министра МЧС от 02 октября 2014 года .
Полагая, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков является незаконным и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями .
Осуществляя проверку законности оспариваемого решения суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о несоответствии закону решения ТУ Росимущества в Московской области.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Частью 1 статьи 11.3 предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае проект межевания территории в отношении земельного участка с КН 50:19:0050511:116 отсутствует, о чем свидетельствует представленное в материалы дела письмо администрации сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 18 мая 2016 года N 0551.
В соответствии с частью 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
В силу части 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частями 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа (часть 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств (часть 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату (часть 11 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Приказом Министерством Экономического Развития Российской Федерации издан 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - приказ Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762).
В соответствии с пунктом 12 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762, схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение) - пункт 15 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства Экономического Развития Российской Федерации издан приказ от 11 июня 2015 N П/289 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в формате электронного документа" (далее - Приказ Росреестра от 11 июня 2015 года N П/289).
Согласно части 1 приложения к Приказу от 11 июня 2015 года N П/289 схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема ЗУ на КПТ), подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив. Одна Схема ЗУ на КПТ соответствует одному пакету. Содержимое пакета представляет из себя всегда один XML-файл, содержащий семантические сведения Схемы ЗУ на КПТ, а также один или несколько файлов с расширением PDF, в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, содержащих графическую часть Схемы ЗУ на КПТ.
При этом согласно Приказу от 11 июня 2015 года N П/289 в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа, к числу обязательных реквизитов, подлежащих внесению в XML-файл и необходимых для его формирования относятся сведения об утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка.
Вышеназванные требования Приказа от 11 июня 2015 года N П/289 корреспондируют с абзацем 5 пункта 6 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762, предусматривающим аналогичные требования к сведениям, подлежащим внесению в схему расположения земельного участка.
Таким образом, создание XML-файла, завершается заверением его усиленной квалифицированной электронной подписью только после внесения в XML-файл всех обязательных реквизитов, предусмотренных приведенными выше Приказами от 27 ноября 2014 года N 762 и от 11 июня 2015 года N П/289.
В материалах дела имеется заключение кадастрового инженера, составленное по заказу ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России", в котором указано, что создать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по заданию ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" в формате XML-файла в соответствии с требованиями Приказов от 27 ноября 2014 года N 762 и от 11 июня 2015 года N П/289 не представляется возможным в связи с отсутствием обязательных реквизитов, необходимых для формирования XML-схемы, а именно: отсутствуют сведения о наименовании и дате выдачи документа об утверждении схемы ЗУ на КПТ, а также сведения об органе, выдавшем документ об утверждении схемы ЗУ на КПТ.
Судами установлено, что без указанных выше данных XML-система не позволяет завершить создание XML-файла и упаковать его в ZIP-архив в соответствии с требованиями Приказа от 11 июня 2015 года N П/289.
Исходя из изложенного, судами сделан вывод о том, что отказ ТУ Росимущества в МО, обусловливает невозможность для заявителя самостоятельно обеспечить формирование набора файлов, необходимого для создания ZIP-архива в соответствии с требованиями Приказа от 11 июня 2015 года N П/289, а, следовательно, нарушает права ФГКУ "Рузский ЦОПУ МЧС России" в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Соответственно не соответствуют требованиям указанной нормы запрос дополнительных документов, не входящих в обязательный пакет документов необходимый для принятия решения о согласовании схемы размещения земельного участка.
С учетом установленных судами конкретных обстоятельств по делу, сделанных на основании представленных и исследованных судами доказательств суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергают выводы судов и нне свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2016 года и постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2017 года по делу №А41-27860/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-
судья Р.Р. Латыпова
судья И.Ю. Григорьева
судья В.В. Кузнецов