ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
21 февраля 2022 года Дело № А41-29221/21
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заявителя - ООО «СТРОЙСИСТЕМА»
на решение от 18 июня 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05 октября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу № А41-29221/21
по заявлению ООО «СТРОЙСИСТЕМА»
об оспаривании постановления
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СТРОЙСИСТЕМА» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) о замене административного наказания по постановлению от 02.03.2021 № 10013000-000083/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на предупреждение.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «СТРОЙСИСТЕМА» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 12.11.2020 обществом в таможню представлена статистическая форма учета перемещения товаров, системный номер ED20201112102657464 (регистрационный номер 10013000/121120/С356390), согласно которой в июле 2020 года осуществлен вывоз товара общей стоимостью 56.128,28 руб. с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в рамках договора от 03.10.2019 № 34-РС-2019.
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329» (далее - Правила № 891), на общество возложена обязанность по представлению в таможенный орган, в регионе деятельности которого общество состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, статистических форм учета не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, дата представления обществом статистической формы за отчетный период с 01.07.2020 по 31.07.2020 установлена не позднее 14.08.2020 включительно.
Статистическая форма за отчетный период с 01.07.2020 по 31.07.2020 обществом представлена в таможню 12.11.2020, что является нарушением установленного срока.
14.01.2021 таможенным органом в связи с выявленными нарушениями в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
02.03.2021 таможенным органом в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Суды констатировали, что аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в пункте 4 Правил № 891.
Суды указали, что исходя из Правил № 891, российское лицо (общество) обязано своевременно, а именно: не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения. Статформа заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети «Интернет», а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Статформа заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями № 1, № 2 (пункты 5, 6, 7 Правил № 891).
С учетом пункта 16 Правил № 891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет ответственность российских лиц (заявителей) согласно статье 19.7.13 КоАП РФ.
Суды установили, что в ходе административного расследования таможенным органом выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, судам не представлены, что, как обоснованно заключили суды, свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суды установили, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены таможенным органом, протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченными лицами таможенного органа, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) основанием для отмены оспариваемого постановления, судами не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, обществом не представлено судам достаточных и допустимых доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению события вмененного ему административного правонарушения, что, как обоснованно заключили суды, свидетельствует о наличии в действиях общества вины, а равно и состава административного правонарушения.
Пунктом 18 Постановления № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суды установили, что в рассматриваемом деле общество привлечено неоднократно к административной ответственности за нарушение требований таможенного законодательства, выразившегося в нарушении срока предоставления статистической формы о перемещении товара через таможенную границу.
Суды обоснованно отметили, что сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, суды правомерно отметили, что совершенное административное правонарушение по своему характеру представляет существенное нарушение установленного порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Суды констатировали, что установленная обязанность обществом исполнена недобросовестно, ненадлежащим образом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Доказательств обратного обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судам не представлено.
Суды правомерно указали, что из оспариваемого постановления следует, что обществу таможней назначен штраф в минимальном размере 20.000 руб., что соответствует пределам санкции, установленной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При этом суды обоснованно отметили, что у общества имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства, однако таких мер им не принято.
При этом суды приняли во внимание, что ходатайство о снижении суммы штрафа, изменении оспариваемого постановления в части назначенного таможней наказания при рассмотрении настоящего дела от общества не поступало. Доказательств наличия тяжелого финансового положения обществом судам также не представлено.
Суды установили, что общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суды обоснованно заключили, что в настоящем случае основания, позволяющие назначить обществу административное наказание в виде предупреждения, отсутствуют, поскольку общество к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не значится.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2021 года по делу № А41-29221/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «СТРОЙСИСТЕМА» - без удовлетворения.
Судья В.В. Кузнецов