ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-18062/2023, 10АП-18536/2023
г. Москва
08 ноября 2023 года
Дело № А41-2925/23
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ЗАО ТИЗ «Русская деревня» – ФИО1 по доверенности от 30.05.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области – представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от администрации городского округа Красногорск Московской области – представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от АО «Мосводоканал» – представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района – представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО «Водоканал» – ФИО2 по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ФИО3 – ФИО4, на основании заявления ФИО3, сделанного в судебном заседании в порядке ч. 4 ст. 61 АПК РФ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФИО3 и администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 августа 2023 года по делу № А41-2925/23
по заявлению закрытого акционерного общества ТИЗ «Русская деревня»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и администрации городского округа Красногорск Московской области
при участии в деле третьих лиц: акционерного общества «Мосводоканал», комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района, акционерного общества «Водоканал» и ФИО3
об оспаривании постановления, действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество ТИЗ «Русская деревня» (далее - ЗАО ТИЗ «Русская деревня», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 3 л. д. 34-35) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области) и администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация), в котором просило суд о нижеследующем:
1) признать незаконным постановление администрации городского округа Красногорска Московской области от 27.04.2022 № 1264/4 о постановке на учет бесхозных объектов;
2) признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области, выразившиеся в:
-принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости: очистных сооружений с кадастровым номером 50:11:0030101:767, запись о регистрации от 27.04.2023 № 50:11:0030101:767-50/422/2023-2У;
- принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости: сети канализации с кадастровым номером очистные сооружения с кадастровым номером 50:11:0030101:769, запись о регистрации от 21.11.2022 № 50:11:0030101:769-50/422/2022-1У.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены акционерное общество «Мосводоканал», комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района, акционерное общество «Водоканал» и ФИО3.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2019 года по делу № А41-52893/17 заявление удовлетворено (т. 3 л. д. 78-85).
Не согласившись с данным судебным актом, ФИО3 обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Администрации городского округа Красногорск Московской области также обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, администрации, АО «Мосводоканал» и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФИО3поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе и позицию, изложенную в апелляционной жалобе администрации городского округа Красногорск Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ЗАО ТИЗ «Русская деревня» возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель АО «Водоканал» разрешение рассматриваемого спора оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей ФИО3, ЗАО ТИЗ «Русская деревня» и АО «Водоканал», изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО ТИЗ «Русская деревня» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030101:1435 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, д. Желябино, п. Русская деревня.
На указанном земельном участке возведены водозаборный узел (кадастровый номер 50:11:0030101:882) и сеть водопровода (кадастровый номер 50:11:0030101:881).
В 1994 году существовало акционерное общество финансово-промышленная компания «Корат».
Администрацией Красногорского района Московской области данному акционерному обществу финансово-промышленная компания «Корат» был выделен земельный участок 14,2 ГА в районе дер. Желябино Красногорского района Московской области.
Земельный участок выделялся под индивидуальное жилищное строительство с целью создания населенного пункта «Русская деревня».
Указанное следует из постановления № 610/7.
Однако фактически был создан коттеджный поселок «Русская деревня». Земли общего пользования находятся в собственности ЗАО ТИЗ «Русская деревня». Земельные участки граждан находится в их индивидуальной собственности.
Свидетельство на право собственности на землю от 22.03.1995 выдавалось на земельный участок общей площадью 7,84 ГА, из которых впоследствии выделялись участки в частную собственность граждан.
Указанное следует из постановления от 19.12.1994 № 243 о выделении и перерегистрации земельных участков в проектируемом поселке «Русская деревня» Нахабинского административного округа.
В пункте 2 указанного выше постановления указано на разрешение гражданам разработать проектно-сметную документацию жилых домов с инженерной инфраструктурой и по утверждённым проектам осуществить строительство в натуре.
Из письма от 22.03.1995 № 31/01 следует, что АО ФПК «Корат» не возражало против перерегистрации земельного участка с выдачей свидетельства о праве собственности на землю ЗАО ТИЗ «Русская деревня».
02 апреля 1996 года Красногорский водоканал выдал технические условия на водоснабжение и канализирование.
Заключение на проектирование скважины составлено 24.06.1996.
Согласование проекта бурения артскажины для водоснабжения жилого поселка «Русская деревня» от Красногорского районного Комитета по экологии и природопользованию получено 22.07.1996.
Начальником Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора РФ по Красногорскому району ФИО5 выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 29.07.1996 и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 09.06.1997. Скважина была сдана 08.02.1997, что подтверждается актом приема - передачи скважины.
Согласование архитектурно-планировочного решения проекта планировки и застройки поселка «Русская деревня» от Градостроительного совета при Главном архитекторе Московской области получено 22.04.1997.
Согласование проекта артезианской скважины для ТИЗ «Русская деревня» от Красногорского районного Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов получено 25.02.1998. Расчет водопотребления был представлен в соответствующий орган 05.03.1998.
20 апреля 1998 года получена лицензия на право пользования недрами. Разрешением на выполнение строительно-монтажных работ от 09.08.2002 № 2-402 Главное управление Государственного архитектурно - строительного надзора Московской области разрешило выполнять все виды строительно-монтажных работ по строительству канализации с очистными сооружениями. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 09.12.2002 удостоверило, что проект очистных канализационных сооружений КП соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. 22.12.2009 ответчику выдано разрешение № 49117 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В 2011 года ответчик получил технические паспорта на спорные объекты, в которых указывалось, что на некоторые из литер отсутствует ввод в эксплуатацию, в связи с чем ответчик обратился в администрацию Красногорского муниципального района Московской области.
Администрация Красногорского муниципального района Московской области одобрила Градостроительную проработку размещения водозаборного узла, очистных сооружений бытовой и дождевой канализации.
Также был составлен акт выбора земельного участка под размещение очистных сооружений бытовой и дождевой канализации. Названные документы подписаны с печатью начальником управления архитектуры и градостроительства администрации Красногорского муниципального района Московской области ФИО5 Затем документы были направлены Главе городского поселения Нахабино ФИО6 и Государственному инспектору Департамента Росприроднадзора по ЦФО ФИО7 Указанное подтверждается письмами от 03.02.2011.
Из объяснения ответчика следует, что дальнейшее согласование ввода объектов в эксплуатацию должно было продолжиться между государственными и муниципальными органами и службами самостоятельно без его участия в режиме «одного окна» в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В 2019 года для продления лицензии ответчик получил экспертное заключение от ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Московской области» № 47-03/13 от 02.07.2019, Санитарно-эпидемиологическое заключение от 16.07.2019, Санитарноэпидемиологическое заключение от 10.09.2019, экспертное заключение от ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Московской области» от 29.08.2019 № 302-04-042, расчетная программа производственного контроля качества питьевой воды на 2019-2023.
Лицензия на пользование недрами получена 02.03.2020.
В 2020 году в связи с заявлениями неплательщиков коммунальных услуг ТСЖ «Русская деревня» и ЗАО ТИЗ «Русская деревня» проверялись Прокуратурой Московской области, что следует из письма от 28.08.2020. Спорные объекты прошли кадастровый учет, что следует из кадастровых паспортов от 28.04.2021 на водозаборный узел, сеть канализации, сеть водопровода, очистные сооружения (дата присвоения кадастрового номера 30.06.2012).
Администрация предпринимала попытку зарегистрировать право собственности на указанные выше объекты, однако Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации, что следует из отказа в государственной регистрации от Управления Росреестра по Московской области от 15.03.2021.
17 марта 2021 года администрацией городского округа Красногорск Московской области был подан иск о сносе объектов.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-18703/21 в иске отказано.
17 августа 2022 года ЗАО ТИЗ «Русская деревня» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании права собственности на самовольные строения, расположенные по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, д. Желябино, п. Русская деревня, на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0030101:1435, а именно:
- водозаборный узел (кадастровый номер 50:11:0030101:882);
- сеть водопровода (кадастровый номер 50:11:0030101:881).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2022 года по делу № А41-60038/21 признано право собственности ЗАО ТИЗ «Русская деревня» на указанные выше объекты.
Из апелляционной жалобы администрации городского округа Красногорск по делу № А41-60038/21 заявителю стало известно об издании постановления о признании объектов бесхозяйными. При этом очистные сооружения и сеть водопровода были зарегистрированы на праве собственности за администрацией городского округа Красногорск, водозаборный узел и сеть канализации были зарегистрированы в ЕГРН как принятые на учет в качестве бесхозяйных.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ЗАО ТИЗ «Русская деревня» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 2 статьи 225 ГК РФ).
Правовые основы жизненного цикла бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения определены положениями частей 5 - 7 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Совокупное толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечет за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Во исполнение указанных норм законов издано постановление администрации городского округа Красногорск Московской области от 27.04.2022 № 1264/4 о постановке на учет бесхозяйных объектов.
Из указанного постановления следует, что выявленные: водозаборный узел, сеть водопровода, очистные сооружения, сеть канализации занесены в реестр выявленного бесхозяйного имущества
Согласно пункту 1.3 указанного постановление оно должно было быть опубликовано в газете «Красногорские вести» и на официальном сайте администрации в сети «Интернет».
Согласно Устава администрации городского округа Красногорск Московской области официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается его первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Красногорские вести».
Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации, с которым в соответствии с требованиями действующего законодательства заключен муниципальный контракт на официальное опубликование муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты также размещаются на официальном сайте городского округа.
Из данных, размещенных на официальном сайте городского округа следует, что печатным средством массовой информации, в котором размещается первая публикация полного текста муниципального нормативного правового акта является газета «Красногорские вести».
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, судом неоднократно запрашивались у администрации сведения о публикации постановления.
Информация сторонами не представлена.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что публикация указанного постановления не осуществлялась.
Оспариваемое постановление размещено лишь на официальном сайте городского округа.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителями апелляционных жалоб не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2023 года по делу № А41-2925/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В. Диаковская
Судьи
М.А. Немчинова
Н.А. Панкратьева