ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-30342/18 от 15.05.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                        

22 мая 2019 года                                                                                  Дело № А41-30342/18

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,     

судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 13.05.2019; ФИО2, доверенность от 16.10.2018;

от ответчиков: представители не явились, извещены;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 15 мая 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы

ответчиков - Рослесхоза и Мособлкомлеса

на решение от 19 июня 2018 года

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Федуловой Л.В.,

на постановление от 21 февраля 2019 года

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,

по делу № А41-30342/18

по иску ООО Индустриальный парк «СЕВЕР»

о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации

к Рослесхозу, Мособлкомлесу, ТУ Росимущества в Московской области,

третьи лица: Администрация городского округа Истра Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Рослесхозу, Мособлкомлесу, ТУ Росимущества в Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):

1. Исключить из состава земель лесного фонда Рождественского участкового лесничества (Снегиревский лесотехнический участок) Истринского лесничества (кварталы 79 и 80) часть земельного участка ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» с кадастровым номером 50:08:0060428:7 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир д. Петровское, участок находится примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Ивановское, имеющую ориентировочную площадь 3.273,98 кв.м;

2. Исключить из состава земель лесного фонда Истринского сельского участкового лесничества Истринского лесничества (квартал 22) часть земельного участка ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» с кадастровым номером 50:08:0060428:7 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир д. Петровское, участок находится примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Ивановское, имеющую ориентировочную площадь 3.775,59 кв.м;

3. Обязать Мособлкомлес исключить из государственного лесного реестра ошибочные сведения об отнесении к землям лесного фонда части земельного участка ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» с кадастровым номером 50:08:0060428:7 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка ориентир д. Петровское, участок находится примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Ивановское, имеющую ориентировочную площадь 3.273,98 кв.м;

4. Обязать Мособлкомлес исключить из государственного лесного реестра ошибочные сведения об отнесении к землям лесного фонда (сельским лесам) части земельного участка ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» с кадастровым номером 50:08:0060428:7 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир д. Петровское, участок находится примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Ивановское, имеющей ориентировочную площадь 3.775,59 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Истра Московской области, Управление Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2018 года заявленные к Мособлкомлесу и Рослесхозу требования удовлетворены; в удовлетворении требований к ТУ Росимущества в Московской области отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз и Мособлкомлес обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца возражали против удовлетворения кассационных жалоб.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13.02.2017 на участок с кадастровым номером 50:08:0060428:7 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 14.09.2007 участок предоставлен в аренду ФГУП «Опытно-производственное хозяйство «Манихино».

Впоследствии право аренды на участок передано ООО «Тат-Финанс», а затем переуступлено ООО «Стайк 12 Ю».

05.12.2011 на основании договора купли-продажи № 72/2011-П находящегося в федеральной собственности земельного участка от 26.09.2011 на участок зарегистрировано право собственности ООО «Стайк 12 Ю».

На основании договора купли-продажи земельного участка от 02.09.2015 № 5/15-С право собственности на участок перешло от ООО «Стайк 12 Ю» к ООО «Фед-Иммобилен».

ООО «Фед-Иммобилен» по договору купли-продажи земельного участка от 18.11.2015 № 18-11/15-ФИ продало участок ЗАО «Астрея».

На основании договора купли-продажи земельного участка от 22.03.2017 право собственности на участок от ЗАО «Астрея» перешло к ООО Индустриальный парк «СЕВЕР».

ООО Индустриальный парк «СЕВЕР» является собственником земельного участка, площадью 122.598 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:08:0060428:7, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка ориентир д. Петровское, участок находится примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с.п. Ивановское.

Судами установлено, что из письма от 16.03.2018 № 5122-26-08 истцу стало известно о том, что по данным Мособлкомлеса имеет место наложение границ земель лесного фонда в квартале 79 выделах 4, 5, 7, 8, 9, 10, в квартале 80 выделе 1 Рождественского участкового лесничества (Снегиревский лесотехнический участок) Истринского лесничества, ориентировочная площадь наложения 3.273,98 кв.м, и в квартале 22 выделе 15 Истринского сельского лесничества Истринского лесничества, ориентировочная площадь наложения 3.775,59 кв.м.

Суды отметили, что истец в обоснование правовой позиции ссылался на то, что согласно данным публичной кадастровой карты указанные кварталы Истринского лесничества относятся к земельному участку из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0060428:12, расположенному по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество (Снегиревский лесотехнический участок), квартал 70, выделы 20-22, квартал 74, квартал 75, выделы 1-5, 8-24, квартал 76, выделы 15-35<...><...>.

По мнению истца, необоснованное отнесение части земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060428:7 к землям лесного фонда нарушает право собственности истца, поскольку создает правовую неопределенность относительно права собственности, что не позволяет в полной мере пользоваться и распоряжаться участком.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (часть 2 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно письму Мособлкомлеса от 16.03.2018 № исх-5122/26-08 границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060428:7 налагаются на границы лесного участка. При этом в письме не указано, на основании какого документа была получена информация о координатах границ лесного фонда. В соответствии с выпиской из ЕГРН лесной участок, указанный в данном письме, поставлен на кадастровый учет под номером 50:08:0060428:12 в установленных границах.

По сведениям ЕГРН наложение границ участков 50:08:0060428:7 и 50:08:0060428:12 отсутствует.

Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060428:7 образован 28.03.2006 из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:95.

Согласно землеустроительному делу земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:95 поставлен на кадастровый учет на основании государственного акта № МО-8-05-50.

При постановке на кадастровый учет границы участка были согласованы с ФГУ «Истринский лесхоз».

Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее - Положение № 736), предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 1 Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 № 188 (далее - Положение № 188), действовавшему на момент согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:95, опытный лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России). Лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов.

Пунктом 4 Положения № 188 закреплено, что лесхоз подчиняется органу управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, образуя единую систему государственного управления в указанных областях.

Лесхоз создается, реорганизуется и ликвидируется Федеральной службой лесного хозяйства России (пункт 7 Положения № 188).

В соответствии с пунктом 10 Положения № 188, лесхоз в границах участков лесного фонда, установленных для него Федеральной службой лесного хозяйства России, обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с действующим законодательством, ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мониторинг лесов в соответствии с установленным порядком.

Согласно пункту 18 Положения № 188, руководитель (директор) лесхоза осуществляет руководство его деятельностью, несет персональную ответственность за состояние лесного фонда, защиту лесного фонда, действует без доверенности, выдает доверенности работникам лесхоза на право представления интересов лесхоза.

В целях обеспечения реализации полномочий, возложенных на Рослесхоз, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства», приказом Рослесхоза от 21.03.2005 № 36 «О перечнях федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации» (далее - Перечень № 36) утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации.

В силу приложения № 10 к Перечню № 36, в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении Агентства лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, включено ФГУ «Истринский лесхоз».

Поскольку уполномоченным органом были согласованы границы при формировании участка с кадастровым номером 50:08:0000000:95, из которого образовался спорный участок с кадастровым номером 50:08:0060428:7, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спор о границах и правах на земельный участок 50:08:0060428:7 отсутствует.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются согласно части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» утвержден перечень, форма и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на лесной участок осуществляется на основании проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что границы земельного участка 50:08:0000000:95 были согласованы при постановке на кадастровый учет уполномоченным органом, что лесной участок с кадастровым номером 50:08:0060428:12 стоит на кадастровом учете в установленных границах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности сведений Мособллеса о наложении границ участка с кадастровым номером 50:08:0060428:7 с землями лесного фонда.

По вопросу о надлежащем ответчике по рассматриваемому спору суды правомерно отметили следующее.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1223 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» Положение № 736, дополнено пунктом 5.20(3), согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Положения статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации допускают возможность передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение № 863/22), Мособлкомлес является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.

На основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 12.1.8, пункта 12.1.11 Положения № 863/22, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.

Поскольку рассматриваемые требования связаны именно с ведением лесного реестра, суды обоснованно удовлетворили требования, заявленные к Мособлкомлесу и Рослесхозу, и отказали в удовлетворении заявленных требований к ТУ Росимущества в Московской области.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года по делу № А41-30342/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Рослесхоза и Мособлкомлеса - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                          В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                            Е.А. Ананьина

И.Ю. Григорьева