ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-33540/21 от 08.06.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                     Дело № А41-33540/21

16 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «Сергиево-Посадский РО»: ФИО1 (дов. № 1412/21-1 от 14.12.2021 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по ценам и тарифам Московской области: не явились, извещены;

рассмотрев 08 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Сергиево-Посадский РО»

на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 г.,

по делу № А41-33540/21

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сергиево-Посадский Региональный оператор»

к Комитету по ценам и тарифам Московской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 13/01-04-2021 от 13 апреля 2021 г.,

УСТАНОВИЛ: Прокуратурой Московской области по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка установления цен (тарифов) регулирующим органом в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), к участию в которой были привлечены специалисты Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган).

18 марта 2021 г. Прокуратурой Московской области (письмо № 7/2-50-2021) в Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, административный орган) направлена справка ФАС России о результатах проведенной в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сергиево-Посадский Региональный оператор» (далее – ООО «Сергиево-Посадский РО», общество, заявитель) проверки законности тарифообразования в сфере обращения с ТКО.

31 августа 2020 г. ООО «Сергиево-Посадский РО» в Комитет подано предложение об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2021 год, в пункте 1.1.1 листа «Операционные расходы» шаблона обществом указана и учтена Комитетом в тарифе на 2021 год численность АУП по факту 2019 года в количестве 149,35 человек, однако согласно представленным сведениям, фактическая численность персонала за 2019 год, заявленная ООО «Сергиево-Посадский РО» в тарифном деле на 2021 год, на 38,35 человек выше среднесписочной численности работников, представленной в рамках отчетности в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС России).

Завышение показателя «Численность АУП» на 38,35 ед. привело к завышению показателя «Расходы на оплату труда» на 20,915 млн. руб. (38,35 чел. x 45 448 руб./мес. (средняя заработная плата) x 12 мес.) и завышению показателя «Отчисления на социальные нужды АУП» на 6,32 млн. руб. (20,915 млн. руб. x 30,2% (размер страховых взносов).

Данное обстоятельство привело к негативным последствиям в виде установления Комитетом экономически необоснованных (завышенных тарифов) и необходимости корректировки расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за 2019 год.

На основании полученных данных 01 апреля 2021 г. Комитетом в отношении ООО «Сергиево-Посадский РО» составлен протокол об административном правонарушении № 13, в котором зафиксировано выявленное нарушение.

Постановлением Комитета от 13 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении № 13/01-04-2021 ООО «Сергиево-Посадский РО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ООО «Сергиево-Посадский РО» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету о его отмене.

Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Сергиево-Посадский РО» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, ссылаясь на соблюдение порядка ценообразования и предоставления достоверных сведений о численности работников и сведений о них согласно штатному расписанию.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «Сергиево-Посадский РО» поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Комитета в заседание суда кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО «Сергиево-Посадский РО», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) тарифы в сфере обращения с ТКО подлежат государственному регулированию.

Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлен статьей 24.9 Закона об отходах производства и потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 6 Правил регулирования тарифов установлено, что регулируемая организация до 01 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.

Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагается, в том числе, расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных.

Постановлением Правительства Московской области от 29 мая 2019 г. № 304/16 утверждено Положение о государственной информационной системе Московской области «Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области» (далее - Положение), в соответствии с пунктом 9 которого основными функциями автоматизированной информационно-аналитической системы Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - АИС «Тариф») являются: сбор, проверка, обработка и анализ сведений, предоставляемых регулируемыми организациями в процессе оказания государственных услуг по установлению цен (тарифов), в том числе поданных посредством государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области»; расчет цен (тарифов) для регулируемых организаций; сбор, проверка и обработка сведений, предоставленных регулируемыми организациями, для подготовки отчетности для представления в федеральные органы исполнительной власти.

Пунктом 10 Положения установлено, что участниками информационного взаимодействия являются оператор АИС «Тариф», пользователи АИС «Тариф», регулируемые организации.

В соответствии с Порядком оказания государственной услуги по установлению цен (тарифов) с использованием АИС «Тариф», утвержденным приказом председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 апреля 2020 г. № 57 (в редакции приказа от 16 июня 2020 г. № 73) (далее - Порядок), работа Комитета с предложением ресурсоснабжающей организации об установлении тарифов осуществляется посредством АИС «Тариф», программного решения «Универсальный шаблон расчета тарифа» (далее - ПР Универсальный шаблон) и программного решения «Смарт-шаблон» (далее - smart-шаблон).

ПР Универсальный шаблон - программное решение комитета, используемое для заполнения и расчета регулируемыми организациями при формировании предложения по тарифному решению, интегрировано и является неотъемлемой частью АИС «Тариф».

Согласно порядку при работе с предложением ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) об установлении тарифов и подготовке проекта тарифного решения Комитет использует информационные системы и программные решения, в частности ПР Универсальный шаблон (регистрация тарифной заявки, обоснование расчета тарифов организациями, экспертиза расчета тарифов кураторами, формирование экспертного заключения, формирование отчета по итогам мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, формирование заключения о доступных инвестиционных источниках в тарифах по проектам инвестиционных программ, формирование экспертного заключения, формирование данных для загрузки в АИС «Тариф»).

В рамках тарифного регулирования в составе предложения об установлении тарифов организацией представлен ПР Универсальный шаблон «Расчет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО» (далее - шаблон).

Действия, связанные с представлением заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Сергиево-Посадский РО» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Судами установлено, что искажение ООО «Сергиево-Посадский РО» при заполнении шаблона тарифной заявки на 2021 год в части фактически сложившихся показателей 2019 года сведений о фонде оплаты труда, что в последующем привело к негативным последствиям в виде установления Комитетом экономически необоснованных (завышенных тарифов) и необходимости корректировки расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за 2019 год.

Отклоняя доводы общества о том, что в шаблоне и в инструкции по заполнению шаблона не конкретизировано какая именно информация должна быть заполнена в строке «Численность АУП», суды указали на то, что представленная ООО «Сергиево-Посадский РО» за 2019 год численность согласно штатного расписания (149,35 человек) является плановым показателем и не может рассматриваться как фактическое значение (111 человек) за прошедший 2019 год.

Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО «Сергиево-Посадский РО» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Вина ООО «Сергиево-Посадский РО» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе общество указывает на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности относительно нерассмотрения ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 13 апреля 2020 г.

Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку указанное ходатайство рассмотрено административным органом, на что указано в оспариваемом постановлении (стр. 5).

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 г. по делу № А41-33540/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Сергиево-Посадский РО» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                           Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                    В.В.Кузнецов

                                                                                                    Ю.С.Петропавловская