ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-33802/2023 от 29.11.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-21601/2023

г. Москва

04 декабря 2023 года

Дело № А41-33802/23

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,

судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,

при участии в заседании:

от ООО «Альянс» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 по делу № А41-33802/23,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее - ООО «Альянс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 23.03.2023 № КУВД-001/2022-25617476/11 и обязании произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на два земельных участка площадью 30466 кв. м и 1885 кв. м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170, площадью 32351 кв. м, находящегося по адресу: Московская обл., Ступинский г.о., д. Беспятово.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Ступино.

Решением Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя Управления Росреестра, администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).

Представитель ООО «Альянс» возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268
АПК РФ, выслушав представителя ООО «Альянс», исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управление Росреестра.

Как следует из материалов дела, ООО «Альянс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170, площадью 32351 кв. м, категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства», местоположение: Московская область, Ступинский район, д. Беспятово (далее - земельный участок).

21.10.2022 с целью осуществления оперативно-хозяйственной деятельности
ООО «Альянс» принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170 на два земельных участка с видом разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства», категория земель «земли населенных пунктов», а именно: ЗУ1 - площадью 30466 (тридцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) кв. м; ЗУ2 - площадью 1885 (одна тысяча восемьсот восемьдесят пять) кв. м.

Как разделяемый, так и вновь образуемые земельные участки, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) отнесены к категории: «земли населенных пунктов».

С целью внесения данных о разделе земельного участка в ЕГРН, и в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Общество обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в Многофункциональный центр Пушкинского городского округа Московской области, откуда последнее было направлено для рассмотрения в межмуниципальный отдел по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области.

Уведомлением от 27.06.2022 № КУВД-001/2022-25617476/1 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав следующее:

1) в нарушение ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ имеются противоречия в наименовании вида разрешенного использования образуемого в результате перераспределения земельных участков с исходными земельными участками;

2) в нарушение требований п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» площадь образованного земельного участка (:ЗУ1) для сельскохозяйственного производства составляет менее 2,0 га. Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до 27.09.2022.

С целью устранения причин приостановки Общество 11.07.2022 предоставило в Управление Росреестра заявление с приложением межевого плана в обоснование своей позиции. Однако Уведомлением № КУВД-001/2022-25617476/3 от 13.07.2022 Заинтересованное лицо сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Помимо основания о несоответствии размера вновь образуемого земельного участка (:ЗУ1) п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ, заинтересованное лицо указало дополнительное основание: имеются противоречивые сведения между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данных объектах недвижимости в части указания местоположения границ земельных участков (границы образуемых земельных участков не соответствуют границам исходных).

В дальнейшем государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлена.

С целью устранения причин приостановки заявителем представлены в Управление Росреестра документы для устранения причин приостановки.

17.01.2023 вынесено Уведомление Росреестра о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета № КУВД-001/2022-25617476/8, указаны основания: 1) размер образуемых участков не соответствует требованиям к предельным размерам площади. Для участков сельскохозяйственного производства площадь должна быть не менее 2,0 га.; 2) границы образуемых земельных участков не соответствуют границам исходных.

С целью устранения причин приостановки Заявитель 08.02.2023 предоставил Заинтересованному лицу межевой план от 07.02.2023 и сопроводительное письмо от 08.02.2023 с обоснованием необходимости государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в котором указал на невозможность применения в данном случае положений п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. № 75/2004-ОЗ, так как вновь образованные земельные участки отнесены к категории - «Земли населенных пунктов», а также в связи с тем местоположение образуемых земельных участков указано с допустимым значением средней квадратической погрешности.

Уведомлением от 10.02.2023 № КУВД-001/2022-25617476/9 Заинтересованное лицо в очередной раз сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указав при этом новое основание:

1) на основании Решения Совета депутатов городского округа Ступино МО от 03.11.2021 г. № 3016-п «О внесении изменений в ПЗЗ территории (части территории) городского округа Ступино Московской области» в результате преобразования земельных участков вид разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствует классификатору основных видов разрешенного использования, установленным действующим законодательством. В соответствии со ст. 11.9 (п. 1, п. 4) Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В категории «земли населенных пунктов» отсутствует вид разрешенного использования земельного участка как «Обеспечение сельскохозяйственного производства»; 2) Имеются противоречивые сведения между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данных объектах недвижимости в части указания местоположения границ земельных участков (границы образуемых земельных участков не соответствуют границам исходных).

В результате, 23.03.2023 Уведомлением № КУВД-001/2022-25617476/11 Управление Росреестра сообщило о принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, причиной отказа указано - «истечение срока».

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 200 АПК РФ).

Согласно положениям ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 189 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о № 218-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 1 закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 1 закона № 218-ФЗ).

Государственной регистрации полежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 9 закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Пунктом 1, п. 2 ст. 14 закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона № 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ.).

Как следует из содержания последнего уведомления Управления Росреестра о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.02.2023 № КУВД-001/2022-25617476/9, вынесенного после предоставления заявителем межевого плана от 07.02.2023 и сопроводительного письма с разъяснениями от 08.02.2023, причины приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав не устранены в связи со следующим:

1. на основании Решения Совета депутатов городского округа Ступино МО от 03.11.2021 № 3016-п «О внесении изменений в ПЗЗ территории (части территории) городского округа Ступино Московской области» в результате преобразования земельных участков вид разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствует классификатору основных видов разрешенного использования, установленным действующим законодательством. В соответствии со ст. 11.9 (п. 1, п. 4) Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В категории «земли населенных пунктов» отсутствует вид разрешенного использования земельного участка как «Обеспечение сельскохозяйственного производства»;

2. Имеются противоречивые сведения между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данных объектах недвижимости в части указания местоположения границ земельных участков (границы образуемых земельных участков не соответствуют границам исходных).

Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (далее - Классификатор), содержит наименование вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка: «Сельскохозяйственное использование»; описание данного ВРИ: «Ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»; код (числовое обозначение) ВРИ земельного участка: «1.0».

При этом под кодом (числовым обозначением) ВРИ земельного участка: «1.18» в Классификаторе указан ВРИ: «Обеспечение сельскохозяйственного производства»; описание данного ВРИ: «Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства». Данный ВРИ соответствует ВРИ разделяемого Заявителем земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170, и ВРИ вновь образуемых земельных участков.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п. 11 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

Согласно п. 10 ст. 35 ГрК РФ, в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 10.02.2023 № 365-п «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ступино Московской области» утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ступино Московской области, утвержденные постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 03.11.2021 № 3016-п (далее - ПЗЗ).

Ст. 39 ПЗЗ, установлены Градостроительные регламенты для зон сельскохозяйственного использования.

Так, в соответствии со ст. 39 ПЗЗ, зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.

В перечень основных ВРИ зоны сельскохозяйственного производства СХ-З, предусмотренных ст. 39 ПЗЗ, входит «Обеспечение сельскохозяйственного производства», код (числовое обозначение ВРИ): «1.18». Указанные ВРИ и код ВРИ соответствуют Классификатору Росреестра.

Следует отметить, что редакция ПЗЗ, утвержденная Постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 03.11.2021 № 3016-п, на которую ссылается Управление росреестра в уведомлении от 10.02.2023 № КУВД-001/2022-25617476/9 содержит аналогичные основные ВРИ зоны сельскохозяйственного производства СХ-З (ст. 33 ПЗЗ от 03.11.2021 № 3016-п).

Таким образом, целевое назначение и разрешенное использование образуемых земельных участков соответствует целевому назначению и разрешенному использованию исходного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170 (ВРИ «обеспечение сельскохозяйственного производства», категория земель «земли населенных пунктов»); ВРИ «Обеспечение сельскохозяйственного производства» содержится в Классификаторе Росреестра и предусмотрен Градостроительными регламентами для зон сельскохозяйственного использования ПЗЗ городского округа Ступино Московской области.

В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» (далее - Закон Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ) минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Вместе с тем, как указано в ст. 1 Закона Московской области от 12.06.2004
№ 75/2004-ОЗ, действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Как указано Заявителем и подтверждается материалами дела, в границах образуемого земельного участка ЗУ2 площадью 1885 кв. м, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 50:33:0000000:30947, право на который зарегистрировано ООО «Альянс» в 2009 г. В границах образуемого земельного участка ЗУ1 площадью 30466 кв. м расположены объекты капитального строительства с к/н 50:33:0000000:30756, к/н 50:33:0000000:30952, к/н 50:33:0000000:85191, к/н 50:33:0000000:30948, к/н 50:33:0000000:30949 права на которые зарегистрированы
ООО «Альянс» в 2009 году.

Таким образом, действие Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ не распространяется на земельный участок Заявителя с кадастровым номером 50:33:0000000:88170.

Кроме того, в Градостроительном регламенте зоны СХ-3 Зона сельскохозяйственного производства редакции ПЗЗ, действующей по состоянию на дату вынесения Управлением Росреестра решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (уведомление росреестра № КУВД-001/2022-25617476/11 от 23.03.2023), в таблице Основных видов разрешенного использования земельных участков для ВРИ «Обеспечение сельскохозяйственного производства» (код 1.18) установлено, что предельные размеры земельных участков (mi№/max) не подлежат установлению.

Уведомлением № КУВД-001/2022-25617476/3 от 13.07.2022 Заинтересованное лицо сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

При этом, помимо основания о несоответствии размера вновь образуемого земельного участка (:ЗУ1) п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004
№ 75/2004-ОЗ, Заинтересованное лицо указало дополнительное основание: имеются противоречивые сведения между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данных объектах недвижимости в части указания местоположения границ земельных участков (границы образуемых земельных участков не соответствуют границам исходных).

Между тем, расстояние от вновь образуемой точки н8 до границы исходного земельного участка составляет 0.0036 м, что меньше предельно-допустимого значения средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельного участка, установленных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393. Средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пкнктов-0.10 м.

Сумма площадей вновь образуемых земельных участков ЗУ1-30466 кв. м и ЗУ2-1885 кв. м соответствуют площади исходного земельного участка 32351 кв. м.

Кроме того, ООО «Альянс» представлено заключение кадастрового инженера, согласно выводу экспертного заключения: общая площадь подлежащего разделу земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:88170 составляет 32351 кв.м., из них площадь ЗУ 1 - 30466 кв.м., площадь ЗУ 2 - 1885 кв.м. Площадь пятен застройки (с учетом минимальной площади, необходимой для использования расположенных на них объектов капитального строительства), полностью входит в границы разделяемых земельных участков ЗУ 1 и ЗУ 2.

23.03.2023 Управлением Росреестра вынесено уведомление № КУВД-001/2022-25617476 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - Уведомление об отказе).

Причиной, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указано: истечение срока.

Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного федерального закона (ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).

При этом ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав.

Согласно п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Приказ № 278 Минэкономразвития) уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.

Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 71 Приказа Минэкономразвития № 278 в уведомлении об отказе не указаны ссылки на нормы нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов; не указаны причины, препятствующие регистрации, из указанных в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Таким образом, невозможно установить причину, препятствующую государственной регистрации.

Как следует из представленных на государственную регистрацию материалов, заявитель выполнил все установленные законодательством требования, а заинтересованное лицо без законных оснований отказало в ее осуществлении. При таких обстоятельствах оспариваемый отказ заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является незаконным.

Согласно положениям ст. 200 АПК РФ на орган, который принял решение, возлагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого решения, доводы заявителя не опровергло, отзыв на заявленные требования не предоставило.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 по делу
№ А41-33802/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Е.А. Бархатова

Судьи

С.В. Боровикова

Е.Н. Виткалова