ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-3382/15 от 18.11.2015 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

24 ноября 2015 года

Дело № А41-3382/15

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  24 ноября 2015 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.

судей: Дудкиной О.В., Красновой С.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: ООО "ГОША" – ФИО1 доверенность от 30 апреля 2015 года № 2465690,

от заинтересованного лица: администрации Люберецкого м.р. МО – ФИО2 доверенность от 01 сентября 2015 года № 77/1-1-30,

ФГБУ  "ФКП Росреестра" по МО – извещено, представитель не явился,

от третьих лиц: Управление Росреестра по МО – извещено, представитель не явился,

администрация гор.пос. Люберцы – извещено, представитель не явился,

Минимущество Московской области – извещено, представитель не явился,

рассмотрев  18 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ГОША"

на решение Арбитражного суда Московской области

от 16 апреля 2015 года,

принятое судьей  Уваровым А.О.,

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда

от 28 июля 2015 года,

принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н,, ФИО3,

по заявлению  ООО "ГОША"

о признании незаконными действий и решения

к администрации Люберецкого муниципального района Московской области, ФГБУ  "ФКП Росреестра" по Московской области,

третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, администрация гор.пос. Люберцы, Минимущество Московской области,

УСТАНОВИЛ:

ООО "ГОША" (далее – общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области по представлению в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявления о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:22:0010109:1685, 50:22:0010109:711, 50:22:0010109:712, 50:22:0010109:810, 50:22:0010109:714, 50:22:0010109:713; признании незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 20 января 2015 года  о снятии с государственного кадастрового учета данных объектов недвижимости; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете данных объектов недвижимости.

Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2015 года,  было признано незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 20 января 2015 года о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:22:0010109:1685, 50:22:0010109:711, 50:22:0010109:712, 50:22:0010109:810, 50:22:0010109:714, 50:22:0010109:713. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано

Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применена статья 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.

Представитель администрации Люберецкого муниципального района МО возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.

ФГБУ  "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, администрация гор.пос. Люберцы, Минимущество Московской области, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "ГОША" на праве собственности принадлежит имущество, - крытый стол, литер Г, кадастровый номер 50:22:0010109:711, площадью 48 кв. м ; крытый стол, литер Г1, кадастровый номер 50:22:0010109:712, площадью 48 кв. м; крытый стол, литер Г2, кадастровый номер 50:22:0010109:713, площадью 48 кв. м; крытый стол, литер Г3, кадастровый номер 50:22:0010109:810, площадью 48 кв. м; крытый стол, литер Г4, кадастровый номер 50:22:0010109:1685, площадью 48 кв. м; крытый стол, литер Г5, кадастровый номер 50:22:0010109:714, площадью 48 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010109:26, представляющее собой сооружения для торговли металлические.

Указанное имущество входило в состав незавершенного строительства объекта Люберецкого рынка "Северный" и было приобретено ООО "ГОША" у ТОО "Фирма Алькор", к которому право собственности на данное имущество перешло от Люберецкого РПС.

Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:26 площадью 5 978 кв. м, относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "под проектирование, строительство и эксплуатацию торгового комплекса", расположен по адресу: <...>, и находится в распоряжении администрации Люберецкого муниципального района Московской области, как объект неразграниченной собственности.

В ходе проведения межевых работ с целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:26 и выделения из него земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010109:25309, 50:22:0010109:25310, 50:22:0010109:25311 было установлено, что вышеуказанные сооружения для торговли разрушены за исключением конструктивных элементов - фундамента ленточного бетонного, что подтверждено техническими заключениями ООО "Лаборатория строительной экспертизы", подготовленных в январе 2015 года по заказу ООО "ГОША".

Администрация Люберецкого муниципального района Московской области 14 января 2015 года обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о снятии вышеуказанного имущества ООО "ГОША" с кадастрового учета в связи с  его фактическим отсутствием на земельном участке, некапитальным характером данных строений и отсутствием государственной регистрации права собственности на него.

На основании указанного заявления объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:22:0010109:711, 50:22:0010109:712, 50:22:0010109:713, 50:22:0010109:714, 50:22:0010109:1685, 50:22:0010109:810 были сняты ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с кадастрового учета 20 января 2015 года.

Полагая, что действия администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по  снятию принадлежащих ему объектов с кадастрового учета незаконны, ООО "ГОША" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Признавая незаконными действия   ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области суды исходили из того, что  не доказано представление для осуществления государственного кадастрового учета составленного кадастровым инженером акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в  остальной части, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу о том, что  имущество ООО "ГОША" не отвечает признакам недвижимости, в связи с чем оснований для восстановления сведений о нем в государственном кадастре недвижимости не имеется, а в действиях администрации Люберецкого муниципального района Московской области нарушения норм действующего законодательства не имеется.

Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года  № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 16 Закона о кадастре).

Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Как установлено судами, спорные сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010109:26, находящемся в неразграниченной государственной собственности.

Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы  суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация Люберецкого муниципального района Московской области осуществляя функции собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:26, правомерно обратилась  с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений расположенного на этом земельном участке имущества.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Пунктом 5 названной статьи определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Таким образом, кадастровый учет может быть осуществлен только в отношении объекта недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса РФ  закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года было признано незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 20 января 2015 года о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости. Однако, в удовлетворении требования ООО "ГОША" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете данных объектов недвижимости было отказано.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

Спорные объекты, принадлежащие ООО "ГОША", согласно данным БТИ представляли собой сооружения для торговли металлические площадью 48 кв. м каждый.

По результатам проведенных по заказу ООО "ГОША" и администрации Люберецкого муниципального района Московской области обследований установлено, что вышеуказанные сооружения для торговли разрушены за исключением конструктивных элементов - фундамента ленточного бетонного.

Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010109:26 в настоящее время располагаются только элементы от принадлежащих заявителю сооружений. Данный факт ООО "ГОША" не оспаривается.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 февраля 2013 года  № ВАС-17015/12 по делу № А56-10877/2012, утрата объектами их назначения в результате разрушения не предполагает возможность их использования по назначению в предпринимательской деятельности, и в связи с этим такие объекты не отвечают требованиям недвижимого имущества, определяемого к использованию в качестве такового в порядке государственного кадастрового учета.

Довод заявителя жалобы о том, что судебные акты по делу № А41-44636/12 не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не привлекалось к участию в деле № А41-44636/12 уже был предметом рассмотрения в судах, что нашло свое отражение в судебных актах.

Установив изложенное, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для признания оспариваемых действий, решений недействительными в судебном порядке

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2015 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2015 года по делу № А41-3382/15 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий -

судья                                                                                               Р.Р. Латыпова

судья                                                                                               О.В. Дудкина

судья                                                                                               С.В. Краснова