ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А41-39071/20
22 апреля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ПАО «Россети Московский регион»: ФИО1 (дов. № 3ЭС/01/2916 от 10.11.2020 г.);
рассмотрев 15 апреля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «Россети Московский регион»
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г.,
по делу № А41-39071/20
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу «Россети Московский регион»
об освобождении участка лесного фонда от скопления бытового мусора,
УСТАНОВИЛ: 31 октября 2019 г. при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором было выявлено нарушение лесного законодательства в квартале № 9 выделе № 8 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества Государственного казенного учреждения Московской области «Мособллес» (далее – ГКУ МО «Мособллес») (категория защитности - леса, расположенные в первом втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), вблизи д. Дунино, Одинцовского городского округа Московской области, а именно: выявлено скопление бытового мусора (хворост, древесные отходы, деревянные поддоны, доски) на площади 0,01 га, в объеме 2,0 м3, который является горючим материалом, находящегося в охранной зоне линии электропередач ВЛ 110 KB «Голицыно-Звенигород».
По результатам патрулирования составлен акт осмотра территории лесного участка от 31 октября 2019 г. и фототаблица.
По факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, в отношении публичного акционерного общества «Россети Московский регион» (далее – ПАО «Россети Московский регион», общество, ответчик) Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) составлен протокол об административном правонарушении от 15 ноября 2019 г. № 06-451/2019, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 15 ноября 2019 г. № 06-451/2019, которым предписано в срок до 08 апреля 2020 г. устранить нарушения лесного законодательства, а именно: произвести уборку горючего материала с территории лесного фонда.
Постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области от 18 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении № 06-451/2019 ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Штраф по вышеуказанному постановлению оплачен обществом.
09 апреля 2020 г. Государственным лесным инспектором – помощником участкового лесничества Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес» проведены контрольно-надзорные мероприятия за исполнением предписания выполнения ранее выданного предписания от 15 ноября 2019 г. № 06-451/2019, срок исполнения которого истек, в ходе проведения которого установлено, что предписание обществом не исполнено, горючие материалы с территории лесного фонда не убраны.
В связи с неисполнением обществом ранее выданного предписания, Комитетом 09 апреля 2020 г. составлен протокол об административном правонарушении № 06-093/20 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
20 мая 2020 г. истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об освобождении лесного участка.
Указанная претензия оставлена обществом без ответа.
Ссылаясь на самовольное занятие обществом участка лесного фонда и не освобождением его по требованию истца, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО «Россети Московский регион» об обязании освободить участок лесного фонда от скопления бытового мусора (хворост, древесные отходы, деревянные поддоны, доски) на площади 0,01 га, в объеме 2,0 м3, находящегося в охранной зоне линии электропередач ВЛ ПО КВ «Голицыно-Звенигород», в квартале № 9, выделе № 8 Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества ГКУ МО «Мособллес», вблизи д. Дунино Одинцовского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ПАО «Россети Московский регион» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что владение обществом ЛЭП и нахождение бытового мусора на не принадлежащем ответчику лесном участке вблизи ЛЭП не свидетельствует о наличии обстоятельств, с которыми закон связывает обязанность ответчика по уборке лесных участков, в частности, что обнаруженный мусор является результатом деятельности общества, а также то, что ответчик причастен к засорению лесного участка и/или осуществлял работы, при которых закон обязывает производить уборку мусора в лесу (строительство, реконструкция, эксплуатация ЛЭП).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО «Россети Московский регион» поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ПАО «Россети Московский регион», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные нормы также содержатся в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. № 223 (далее - Правила использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 (далее - Правила № 160), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что ПАО «Россети Московский регион» являясь владельцем упомянутых выше линий электропередач, расположенных на спорном лесном участке и обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
При этом судами установлено, что обществом допущено нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах.
Судами также принято во внимание, что настоящие требования заявлены Комитетом на основании вновь проведенного осмотра лесного участка.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2020 г. по делу № А41-39071/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО «Россети Московский регион» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО2
Судьи В.В.Кузнецов
Е.Е.Шевченко