ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-4636/2023 от 07.02.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, город Москва, улица Садовническая, дом 68/70, строение 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-1348/2024

г. Москва

12 февраля 2024 года

Дело № А41-4636/23

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

судей: Игнахиной М.В., Миришова Э.С.,

при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сардаряна Ашота Жораевича на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2023 года по делу № А41-4636/23,

при участии в заседании:

от ИП Сардаряна А.Ж. - Болотина Ж.В., представитель по доверенности от 25.09.2023, диплом, паспорт;

от АО «Мособлэнерго» - Долгая Н.Н., представитель по доверенности от 15.01.2024, диплом, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

ИП Сардарян А.Ж. обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО «Мособлэнерго» об урегулировании разногласий по Договору технологического присоединения № 2225041/МТ, изложив спорные пункты в следующей редакции:

1) Пункт 10 договора: «10. Плата за технологическое присоединение рассчитана в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 года № 215-Р».

2) Пункт 10.1 договора:

«10.1 Размер платы за технологическое присоединение составляет 66 291,70 (Шестьдесят шесть тысяч двести девяносто один) рубль 70 копеек, в том числе 20% НДС - 11048,62 (Одиннадцать тысяч сорок восемь) рублей 62 копейки. Плата определена в следующем порядке:

Р= Ci + C 8i * q (руб.). (без НДС), где:

Cl = Си + Cl.2.2

Ci - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку выполнения технических условий; Си - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю; С 1.2.2 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на проверку выполнения технических условий Заявителями.

C8i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности);

q - количество точек учета.

1,2 - ставка налога на добавленную стоимость (20%).

Р=6729,63+4009,50+ 44503,95*1= 55243,08 (руб.) (без НДС)

Всего с учетом 20 % НДС: Р=55243,08 * 1.2 = 66 291,70 руб.

3) Приложение №2 к договору «Антикоррупционная оговорка» исключить.

4) Пункт 7 технических условий: «7. Точка (и) присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) - существующая: РЩ-0,4 кВ у опоры № 16, ЛЭП-0,4 кВ от ТП-761».

5) Дополнить технические условия пунктом 10.1.4: «10.1.4 построить ЛЭП-0,4 кВ от ТП проект, до точки присоединения, указанной в пункте 7 технических условий».

6) Пункт 11.4 технических условий исключить из договора (с учетом принятого в порядкест. 49АПК РФ уточнения),

Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2023 года суд урегулировал разногласия по Договору технологического присоединения
№ 2225041/МТ:

1) Пункт 10 договора суд оставил в редакции Ответчика:

«Плата за технологическое присоединение рассчитана в соответствии с: распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 17.12.2021 года № 276-Р».

2) Пункт 10.1 договора суд оставил в редакции Ответчика:

«Размер платы за технологическое присоединение составляет 2 915 684 (Два миллиона девятьсот пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят четыре) руб. 02 коп., в том числе НДС 485 947 (Четыреста восемьдесят пять тысяч девятьсот сорок семь) руб. 34 коп.

3) Приложение № 2 к договору «Антикоррупционная оговорка» суд оставил в редакции Ответчика:

Приложение 2 к договору №222S041/MT

об осуществлении токологического присоединения

к электрическим сетям АО "Мособлэнерго"

Антикоррупционная оговорка

1. Заявитель обязуется соблюдать положения Антикоррупционной политики Сетевой организации, которая является документом общего доступа и размещена на ее официальном сайте.

2. Стороны обязуются не совершать действия (бездействия), нарушающие требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе воздерживаться от совершения коррупционных правонарушений, в частности: - дачи взятки; - получения взятки; - посредничества во взяточничестве; - коммерческого подкупа.

3. Если у Стороны возникнут разумно обоснованные подозрения о нарушении другой Стороной, ее работниками или представителями вышеуказанных обязательств, то Сторона вправе без промедления письменно уведомить об этом другую Сторону либо позвонить по телефонам доверия АО «Мособлэнерго»: 8 (495) 780-39-62.

Подписи сторон:

Сетевая организация: Заявитель:

Акционерное общество "Московская ИП Сардарян Ашот Жораевич

областная энергосетевая компания"

(АО "Мособлэнерго")

________________________ __________ А. Ж. Сардарян

4) Пункт 7 Технических условий суд оставил в редакции Ответчика:

«Точка (и) присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) — РУ-0,4 кВ ТП-проект».

5) Суд отказал Истцу в дополнении Технических условий пунктом 10.1.4: «10.1.4 построить ЛЭП-0,4 кВ от ТП проект, до точки присоединения, указанной в пункте 7 технических условий».

6) Пункт 11.4 Технических условий суд оставил в редакции Ответчика: «Существующую ЛЭП-0,4 кВ вывести из схемы электроснабжения».

Не согласившись с решением суда, ИП Сардарян А.Ж. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, изложив спорный пункты договора в редакции истца..

Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядкестатей 266,268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Сардарян А.Ж. (Истец, Заявитель) обратился в адрес АО «Мособлэнерго» (Ответчик, сетевая организация) с заявкой № 22225041 от 07.09.2022 г. об увеличении максимальной мощности со 150 кВт до 500 кВт энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская обл., Мытищи т.о., кадастровый номер земельного участка 50:12:0090106:230 (далее по тексту - энергопринимающие устройства) на уровне напряжения 0,4 кВ, по 3 категории надежности электроснабжения. Заявка направлена через сайт ответчика (в электронном виде).

27.10.2022 г. сетевая организация почтой направила проект договора технологического присоединения № 2225041/МТ (проект договора получен Заявителем 07.11.2022 г.).

16.11.2022 г. письмом № 544/1122 Истец направил Ответчику мотивированный отказ от подписания договора с приложением протокола разногласий к договору.

Письмом № 7321 от 09.12.2022 г. Ответчик отказался принять договор в редакции Истца.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области.

В силупункта 1 статьи 421Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422ГК РФ).

Согласнопункту 1 статьи 426ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.,пункт 4 статьи 426ГК РФ).

В соответствии спунктом 1 статьи 445ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445ГК РФ). В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 426Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В силу положенийпункта 4 статьи 426Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласнопункту 5 статьи 426Гражданского кодекса Российской Федерации, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30Гражданского кодекса Российской Федерации.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно: Федеральный закон от26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.

В соответствии спунктом 1 статьи 425Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Кодекса).

Процесс технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети сетевой организации (далее - технологическое присоединение) установленст. 26Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861.

В силуч. 1 ст. 26Закона об электроэнергетике и п. 3 Правил технологического присоединения договор технологического присоединения является публичным.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» - технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям» (далее по тексту - Правила № 861).

Настоящие Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Согласно подп. «а» п. 7, п. 8, 15 Правил № 861 Заявитель (юридическое или физическое лицо) направляет заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, на основании которой сетевая организация подготавливает проект договора и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в 2 экземплярах.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (абз.14 пункта 15 Правил № 861).

В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) - абз.17 пункта15 Правил № 861.

В силупункта 2 статьи 445ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Основным пунктом разногласий является плата за технологическое присоединение и порядок расчетов.

Как указывает Ответчик, энергопринимающие устройства Истца имеют технологическое присоединение к сетям Ответчика. Работы в целях увеличения мощности, отнесенные к обязательствам Ответчика, требуют выполнения работ по усилению электрической сети, такие работы должны выполняться за счет включения в тариф на услуги по передаче электрической энергии, в этой связи возникли разногласия в оплате и порядке расчетов.

Данный довод Ответчика правомерен, выполнение работ, предусмотренных техническими условиями, со стороны сетевой организации является обоснованным и подлежит осуществлению за счет средств платы за технологическое присоединение.

В соответствии спунктом 2 статьи 23.2Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 17 Правил № 861, пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики).

Согласно пункту 32 Основ ценообразования расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил № 861, расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Исходя из вышеизложенного следует, что законодательством предусмотрены два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: путем включения их в состав платы за технологическое присоединение либо путем их включения в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Расходы на строительство от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры - включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

Согласно абзацу 4 пункта 87 Основ ценообразования, размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний, плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям определяется исходя из формулы платы за технологическое присоединение с применением стандартизированных тарифных ставок согласно главе II Методических указаний.

На основании пункта 32 Методических указаний плата за технологическое присоединение в виде формулы определяется с применением стандартизированных тарифных ставок исходя из способа технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации и реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Методических указаний.

В том числе, данным пунктом Методических указаний предусмотрена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение затрат сетевой организации, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Техническое решение по проекту Договора разработано АО «Мособлэнерго», исходя из условий конкретного технологического присоединения энергопринимающих устройств Истца.

Пунктами 18, 25 Правил № 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.

Сетевая организация определяет оптимальную схему электроснабжения для каждого заявителя.

Техническое решение выбирается с учетом необходимости обеспечения надежного энергоснабжения заявителя, сохранения и не ухудшения условий электроснабжения для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации, недопустимости возникновения аварийных ситуаций.

АО «Мособлэнерго» с учетом выданных технических условий рассчитало размер платы за технологическое присоединение для Истца с применением стандартизированных тарифных ставок.

В связи с необходимостью увеличения мощности энергопринимающих устройств Истца со стороны АО «Мособлэнерго» необходимо осуществление нового строительства, а не выполнение мероприятий, направленных на усиление существующей сети (замена или реконструкция существующих объектов электросетевого хозяйства или их отдельных элементов).

При разграничении понятий «новое строительство» и «развитие существующей инфраструктуры» необходимо учитывать положенияГрадостроительного кодекса Российской Федерациии Руководящих указаний об определении понятий и отнесении видов работ и мероприятий в электрических сетях отрасли "Электроэнергетика" к новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению. РД 153-34.3-20.409-99" (далее - Руководящие указания РД 153-34.3-20.409-99).

В соответствии подпунктом 14.1статьи 1Градостроительного кодекса Российской Федерации под «реконструкцией линейных объектов» понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Руководящими указаниями РД 153-34.3-20.409-99 даны определения понятий «новое строительство» и «реконструкция».

Отличие реконструкции от нового строительства заключается в том, что реконструкция представляет собой комплекс работ на действующем (существующем) объекте. Реконструкция предполагает улучшение технических характеристик существующего объекта. Переустройство при реконструкции существующего объекта предполагает использование того же земельного участка, на котором располагался объект до реконструкции. При новом строительстве обязательным условием является строительство на новом земельном участке.

По проекту Договора техническое решение предусматривает со стороны сетевой организации мероприятия по строительству, а именно: АО «Мособлэнерго» обязано: смонтировать ТП-проект. с силовым трансформатором мощностью 630 кВА, построить 2КЛ-10кВ от ТП-проект. до места врезки в проектируемую КЛ-10кВ ТП-761 -ТП-проект., и осуществить врезку в указанную КЛ-ЮкВ.

Для определения возможности/невозможности увеличения максимальной мощности объекта заявителя по существующим сетям требуется рассматривать параметры, информацией о которых Истец не располагает, в силу чего безосновательно настаивает на внесении изменений в проект Договора.

Анализ исходных данных был проведен сетевой организацией на этапе разработки технических условий.

В результате АО «Мособлэнерго» установлено, что для обеспечения возможности потребления с учетом увеличения максимальной мощности, указанной Истцом, в целях обеспечения надежного энергоснабжения и предотвращения аварийных ситуаций, необходимо строительство новой линии электропередач и новой ТП-проект.

Согласно п. 7 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения, точка присоединения определена в РУ-0,4 кВ в проектируемой трансформаторной подстанции ТП-проект.

Таким образом, изменяется точка присоединения, мероприятия предусматривают строительство новых объектов (с другими характеристиками, по иной трассе, на вновь отведенных земельных участках). Данные расходы не относятся к расходам на усиление уже существующей электрической сети, так как данные объекты электросетевого хозяйства сетевой организации на настоящий момент не существуют.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена экспертиза. Проведение поручено – экспертам АНО ЦИЭС «Эксперт Групп» Семенову Денису Евгеньевичу, Родину Владимиру Владимировичу и Бузина Кириллу Александровичу. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1) Имеется ли техническая возможность АО «Мособлэнерго» увеличения максимальной мощности для заявителя с 150 кВт до 500 кВт по существующей схеме от ТП-761 с учетом габаритных размеров и мощности, выделенной потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены от данной трансформаторной подстанции?

2) Являются ли мероприятия, указанные в технических условиях к проекту договора об осуществлении технологического присоединения, мероприятиями по строительству новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до энергопринимающих устройств заявителя?

3) Сохранятся ли безопасные условия эксплуатации КТП-761, появиться ли угроза жизни и здоровья обслуживающего персонала и риски возникновения аварийных режимов у других потребителей, присоединенных к данной КТП, при замене силового трансформатора ТГМ21 -630/10/0,4-У 1 мощностью 630 кВа на силовой трансформатор мощностью 1000 кВа?

4) Возможно ли провести реконструкцию КТП ПК-К 630/10-0,4, заводской номер № 6779 оперативный номер 761 (производитель - ООО «Белгородский завод «Энерготехмонтаж») в целях увеличения ее пропускной способности до 880 кВт.?

5) В том числе путем замены силового трансформатора марки ТМГ21-630/10/0.4-У1 номинальной мощностью 630 кВА на силовой трансформатор ТМГ21 1000/10-0,4 кВ мощностью 1000 кВА (производитель - ОАО «МЭТЗим.В.И.Козлова»)?

Экспертная организация АНО ЦИЭС «Эксперт Групп» предоставила в материалы дела Заключение № 931-10/2023, согласно которому ответила на поставленные вопросы следующим образом.

1. АО «Мособлэнерго» не имеет технической возможности увеличения максимальной мощности для заявителя 150 кВт до 500 кВт по существующей схеме от ТП-761.

2. В технических условиях № 225041/Р/1/МТ к проекту договора об осуществлении технологического присоединения, мероприятиями по строительству новых объектов заложены условия по монтажу (новому строительству применимо к определению объект строительства) КТП бЗОкВА, кабельных линий 10 кВ, и составление проектной документации.

3. При установке трансформатора в действующей КТП-761 будут нарушены условия эксплуатации ТП, т.к. КТП поставляется в конкретной комплектации по ГОСТ 14695-80 «Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВ*А на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия», а также будут нарушены требования к минимальным расстояниям до заземленных конструкций (корпус КТП) от неизолированных шин 10 кВ при прокладке от РУВН до трансформатора по ПУЭ 7 издание, не будет обеспечена безопасная эксплуатация КТП.

4. Реконструкция КТП ПК-К 630/10-0,4, заводской номер № 6779 оперативный номер 761 невозможна. При увеличении потребляемой мощности до 880 кВт возможно разработка новой конструкторской документации в условиях завода изготовителя под конкретно выбранный трансформатор мощностью не менее 1000 кВА.

5. Реконструкция КТП ПК-К 630/10-0,4, заводской номер № 6779 оперативный номер 761 невозможна. При увеличении потребляемой мощности до 880 кВт возможна разработка новой конструкторской документации в условиях завода изготовителя под конкретно выбранный трансформатор мощностью не менее 1000 кВА.

Таким образом, экспертиза показала, что АО «Мособлэнерго» не имеет технической возможности увеличения максимальной мощности для заявителя 150 кВт до 500 кВт по существующей схеме от ТП-761.

В технических условиях № 225041/Р/1/МТ к проекту договора об осуществлении технологического присоединения, мероприятиями по строительству новых объектов заложены условия по монтажу (новому строительству применимо к определению объект строительства) КТП бЗОкВА, кабельных линий 10 кВ, и составление проектной документации.

При установке трансформатора в действующей КТП-761 будет нарушены условия эксплуатации ТП, т.к. КТП поставляется в конкретной комплектации по ГОСТ 14695-80 «Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВ*А на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия», а также будут нарушены требования к минимальным расстояниям до заземленных конструкций (корпус КТП) от неизолированных шин 10 кВ при прокладке от РУВН до трансформатора по ПУЭ 7 издание, не будет обеспечена безопасная эксплуатация КТП.

Реконструкция КТП ПК-К 630/10-0,4, заводской номер № 6779 оперативный номер 761 невозможна. При увеличении потребляемой мощности до 880 кВт возможно разработка новой конструкторской документации в условиях завода изготовителя под конкретно выбранный трансформатор мощностью не менее 1000 кВА.

Реконструкция КТП ПК-К 630/10-0,4, заводской номер № 6779 оперативный номер 761 невозможна. При увеличении потребляемой мощности до 880 кВт возможно разработка новой конструкторской документации в условиях завода изготовителя под конкретно выбранный трансформатор мощностью не менее 1000 кВА.

Истец предоставил рецензию на заключение эксперта № 931-10/2023, данная рецензия правомерно не принята судом первой инстанции в качестве достаточного доказательства по делу, поскольку не опровергает выводы судебной экспертизы, а представляет собой субъективное мнение авторов рецензии.

Данная рецензия подготовлена вне рамок судебного процесса, в отсутствие на то поручения суда. Лицо, составившее рецензию, не предупреждалось об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а из приложенных к рецензии материалов не следует, что лицо, выдавшее рецензию, обладает официальными полномочиями оценивать правильность и законность действий другого эксперта, в том числе, назначенного судом.

Таким образом, в соответствии с подпунктами 14.1статьи 1Градостроительного кодекса РФ и Руководящими указаниями РД 153-34.3-20.409-99, мероприятия, предусмотренные техническими условиями по проекту Договора являются «новым строительством», а не «реконструкцией», связанной с развитием существующей инфраструктуры.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункту 32 Методических указании предусмотрена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение затрат сетевой организации, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Отнесение расходов на выполнение мероприятий по строительству объектов (которое будет осуществляться исключительно в интересах конкретного Истца и по его заявке) к мероприятиям, затраты на проведение которых компенсируются путем учета при формировании тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, фактически повлечет необоснованное возложение на иных потребителей электроэнергии бремени возмещения затрат, необходимых в целях строительства «последней мили» конкретного юридического лица, и рост цен на электроэнергию для конечных потребителей.

Описание расчета платы, произведенного АО «Мособлэнерго»

Робщ = С1 + С8 + Ркл + Ртп, где:

С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, С1 = 10622,28 руб.;

С8 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (рублей за точку учета) (средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные полукосвенного включения), С8 = 38679,60 руб.;

Ркл - расходы на строительство кабельных линий:

Ркл = СЗ(1-10кВ) х 1_3(1-10кВ), где:

СЗ(1-10кВ) - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи на уровне напряжения 1-10 кВ в расчете на 1 км линий (руб./км) (кабельные линии в траншеях многожильные с бумажной изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно (два кабеля в траншее)), СЗ(1-10кВ) = 8098898,03 руб./км;

L3(1-10kB) - протяженность кабельных линий по трассе, прокладываемых открытым способом, в зависимости от уровня напряжения и дифференциации в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ согласно ТУ без учета протяженности кабельных линий, прокладываемых закрытым способом прокладки (методом горизонтального направленного бурения), L3(1-10kB) = 0,1 км;

Ртп - расходы строительство трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП) уровнем напряжения до 35 кВ в случае, если оно предусмотрено ТУ:

РТП = С5(10/0,4кВ)х1\1, где:

С5, 10/0,4 кВ - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), с уровнем напряжения до 35 кВ (руб./кВт) (однотрансформаторные подстанции (за исключением РТП) мощностью от 400 до 1000 кВА включительно шкафного или киоскового типа), С5, 10/0,4 кВ = 3141,09 (руб./кВт);

N - объем максимальной мощности (кВт), указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение в соответствии с ТУ, N = 500 кВт.

Итого: Робщ = 10622,28 + 38679,60 + 8098898,03 х 0,1 + 3141,09 х 500 = 2429736,68 руб.

Всего с учетом 20% НДС: Робщ = 2 915 684,02 руб.

Учитывая изложенное, пункт 10.1 договора подлежал принятию в редакции Ответчика.

По вопросу изменения точки присоединения из материалов дела следует, что договору об осуществлении технологического присоединения от 07.09.2020 № 2010696/МТ был присоединен объект с названием «комплекс объектов на земельном участке», принадлежащий Сардаряну А.Ж., расположенный по адресу: МО, г. Мытищи, кадастровый номер земельного участка 50:12:0090106:230. Энергопринимающие устройства данного объекта могли потреблять максимальную мощность в размере 150 кВт.

При подаче заявки на увеличение мощности со 150 кВт до 500 кВт название объекта Истцом указано прежним, но изменился состав указанного комплекса, т.е. фактически произошло изменение объекта присоединения.

При выборе самого оптимального варианта осуществления технологического присоединения учитывались следующие факторы:

1) Максимальная мощность на объект Истца кратно увеличивается;

2) Нет возможности обеспечить надежность энергоснабжения лиц, объекты которых уже имеют подключение к электрическим сетям посредством ТП - 761, без установки дополнительной трансформаторной подстанции ТП-проект.;

3) Существующая ЛЭП - 0,4 кВ, выполненная СИП 4*120, длиной 50 м от ЩР-0,4 кВ у опоры №16 до ВРУ объекта Истца, не имеет достаточной пропускной способности для мощности 500 кВт.

На основании вышеизложенного использовать уже имеющуюся точку присоединения при увеличении мощности до 500 кВт не представляется возможным в связи с необходимостью физического демонтажа части смонтированного на местности оборудования (ЛЭП, ТП, ВРУ, СИП, автоматики и др.)

В связи с этим в п. 7 Технических условий №2225041/Р/1/МТ новая точка присоединения - РУ (распределительное устройство) -0,4 кВ ТП-проект. (проектируемая подстанция), была указана правомерно, следовательно, пункт 7 Технических условий подлежал принятию в редакции Ответчика.

По вопросу невозможности использования существующей ЛЭП - 0,4 кВ, выполненной СИП 4*120, длиной 50 м от ЩР-0,4 кВ у опоры №16 до ВРУ объекта Истца после увеличения мощности до 500 кВт.

ЛЭП, выполненная СИП 4*70 мм 2 , от КТП - 761 до ЩР - 0,4 кВ имеет пропускную способность ~ 240 А ~ 157 кВт.

ЛЭП, выполненная СИП 4*120 мм 2 , от ВРУ объекта Истца до ЩР - 0,4 кВ у опоры №16 имеет пропускную способность - 340 А - 223 кВт.

Следственно, исходя из технических характеристик данных линий, они не могут пропустить запрашиваемую мощность и участвовать в новой схеме электроснабжения, требуется их демонтаж или вывод их из схемы электроснабжения.

Исходя из вышеизложенного, требования истца о дополнении Технических условий пунктом 10.1.4 - «построить ЛЭП-0,4 кВ от ТП проект, до точки присоединения, указанной в пункте 7 технических условий» не подлежали удовлетворению.

По вопросу применения в расчетах норм, изложенных в Распоряжении Мособлкомцен от 17.12.2021 N 276-Р "Об установлении стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение...» из материалов дела следует, что заявление об увеличении мощности до 500 кВт от ИП Сардарян А.Ж. поступило 07.09.22.

В этот период при расчете платы за технологическое присоединение было применено Распоряжением Мособлкомцен от 17.12.2021 N 276-Р "Об установлении стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Московской области на 2022 год".

Действие данного распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие до 01.12.2022 года. Ссылка на данное распоряжение содержится в п. 10 договора. Оферта договора об осуществлении технологического присоединения №2225041/МТ была направлена в адрес ИП Сардарян А.Ж. 27.10.2022, т.е. в момент действия указанного распоряжения. Далее шло длительное согласование существенных условий договора, которое не привело к успеху, именно поэтому одна из сторон обратилась в суд по вопросу урегулирования текста договора в судебном порядке.

Таким образом, в возникших правоотношениях плата рассчитана верно, в связи с этим пункт 10 договора подлежит принятию в редакции Ответчика.

При расчете платы за технологическое присоединение применялись подпункты б) и в) пункта 32 Методических указаний, т.к. для реализации мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации в связи с увеличением мощности до 500 кВт необходимо строительство дополнительной трансформаторной подстанции ТП-проект. и кабельной линии КЛ-10 кВ. При разработке технического решения был выбран оптимальный и наименее затратный вариант технологического присоединения, а именно врезка проектируемой ТП-проект в существующую кабельную линию КЛ - 10 кВ в промежутке между КТП-761 и КРУН-1. Кабельная линия КЛ-10 кВ имеет сечение 3*240 мм 2 , врезку в данную кабельную линию необходимо выполнять кабелем аналогичного сечения с целью обеспечения бесперебойного надежного электроснабжения запитанных по данной схеме потребителей.

На основании изложенного данная часть расчета выполнена верно.

По вопросу ведения расчета платы исходя из мощности 500 кВт. материалам дела установлено следующее.

Согласно п. 2 раздела I Методических указаний «Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных Устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных Устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких Устройств».

В настоящем спорном случае имеет место не только увеличение максимальной мощности, но и изменение точки присоединения. Соответственно в расчетах используется показатель N - объем максимальной мощности равный 500 кВт. Фактически сетевой организацией при реализации мероприятий по технологическому присоединению оказывается услуга по присоединению нового объекта с запрашиваемой максимальной мощностью в размере 500 кВт в новой точке присоединения.

При этом в соответствии с подпунктом «в» пункта 32 Методических указаний если при технологическом присоединении согласно технически условиям предусматриваются мероприятия «последней мили» по строительству пунктом секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов), трансформаторных подстанций, то формула платы определяется как сумма расходов, определенных в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Методических указаний, произведения ставки С4 и количества пунктов секционирования, и произведения ставок С5, С6, С7 и объема максимальной мощности присоединяемых устройств, указанного заявителем в заявке на технологическое присоединение.

Максимальная мощность присоединяемых устройств, указанная Истцом в заявке - 500 кВт, таким образом, расчет АО «Мособлэнерго» исходя из данной максимальной мощности был осуществлен верно.

По вопросу выбора стандартизированной ставки СЗ при расчете расходов на строительство кабельных линий, учтенных в расчете, сечением 200-250 мм2 (количество 2 кабеля) материалами дела установлено следующее.

Проектируемая трансформаторная подстанция ТП-проект. планируется к подключению в схему электроснабжения путем врезки в кабельную линию КЛ - 10 кВ в промежутке между КТП-761 и КРУН-1. Существующая кабельная линия КЛ-10 кВ имеет сечение 3*240 мм 2 , врезку в данную кабельную линию необходимо выполнять кабелем аналогичного сечения с целью обеспечения бесперебойного надежного электроснабжения запитанных по данной схеме потребителей.

Проектируемая трансформаторная подстанция ТП-проект. будет являться проходной, входить в кольцевую схему электроснабжения. Сохранение размера сечения кабельной линии необходимо для сохранения пропускной способности уже имеющихся сетей, а также для недопущения возникновения аварийных отключений.

По вопросу включения в договор Приложения № 2 «Антикоррупционная оговорка» из материалов дела следует, что АО «Мособлэнерго» реализует требованиястатьи 13.3Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", принимая меры по предупреждению коррупции.

Применение антикоррупционной оговорки предусматривается в антикоррупционной политике и соответствует антикоррупционным стандартам АО «Мособлэнерго».

В пунктах 9.2 и 9.3 Антикоррупционной политики АО «Мособлэнерго» предусмотрено: «АО «Мособлэнерго» внедряется практика по подписанию антикоррупционной оговорки с контрагентами при заключении договоров. АО «Мособлэнерго» проводит разъяснительную работу с контрагентами по вопросу необходимости подписания антикоррупционных оговорок».

Включение в Антикоррупционную политику АО «Мособлэнерго» положений об антикоррупционной оговорке обусловлено рекомендациями Минтруда России о мерах по предупреждению и противодействию коррупции. Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в гражданско - правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа.

Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения. Применение организациями антикоррупционной оговорки при заключении договоров также носит репутационно - этический характер. Такого рода оговорка фактически является инструментом, который помогает выявить возможные коррупционные риски еще до того, как будет совершено коррупционное правонарушение. Принимая антикоррупционную оговорку, сторона ставится в известность относительно возможности своевременно проинформировать о фактах коррупции и провести соответствующие проверки, подтверждая или опровергая наличие коррупционных рисков, что призвано повысить эффективность предупреждения коррупции (Меры по предупреждению коррупции в организациях, утвержденные Минтрудом России).

Следовательно, текст антикоррупционной оговорки АО «Мособлэнерго» не противоречит требованиям к антикоррупционной оговорке, перечисленным в Мерах по предупреждению коррупции, утвержденных Минтрудом России, а именно:

- учитывает фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные антикоррупционной оговоркой;

- не возлагает избыточных обязательств на стороны договора, исходит из принципа разумности;

- не возлагает прямых обязанностей на организации, аффилированные с деловым партнером.

Антикоррупционной оговоркой никакие дополнительные услуги заявителю не навязываются.

С правовой точки зрения антикоррупционная оговорка для контрагента не влечет юридических санкций. В случае совершения коррупционного правонарушения к виновному лицу применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конкретных замечаний относительно формулировок (содержания) антикоррупционной оговорки Истцом не представлено.

С учетом изложенного, направление антикоррупционной оговорки вместе с проектом договора об осуществлении технологического присоединения Правилам № 861 не противоречит, существенных условий, предусмотренных Правилами № 861 не нарушает, но в то же время направлено на соблюдение:

-статьи 13.3. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции"

Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции;

- Мер по предупреждению коррупции, утвержденных Минтрудом России;

- антикоррупционной политики и антикоррупционных стандартов.

Учитывая изложенное, Приложение № 2 к договору «Антикоррупционная оговорка» подлежит принятию в редакции Ответчика.

Поскольку между Истцом и Ответчиком не достигнуто согласие по всем существенным условиям данного договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что договор № 2225041/P/МТ (технические условия для присоединения к электрическим сетям АО «Мособлэнерго») подлежит заключению на условиях, предложенных Ответчиком, как соответствующих требованиям действующего законодательства, в связи этим Арбитражным судом Московской области правомерно отказал в удовлетворении в исковых требованиях в редакции Истца.

Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2023 года по делу № А41-4636/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Председательствующий cудья

Л.Н. Иванова

Судьи

М.В. Игнахина

Э.С. Миришов