ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А41-46529/21
30 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2022 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион»: ФИО1 (дов. № 65 от 07.08.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Одинцовского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Межведомственной комиссии Одинцовского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Одинцовской городской прокуратуры: не явились, извещены,
рассмотрев 24 мая 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион»
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2022 г.,
по делу № А41-46529/21
по заявлению акционерного общества «Специализированный застройщик «Первая ипотечная компания – Регион»
к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Межведомственной комиссии Одинцовского городского округа Московской области по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Одинцовская городская прокуратура,
УСТАНОВИЛ: решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 декабря 2014 г. № 31/1 утверждена Программа Одинцовского муниципального района Московской области «О переселении граждан из муниципального жилищного фонда, расположенного в г. Одинцово-1, на 2015 - 2019 г.г.» (далее – Программа).
Согласно параграфу 2 Программы, основной целью ее является переселение граждан из морально устаревшего муниципального жилищного фонда, находящегося в г. Одинцово-1, в благоустроенные жилые помещения, находящиеся в черте г. Одинцово; полное освобождение от проживания граждан указанного жилищного фонда с целью его сноса.
Одним из основных мероприятий, подлежащих осуществлению в рамках Программы, является поэтапное переселение граждан, проживающих в морально устаревшем муниципальном жилищном фонде, расположенном в г. Одинцово-1, в рамках реализации инвестиционных контрактов на строительство объектов недвижимости жилищного назначения в г. Одинцово и снос освобожденных жилых домов.
Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее – Администрация) от 30 декабря 2014 г. № 2525 о развитии застроенной территории г. Одинцово-1 (бывший военный городок № 315) городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района принято решение о развитии застроенной территории г. Одинцово-1 городского поселения Одинцово Одинцовского района Московской области в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:003:0206:083 общей площадью 594 326 кв.м с утверждением перечня зданий и сооружений, находящихся на застроенной территории и подлежащих сносу (Приложение № 2 к постановлению).
В соответствии с Приложением № 2 к постановлению, жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49, подлежит сносу.
16 апреля 2015 г. на основании решения о развитии застроенной территории, а также протокола о результатах открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории от 25 марта 2015 г. № 1802156987935/01 (2), объявленного и проведенного в соответствии с постановлением Администрации от 17 марта 2015 г. № 101 «О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории г. Одинцово-1 (бывший военный городок № 315) городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области» между Министерством строительного комплекса Московской области, Администрацией, ЗАО «Первая Ипотечная Компаний-Регион» (в настоящее время акционерное общество «Специализированный застройщик «Первая ипотечная компания – Регион» (далее – АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион», общество, заявитель, инвестор) был заключен договор о развитии застроенной территории г. Одинцово-1 (регистрационный номер 55 мр/001) (далее – ДРЗТ, договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора инвестор обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить предусмотренные настоящим договором обязательства по развитию застроенной территории, указанной в пункте 1.2 настоящего договора, г. Одинцово-1 (бывший военный городок № 315) городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее – застроенная территория), а Министерство строительного комплекса Московской области и Администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств.
Акционерное общество «Специализированный застройщик «Первая ипотечная компания – Регион» (далее – АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион», общество, заявитель) является собственником жилых помещений № 2, 5, 6, 8, 10-13, 18-21, 24, 26, 27, 28, 30-32, 35-37, 39, 41, 42, 45-49, 52-55, 61, 62, 64-72, 75 в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49.
04 февраля 2021 г. АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» обратилось в Администрацию с заявлением о вынесении вопроса о признании многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49 аварийным на Межведомственную комиссию Одинцовского городского округа Московской области по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Межведомственная комиссия).
Решения о признании вышеуказанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не принято.
28 марта 2021 г. проведено общее собрание собственников многоквартирного жилого дома № 49 по ул. Ракетчиков (протокол № 1/2021), на котором было принято решение об обращении в Межведомственную комиссию по оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
11 мая 2021 г. АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» обратилось в Межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещений многоквартирном жилом доме № 49 по ул. Ракетчиков (обращение от 29 апреля 2021 г. № 1005/1-113-И).
19 мая 2021 г. на основании обращения общества от 29 апреля 2021 г. № 1005/1-113-И состоялось заседание Межведомственной комиссии, на котором рассматривался вопрос о признании/непризнании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49.
Решением комиссии рассмотрение указанного вопроса отложено на 09 июня 2021 г.
Поскольку Администрацией решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не было принято, а заседание комиссии 09 июня 2021 г. не состоялось, АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации и Межведомственной комиссии о признании незаконным бездействия, допущенного при рассмотрении заявления общества от 29 апреля 2021 г. № 1005/1-113-И о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49 аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями, установленным в Положении, и обязании Администрации и Межведомственной комиссии в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу принять решение (в виде заключения) об оценке соответствия, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49 аварийным и подлежащим сносу, решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Одинцовская городская прокуратура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что бездействие Администрации и Межведомственной комиссии в вопросе о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49 препятствует заявителю в реализации предусмотренных договором о развитии застроенной территории прав и обязанностей, делает невозможным снос жилого дома и строительство объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории сроки, предусмотренные договором.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 43, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны Администрации и Межведомственной комиссии незаконного бездействия.
При этом судами установлено отсутствие со стороны Администрации нарушений при рассмотрении заявления общества от 29 апреля 2021 г. № 1005/1-113-И.
В соответствии с подпунктом 4.1.8 ДРЗТ строительство/реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом планировки территории к размещению на застроенной территории, должны быть осуществлены не позднее 31 декабря 2023 г.
Согласно пункту 4.1.2 ДРЗТ инвестор в течение 20 дней с момента утверждения проекта планировки застроенной территории обязался представить на согласование в Администрацию план - график поэтапного освобождения земельных участков от обременений правами физических и юридических лиц и сноса зданий (строений, сооружений), указанных в Приложении 3 к договору (далее – график сноса), предусматривающий освобождение земельных участков на застроенной территории для дальнейшего использования в соответствии с утвержденным проектом планировки и обеспечения строительства запланированных объектов в пределах максимальных сроков исполнения обязательств, указанных в пункте 4.1.8 договора.
Согласно пункту 4.1.7 ДРЗТ инвестор обязан осуществить снос зданий (строений, сооружений) согласно графику сноса, предусмотренному пунктом 4.1.2 договора.
Письмом Администрации от 04 июня 2021 г. № 809/1-ЖКЗ у заявителя запрошены дополнительные документы, однако на заседание межведомственной комиссии, состоявшееся 09 июня 2021 г., требуемые документы обществом представлены не были.
Судами дана подробная оценка действиям Администрации.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 10 декабря 2021 г. «О признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома» многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Ракетчиков № 49 признан аварийным и подлежащим сносу.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2022 г. по делу № А41-46529/21 оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Специализированный застройщик «ПИК-Регион» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи В.В.Кузнецов
Ю.С.Петропавловская