ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-4674/2021 от 09.12.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А41-4674/21

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) АО «Шереметьево-Карго»: Ушакова В.В. (дов. № ДР-48-21-ПО от 17.08.2021 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Шереметьевской таможни: не явились, извещены;

рассмотрев 09 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО «Шереметьево-Карго»

на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2021 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2021 г.,

по делу № А41-4674/21

по заявлению акционерного общества «Шереметьево-Карго»

к Шереметьевской таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10005000-3541/2020 от 20 января 2021 г.,

УСТАНОВИЛ: 03 октября 2020 г. на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) авиарейсом, выполненным авиакомпанией Turkish Airlines Ink, по товаросопроводительным документам - карго-манифест от 03 октября 2020 г., авианакладной от 25 сентября 2020 г. № 235-79192540 прибыли товары в количестве одного места, весом 229 кг.

04 октября 2020 г. товар был помещен на временное хранение на склад временного хранения (далее - СВХ) акционерного общества «Шереметьево-Карго» (далее – АО «Шереметьево-Карго», общество, заявитель), о чем владелец СВХ подал в таможенный орган отчет по форме ДО-1 от 04 октября 2020 г. № 112809 о принятии товаров на хранение, который был зарегистрирован в таможенном органе под № 1005020/041020/0216366.

В ходе проверки сведений, представленных в указанной отчетности, таможенным органом установлено, что в графе 3 отчета (наименование товара) указано: «курьерский груз», тогда как фактически товары представляют собой широкий ассортимент товаров народного потребления, купленных в интернет-магазинах физическими лицами.

Таким образом, АО «Шереметьево-Карго» представило в таможенный орган отчетность, содержащую недостоверные сведения о наименовании товара.

На основании полученных данных 02 ноября 2020 г. Шереметьевской таможней в отношении АО «Шереметьево-Карго» составлен протокол об административном правонарушении № 10005000-3451/2020.

Постановлением Шереметьевской таможни от 20 января 2021 г. по делу об административном правонарушении № 10005000-3451/2020 АО «Шереметьево-Карго» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.

Считая указанное постановление незаконным, АО «Шереметьево-Карго» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне о его отмене.

Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АО «Шереметьево-Карго» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения установленного статьей 16.15 КоАП РФ, поскольку при составлении отчета по форме ДО-1 общество руководствовалось информацией, указанной в товаросопроводительных документах (авианакладная, импортный манифест), содержащих соответствующие отметки таможенного органа, проставленных при приеме товаров на СВХ.

В заседании кассационной инстанции представитель АО «Шереметьево-Карго» поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Шереметьевской таможни в заседание суда кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО «Шереметьево-Карго», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Обязанности владельца склада временного хранения установлены статьей 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Приказом Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 г. № 444 утвержден способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядка их заполнения, а также правила и сроки представления отчетности (Приложение № 5 (далее - Приказ ФТС России № 444).

Согласно пункта 2 Приложения № 5 к Приказу ФТС России № 444 владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения № 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:

ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение № 1);

ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение № 2),

ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение № 3).

Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2008 г., регистрационный № 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (пункт 3 Приложения № 5 к Приказу ФТС России № 444).

Пунктом 5 Приложения № 5 к Приказу ФТС России № 444 установлено, что заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.

Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к настоящему приказу. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.

Из пункта 4 Приложения № 2 к Приказу ФТС России № 444 следует, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца СВХ (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к Приказу ФТС России № 444, если в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляется разделение товарной партии и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), указанным в транспортных или коммерческих документах, или в случае прибытия товаров воздушным транспортом без транспортных документов владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.

Таким образом, наименование товара в представляемой в таможенный орган отчетности должно указываться в соответствии с конкретными сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах.

Действия, связанные с непредставлением или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО «Шереметьево-Карго» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении в таможенный орган отчета по форме ДО-1, в котором указаны недостоверные сведения о наименовании товара - курьерский груз, что не соответствовало действительному наименованию, поскольку товары фактически представляют собой широкий ассортимент товаров народного потребления.

Судами установлено, что товары прибыли на территорию таможенного союза 03 октября 2020 г. по авиационной накладной № 23579192540.

К авиационной накладной был приложен манифест № ТК6162, содержащий наименование ввезенных товаров, который был представлен 03 октября 2020 г. в СВХ.

Данный манифест содержит ссылку на авианакладную, где наименование товара указано как «курьерский груз», однако к данному манифесту был приложен список товаров, прибывших на территорию таможенного союза, который также получен СВХ.

Таким образом, заявитель не отразил в отчете по форме ДО-1 имеющуюся у него информацию о наименовании товара.

Отклоняя ссылки общества на то, что представленный список не читаем, суды указали на то, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для предоставления недостоверных сведений, с учетом того, что заявитель не предпринял никаких действий для получения соответствующей информации о наименовании товаров для правильного составления отчета по форме ДО-1. При этом заявитель не уведомлял таможенный орган о несоответствие наименования прибывших товаров в порядке, предусмотренном пунктом 9 Приказа ФТС России от 18 марта 2019 г. № 444.

Судами также указано на соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Вина АО «Шереметьево-Карго» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Размер штрафа соответствует санкции статье 16.15 КоАП РФ.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2021 г. по делу № А41-4674/21 оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Шереметьево-Карго» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Р.Р.Латыпова