ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
07.09.2023
Дело № А41-48247/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2023
Полный текст постановления изготовлен 07.09.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России: ФИО1 по доверенности от 07.12.2022, паспорту;
от главы Администрации городского округа Щёлково Московской области ФИО2: не явился, извещён;
от Администрации городского округа Щёлково Московской области: ФИО3 по доверенности от 14.03.2023, паспорту;
от муниципального предприятия городского округа Щёлково «Загорянская муниципальная служба жилищно-коммунального хозяйства»: не явился, извещён;
рассмотрев 07.09.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России
на решение от 05 мая 2023 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 04 июля 2023 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу № А41-48247/2022
по заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России
к главе Администрации городского округа Щёлково Московской области ФИО2, Администрации городского округа Щёлково Московской области
о признании незаконными постановлений,
третье лицо: муниципальное предприятие городского округа Щёлково «Загорянская муниципальная служба жилищно-коммунального хозяйства»,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе городского округа Щелково Московской области - ФИО2, Администрации городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация) с требованиями (с учетом письменных уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать незаконными постановления Администрации, подписанные Главой ФИО2, от 28.02.2022 № 441 «О ликвидации муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» и от 20.04.2022 № 1089 «О внесении изменений в состав ликвидационной комиссии муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ»;
2. Признать незаконными действия Администрации по формированию ликвидационной комиссии МП ГОЩ «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» и обращению в регистрирующий орган (Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области) с заявлением о ликвидации;
3. Обязать Администрацию обратиться в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании ликвидируемого должника МП ГОЩ «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» несостоятельным (банкротом) в связи с наличием задолженности перед учреждением, поскольку стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредитора;
4. Обязать Администрацию уведомить регистрирующий орган (Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области) о ликвидации МП ГОЩ «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятия г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» (далее - МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ», предприятие).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2023 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что между учреждением и МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» заключен Договор на теплоснабжение от 09.01.2019 № 14-25-50-01-469, согласно которому Учреждение поставляет тепловой ресурс и горячее водоснабжение абоненту МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ». Указанный Договор действовал с 01.01.2019 по 31.11.2021.
Учреждение указывает, что в ходе исполнения указанного Договора абонент получал от Учреждения тепловой ресурс, а от субабонентов - оплату за коммунальный ресурс (что подтверждается письменными доказательствами). Однако оплата за поставленный ресурс абонентом истцу не производилась, в результате чего до настоящего времени за МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» числится основная задолженность на сумму 96 284 505,77 руб. и неустойка в размере 5 543 644,19 руб.
Данный факт подтверждается судебными решениями и исполнительными листами, которые до настоящего времени не исполнены.
Согласно п. 1.1 Устава МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» и выписке из ЕГРЮЛ муниципальное предприятие создано постановлением Главы г.п. Загорянский Щелковского муниципального района № 2 от 19.01.2007.
Согласно п. 1.4 и п. 1.5 Устава учредителем МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» является муниципальное образование г.о. Щелково Московской области, полномочия собственника имущества предприятия осуществляет орган местного самоуправления - Администрация городского округа Щелково.
28.02.2022 Администрацией издано постановление № 441 «О ликвидации муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ».
20.04.2022 Администрацией издано постановление № 1089 «О внесении изменений в состав ликвидационной комиссии муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ».
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Судами установлено, что согласно п. 1.1 Устава МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» и выписке из ЕГРЮЛ муниципальное предприятие создано постановлением Главы г.п. Загорянский Щелковского муниципального района № 2 от 19.01.2007.
Согласно п. 1.4 и п. 1.5 Устава учредителем МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» является муниципальное образование г.о. Щелково Московской области, полномочия собственника имущества предприятия осуществляет орган местного самоуправления - Администрация городского округа Щелково.
Учреждение указывает, что за МП г.о. Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ» числится основная задолженность на сумму 96 284 505,77 руб. и неустойка в размере 5 543 644,19 руб.
28.02.2022 Администрацией издано постановление № 441 «О ликвидации муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ».
20.04.2022 Администрацией издано постановление № 1089 «О внесении изменений в состав ликвидационной комиссии муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба ЖКХ».
Учреждение в обосновании своих доводов указывает, что органом местного самоуправления в нарушении п. 5 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не принято мер по обращению в суд о признании ликвидируемого должника банкротом.
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяет Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статья 1).
Статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указаны порядок ликвидации унитарного предприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
В части 2 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Между тем, Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не ограничивает право конкретного выбора порядка ликвидации унитарного предприятия его собственником (в рассматриваемом случае право на ликвидацию предприятия по решению его собственника), что в свою очередь не обязывает лицо обратится в суд с заявление о признании муниципального предприятия банкротом.
Суды установили, что доводы учреждения о незаконности действий Администрации по изданию оспариваемых постановлений, как и сами постановления, в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"» о ликвидации муниципального предприятия не противоречат полномочиям собственника, и, как следствие не нарушают прав учреждения.
Как предусмотрено частями 4 и 5 статьи 35 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в том числе в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
В указанных случаях заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков (пункт 3 статьи 9 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу второму пункта 3.1 статьи 9 Закона о банкротстве, если в течение предусмотренного пунктом 2 данной статьи срока руководитель должника не обратился в арбитражный суд с заявлением должника и не устранены обстоятельства, предусмотренные абзацами вторым, пятым - восьмым пункта 1 данной статьи, в течение десяти календарных дней со дня истечения этого срока собственник имущества должника - унитарного предприятия обязан принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
В ходе рассмотрении спора судами установлено, что Арбитражным судом Московской области по делу № А41-93674/22 определением суда от 19.04.2023 принято к рассмотрению заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании муниципального предприятия городского округа Щелково «Загорянская муниципальная служба жилищно-коммунального хозяйства» несостоятельным (банкротом).
С учетом всех обстоятельств судами не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2023 года по делу № А41-48247/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи Е.А. Ананьина
В.В. Кузнецов