ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-51606/18 от 24.01.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29 января 2019 года

                               Дело № А41-51606/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Кочеткова А.А.,

судей Завирюха Л.В., Малюшина А.А.,

при участии в судебном заседании:

от истца:

от ответчика:

от третьего лица: ФИО1, дов. от 29.12.2018

рассмотрев 24 января 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу

ИФНС России по г. Воскресенску Московской области

на определение Десятого арбитражного апелляционного суда

от 19 ноября 2018 года,

принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,

по заявлению ООО «Санторин»

к Российской Федерации в лице ФНС России

о взыскании,

3-е лицо – ИФНС России по г. Воскресенску Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявленООО «Санторин» к Российской Федерации в лице ФНС России о взыскании убытков в размере 29 456, 07 руб.

Третьим лицом заявлено о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы на основании статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2018 года заявление оставлено без рассмотрения.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2018 года определение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2018 года оставлено без изменения.

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2018 года исправлены опечатки в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2018 года, а именно, в наименовании ответчика: «Федеральная налоговая служба Российской Федерации», заменено на: «Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы России». Кроме того, апелляционный суд заменил мотивировочную часть постановления с восьмого абзаца на странице два по второй абзац на странице пять, с учетом норм материального права регулирующего статус Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Не согласившись с определением суда апелляционной инстанции, третье лицо ИФНС России по г. Воскресенску Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.

В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил отменить обжалуемое определение.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта суда апелляционной инстанции ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

По смыслу названной нормы указанные исправления могут быть внесены в судебный акт только в том случае, если такие исправления вызваны необходимостью устранить допущенные судом при изготовлении судебного акта несоответствия, но, по сути, не приводят к изменению существа принятого судебного акта.

Под описками (опечатками) понимаются искажения, допущенные при написании отдельных слов, выражений, имен, отчеств и фамилий, наименований юридических лиц.

Исправление описки (опечатки) допускается только без изменения содержания решения, тех выводов, к которым пришел суд на основе исследования доказательств, без установления обстоятельств и применения закона.

Исправляя опечатку, суд апелляционной инстанции указал, что вместо:

«В данном случае ответчиком по настоящему делу является Федеральная служба судебных приставов России.

В соответствии с частью 2 статьи 119 Федерального закона от 02.10.2007       № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

В пункте 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ                       «О судебных приставах» предусмотрено, что вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в случае признания судом требований истца обоснованными в соответствии с положениями статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием за счет соответствующей казны.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на ФССП России функций, согласно подпункту 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316) осуществляет Федеральная служба.

В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Из пункта 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74, следует, что территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов (территориальный орган), действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В территориальный орган ФССП России входят аппарат управления территориального органа, а также структурные подразделения территориального органа ФССП России, к которым относятся районные, межрайонные и специализированные отделы (пункты 1.4.3 и 3.1 Типового положения).

Пунктом 1.4 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов России от 29.05.2012 № 256, также предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов России осуществляет деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Пунктом 9.1 этого Регламента установлено, что для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации Федеральная служба судебных приставов России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении. Территориальные органы финансируются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников, имеют счета в кредитных организациях Российской Федерации и органах Федерального казначейства.

Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов России является Управление Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 9.7 Регламента структура территориального органа включает в себя руководство территориального органа: руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и заместителей руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, подразделения аппарата управления и структурные подразделения. Подразделениями аппарата управления и структурными подразделениями территориального органа являются отделы.

В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами (их должностными лицами), подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред (органа, должностным лицом которого причинен вред), если иное не предусмотрено законодательством.

Актуальность данных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящий период (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2016 по делу № А66-9538/16).»,

следует читать:

«В данном случае ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице ФНС России.

В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием за счет соответствующей казны.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской  Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причинённого юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами (их должностными лицами), подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред (органа, должностным лицом которого причинен вред), если иное не предусмотрено законодательством.».

Суд кассационной инстанции полагает, что определение суда апелляционной инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, не противоречат положениям статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств и толкование положений закона не означает допущенной судебной ошибки.

Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2018 годапо делу № А41-51606/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                           А.А. Кочетков     

Судьи:                                                                                     Л.В. Завирюха

                                                                                             А.А. Малюшин