ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-51694/18 от 29.04.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

08.05.2019

             Дело № А41-51694/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019

Полный текст постановления изготовлен 08.05.2019

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,

судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,

при участии в заседании:

от ООО "Аркон" – Богатырев Д.А.- доверен. от 09.01.18г.№1

от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха – не явился, извещен

от Администрации городского округа Балашиха – Татаринова О.И.- доверен. от 09.01.19г. №Д-18/9

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха

на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018,

принятое судьей О.В. Анисимовой,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019,

принятое судьями С.К. Ханашевичем, М.В. Игнахиной, Э.С. Миришовым,

по иску ООО "Аркон"

к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, Администрации городского округа Балашиха,

об урегулировании разногласий

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Аркон" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, Администрации городского округа Балашиха с требованиями: урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Аркон" и Комитетом при заключении договора купли-продажи N III/2018-ПП от 25.05.2018, изложив спорные условия в редакции, изложенной в исковом заявлении.

В ходе судебного разбирательства истец отказался от исковых требований в части урегулирования разногласий п. 5.5 договора купли-продажи N III/2018-ПП от 25.05.2018, а именно: "Добавить пункт 5.5 договора и изложить в следующей редакции: "С целью государственной регистрации перехода права на имущество продавец обязан предоставить покупателю в течение 2 (двух) рабочих дней со дня подписания настоящего договора оригиналы следующих документов: Постановление Администрации городского округа Балашиха от 17.05.2018 N 394-ПА (основание ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"); Доверенность на представителя ООО "Аркон" (основание п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") с правом подачи заявления о государственной регистрации перехода права на имущество; Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего настоящий договор. Документы, указанные в настоящем пункте договора, не подлежат предоставлению покупателю в случае самостоятельной подачи документов продавцом. Дата и время подачи документов на государственную регистрацию перехода права на имущество согласовывается между покупателем и продавцом путем направления заказного письма или телеграммы".

Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 по делу N А41-51694/18 принят отказ ООО "Аркон" от исковых требований в части урегулирования разногласий п. 5.5 договора купли-продажи N III/2018-ПП от 25.05.2018. В остальной части требования истца удовлетворены. Признан незаконным и отменен пункт 3 решения об условиях приватизации муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от 17.05.2018 N 394-ПА, в части выкупной цены в размере 8 070 470 руб.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 по делу N А41-51694/18 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрации городского округа Балашиха обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А41-51694/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, судами нарушены нормы об оценке доказательств, суд не дал оценки существенному расхождению между рыночной стоимостью объекта в отчетах, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судами допущены нарушения в части отмены положений об условиях приватизации муниципального имущества в части выкупной цены, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.

В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А41-51694/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Истец доводы кассационной жалобы отклонил, просил судебные акты оставить в силе, представил отзыв.

Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства не явился. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит  к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:

Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2016 по делу N А41-74421/16 с учетом постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 удовлетворены требования ООО "Аркон" к КУИ г.о. Балашиха. Суд признал недействительным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха от 10.10.16 N 8367/2 в реализации преимущественного права ООО "Акрон" на выкуп арендованного имущества; признал недействительным Постановление Администрации городского округа Балашиха от 22.09.2016 N 839/10-ПА в части включения объекта недвижимости: здания бытового обслуживания, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 115 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Дзержинского, д. 32А, в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Суд обязал Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости недвижимого имущества: здания бытового обслуживания, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 115 кв. м, инв. N 001:001-10226, лит. Б, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мик-н Дзержинского, д. 33А, в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, и принять решение об условиях приватизации данного объекта недвижимости в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить в ООО "Аркон" оформленный надлежащим образом проект договора купли-продажи арендуемого недвижимого имущества - здания бытового обслуживания, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 115 кв. м, инв. N 001:001-10226, лит. Б, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мик-н Дзержинского, д. 33А в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Во исполнение указанного решения суда Комитет 25.05.2018 направил в адрес ООО "Аркон" проект договора купли-продажи N III/2018-ПП от 25.05.2018.

Не согласившись с отдельными условиями договора, в том числе по стоимость имущества, общество направило в Комитет договор с протоколом разногласий письмом N 9 от 21.06.2018.

29.06.2018 ответчик письмом N 8109/2 вернул договор купли-продажи и протокол разногласий без подписания, настаивая на предложенной редакции договора.

Поскольку при заключении договора купли-продажи спорного недвижимого имущества между сторонами возникли разногласия, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы истец является субъектом малого предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества только при соответствии критериям, установленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые согласно статье 10 данного Федерального закона вступают в силу с 01.01.2009.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 3 Информационного письма от 05.11.2009 N 134, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

Заключение договора купли-продажи недвижимого имущества, связанного с реализацией положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, для стороны, направившей проект договора, в силу названного Закона является обязательным, и между сторонами при заключении такого договора возникли разногласия, поэтому рассмотрение судом по требованию общества возникших разногласий основано на положениях статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Судами установлено, что ответчиком в проекте договора купли-продажи предложена цена имущества в соответствии с отчетом независимого оценщика ООО "Прима" от 15.05.2018 N 73-ИМ в размере 8 070 470 руб. и п. 3 решения об условиях приватизации муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от 17.05.2018 года N 394-ПА. Рыночная стоимость объекта определена по состоянию на 15.05.2018.

Вместе с тем, истец обратился с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп объекта в порядке предусмотренном Законом N 159-ФЗ, 16.09.2016.

По заданию истца ООО Консалтинговая группа "Праймаудит" составлен отчет N 45/2018-О об оценке рыночной стоимости имущества, в соответствии с которым его стоимость по состоянию на 16.09.2016 составила 2 896 427 рублей.

Таким образом, суды правомерно признали незаконным и отменили пункт 3 решения об условиях приватизации муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации городского округа Балашиха от 17.05.2018 N 394-ПА, в части выкупной цены в размере 8 070 470 руб.

В силу положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Ответчиком в проекте договора предложена рассрочка оплаты имущества, однако, истец не согласен с рассрочкой и выбрал порядок оплаты цены договора единовременно.

Учитывая, что предложенный истцом порядок оплаты цены договора соответствует требованиям пункта 2 статьи 5 Закона N 159-ФЗ, в данной части разногласия также подлежат урегулированию в соответствии с предложением истца.

Таким образом, суды правомерно исключили из договора пункты 2.2, 4.3 и 8.3, предусматривающие рассрочку, порядок оплаты и ответственность за нарушение сроков внесения платежей установленных п. 2.2 договора.

Согласно п. 8.4 проекта договора, в случае неисполнения покупателем условий договора, а также их ненадлежащего исполнения, в том числе неоднократного нарушения сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки равной цене недвижимого имущества, определенной в п. 2.1 договора. Недвижимое имущество остается в собственности г.о. Балашиха, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются.

Истец просит изменить данное условие следующим образом: "В случае неисполнения покупателем условий настоящего договора, а также их ненадлежащего исполнения, в том числе нарушения срока исполнения таких условий и объема их исполнения, договор расторгается в судебном порядке".

Учитывая, что редакция истца не противоречит нормам ст. ст. 421, 422, 450 ГК РФ, стороны вправе предусмотреть в договоре только судебный порядок его расторжения.

Согласно п. 9.2 договора, к обстоятельствам непреодолимой силы относятся: война, землетрясение, наводнение, ураган, пожар или подобные явления, а также законы, распоряжения, иные нормативные документы компетентных государственных органов, принятые после подписания настоящего договора и препятствующие его исполнению.

Истец просит изменить данное условие, следующим образом: "К обстоятельствам непреодолимой силы относятся: война, землетрясение, наводнение, ураган, пожар или подобные явления".

Суды установили, что редакция истца не противоречит определению непреодолимой силы, содержащемуся в ст. 401 ГК РФ - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Таким образом, пункты 8.4 и 9.2 правомерно приняты в редакции истца.

Доводы заявителя о том, что судом не дана оценка расхождению между рыночной стоимостью объекта в отчетах, представленных сторонами, кассационная коллегия считает несостоятельными. Ходатайство о назначении судебной экспертизы Администрацией заявлено не было.

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.

Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу № А41-51694/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                              Н.Ю. Дунаева

Судьи:                                                                                                          З.А. Аталикова

                                                                                                                      Л.В. Федулова