ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А41-53309/14
22 июня 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО «РегионТехноСтрой»: ФИО1 – ген.директора (протокол № 10 от 23.07.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства экологии и природопользования Московской области: ФИО2 (дов. № 16 от 13.01.2015 г.);
рассмотрев 16 июня 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «РегионТехноСтрой»
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г.,
принятого судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу № А41-53309/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РегионТехноСтрой» (ОГРН <***>; 141070, <...>)
к Министерству экологии и природопользования Московской области (ОГРН <***>; 143407, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 015-170/14 от 14 августа 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: в период с 28 мая 2014 г. по 30 мая 2014 г. на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области (далее – Минэкологии Московской области, административный орган, ответчик) о проведении плановой выездной проверки № 187-РМ от 15 мая 2014 г. должностными лицами Минэкологии Московской области была проведена проверка в отношении Озерского районного общества охотников и рыболовов, расположенного по адресу: 140560, <...>, с целью проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденным распоряжением Минэкологии Московской области № 619-РМ от 11 декабря 2013 г.
В ходе проведения проверки по адресу: Московская область, вблизи д. Горы Озерского района был выявлен факт добычи полезных ископаемых (песка) неизвестными лицами, о чем Минэкологии Московской области составлен акт проверки № 043-168/14 от 30 мая 2014 г.
Определением № 015-071/14 от 20 июня 2014 г. Минэкологии Московской области возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого административным органом установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «РегионТехноСтрой» (далее – ООО «РегионТехноСтрой», общество, заявитель) осуществляется добыча полезных ископаемых (песка) на земельном участке с кадастровым номером 50:36:0030409:32, расположенном юго-восточнее д. Горы Озерского района в границах Горского участка Озерского месторождения песка и песчано-гравийного месторождения.
На основании полученных данных 06 августа 2014 г. в отношении ООО «РегионТехноСтрой» составлен протокол об административном правонарушении № 015-170/14, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Минэкологии Московской области по делу об административном правонарушении № 015-170/14 от 14 августа 2014 г. ООО «РегионТехноСтрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «РегионТехноСтрой» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минэкологии Московской области о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2014 г. заявленные требования удовлетворены. Постановление Минэкологии Московской области по делу об административном правонарушении № 015-170/14 от 14 августа 2014 г. о привлечении ООО «РегионТехноСтрой» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2014 г. отменено. В удовлетворении заявленных ООО «РегионТехноСтрой» требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «РегионТехноСтрой» просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
К кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия результатов испытаний № 028 от 31 января 2014 г. песчаного грунта от гидронамыва; копия протокола лабораторных испытаний № 183 от 03 февраля 2014 г.; копия экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» № 203-6 от 13 марта 2014 г.; копия письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-962 от 17 августа 2011 г.
В судебном заседании обсужден вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к кассационной жалобе.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанных документов к материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Минэкологии Московской области просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО «РегионТехноСтрой» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Минэкологии Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с абзацем 1 статьи 9 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (далее – Закон о недрах) пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (абзац 5 статьи 9 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, установлена Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 315 от 29 сентября 2009 г. (далее – Административный регламент).
Пунктом 3 Административного регламента установлено, что исполнение указанных государственных функций осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальными органами. Результатом исполнения государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами является выдача зарегистрированной лицензии на пользование недрами заявителю.
Согласно статьи 6 Закона Московской области № 39/2012-ОЗ от 27 апреля 2012 г. «О порядке предоставления участков недр местного значения» документом, удостоверяющим право пользования участком недр местного значения, является лицензия на пользование участками недр местного значения.
Частью 1 статьи 2.3 Закона о недрах предусмотрено, что к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 39 от 25 октября 2010 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Московской области» песок является общераспространенным полезным ископаемым.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Действия, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях ООО «РегионТехноСтрой» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ
Об этом свидетельствует следующее.
Так, 06 ноября 2013 г. между открытым акционерным обществом «Горы» (далее – ОАО «Горы», арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Озерские дали» (далее – ООО «Озерские дали», арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030409:32, общей площадью 219 470 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Озерский район, для создания водоема с целью рыборазведения, сроком действия до 06 октября 2014 г.
12 ноября 2013 г. между ООО «Озерские дали» (заказчик) и ООО «РегионТехноСтрой» (подрядчик) был заключен договор № ОД-РТС-1, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство осуществить комплекс работ по созданию водоема с целью рыборазведения в Озерском районе Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:36:0030409:32 площадью 219 470 кв.м. (пункт 1.1 договора).
Содержание и график выполнения этапов работ приводятся в Календарном плане выполнения работ (Приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью договора. Создание водоема производится в соответствии с проектной документацией на создание водоема с целью рыборазведения в Озерском районе Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:36:0030409:32.
В соответствии с пунктом 2.2.10 указанного договора подрядчик обязуется получить согласования и разрешения, необходимые для выполнения работ на объекте (в том числе проектной документации).
Лицензия на пользование недрами у ООО «Озерские дали» и ООО «РегионТехноСтрой» отсутствует.
Как следует из письма Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Озерскому району (далее – ОМВД РФ по Озерскому району) № 89/8630 от 04 августа 2014 г., незаконная добыча песка осуществлялась ООО «РегионТехноСтрой» в лице генерального директора ФИО1
Согласно письму Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу № 09-06/2124 от 04 июля 2014 г. земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030409:32 находится в границах Горского участка Озерского месторождения песка и ПГМ (блок В-IV).
Протоколом ТКЗ ДПР по ЦФО от 28 июня 2002 г. № 71 по участку утверждены балансовые запасы песка и ПГМ в количестве 1 483 тыс. куб. м по категории В. Участок частично отработан ООО «Карьер-Неруд», в отчетном периоде ФБУ «ТФГИ по ЦФО» по состоянию на 01 января 2013 г. числятся запасы песка и ПГМ в количестве 11 554 тыс. куб. м по категории В.
Из экспертного заключения № 23 о результатах оказанных услуг по маркшейдерскому обеспечению мероприятий по государственному геологическому надзору и охране недр от 07 июля 2014 г. следует, что площадь самовольной (безлицензионной) выработки обводненного карьера составляет 8 236 кв.м., объем изъятого из карьерного пространства песка составляет 24 214 куб.м., объем складированного песка на карте намыва составляет 7 738 куб.м.
Факт добычи песка во исполнение договора подряда заключенного 12 ноября 2013 г. между ООО «Озерские дали» (Заказчик) и ООО «РегионТехноСтрой» (Подрядчик) на земельном участке с кадастровым номером 50:36:0030409:32 генеральный директор ООО «РегионТехноСтрой» ФИО1 не отрицал.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции сделал вывод о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вина ООО «РегионТехноСтрой» в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО «РегионТехноСтрой» со ссылкой на экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» от 13 марта 2014 г. № 203-6 и результаты испытаний № 028 от 31 января 2014 г., проведенных Лабораторией на ул. Яблочкова указывает, что в результате намыва при осуществлении строительства водоема образовывался песчаный грунт, а не песок.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку таких доказательств в материалах дела не имеется, приведенный довод не был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 г. по делу № А41-53309/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «РегионТехноСтрой» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО3
Судьи С.В.Краснова
Р.Р.Латыпова