ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-57836/16 от 28.03.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А41-57836/2016

Резолютивная часть постановления объявлена  28 марта 2017 года

Полный текст постановления изготовлен  3 апреля 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,

при участии в заседании:

от заявителя: ООО "СТИЛВУД" – ФИО1 доверенность от 27 марта 2017 года,

от заинтересованного лица: Администрация Солнечногорского мун. р-на МО – извещено, представитель не явился,

от третьего лица: Главное управление по информационной политике Московской области – ФИО2 доверенность от 11 октября 2016 года,

рассмотрев 28 марта 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу

ООО "СТИЛВУД"

на решение Арбитражного суда Московской области

от 27 октября 2016 года,

принятое судьей Денисовой А.Э.,

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда

от 18 января 2017 года,

принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,

по делу №А41-57836/2016,

по заявлению ООО "СТИЛВУД"

о признании незаконными действий Администрации Солнечногорского мун. р-на МО

от третьего лица: Главное управление по информационной политике Московской области

УСТАНОВИЛ:

ООО "СТИЛВУД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее -  администрация) во внесении рекламных конструкций, принадлежащих обществу на праве собственности, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район: 1 Ленинградское шоссе, 31 км + 385 м, левая сторона; 2 Ленинградское шоссе, 31 км + 880 м, правая сторона; 3 Ленинградское шоссе, 32 км + 195 м, правая сторона; 4 Ленинградское шоссе, 32 км + 325 м, левая сторона; 5 Ленинградское шоссе, 32 км + 725 м, правая сторона; 6 Ленинградское шоссе, 32 км + 815 м, правая сторона; 7 Ленинградское шоссе, 33 км + 100 м, левая сторона; 8 Ленинградское шоссе, 33 км + 230 м, левая сторона; 9 Ленинградское шоссе, 33 км + 525 м, левая сторона; 10 Ленинградское шоссе, 33 км + 365 м, левая сторона; 11 Ленинградское шоссе, 33 км + 750 м, левая сторона; 12 Ленинградское шоссе, 33 км + 840 м, правая сторона; 13 Ленинградское шоссе, 34 км + 085 м, правая сторона; 14 Ленинградское шоссе, 34 км + 095 м, левая сторона; 15 Ленинградское шоссе, 34 км + 415 м, левая сторона; 16 Ленинградское шоссе, 35 км + 095 м, левая сторона; 17 Ленинградское шоссе, 35 км + 400 м, левая сторона; 18 Ленинградское шоссе, 35 км + 525 м, левая сторона; 19 Ленинградское шоссе, 36 км + 100 м, правая сторона; 20 Ленинградское шоссе, 36 км + 200 м, правая сторона; 21 Ленинградское шоссе, 36 км + 265 м, левая сторона; 22 Ленинградское шоссе, 36 км + 425 м, правая сторона; 23 Ленинградское шоссе, 36 км + 425 м, левая сторона; 24 Ленинградское шоссе, 36 км + 510 м, левая сторона; 25 Ленинградское шоссе, 36 км + 590 м, правая сторона; 26 Ленинградское шоссе, 37 км + 735 м, правая сторона; 27 Ленинградское шоссе, 37 км + 810 м, левая сторона; 28 Ленинградское шоссе, 38 км + 915 м, левая сторона; 29 Ленинградское шоссе, 39 км + 040 м, левая сторона; 30 Ленинградское шоссе, 39 км + 220 м, левая сторона; 31 Ленинградское шоссе, 39 км + 390 м, левая сторона; 32 Ленинградское шоссе, 42 км + 730 м, правая сторона; 33 Ленинградское шоссе, 42 км + 900 м, левая сторона; 34 Ленинградское шоссе, 43 км + 440 м, левая сторона; 35 Ленинградское шоссе, 44 км + 925 м, правая сторона; 36 Ленинградское шоссе, 45 км + 885 м, левая сторона; 37 Ленинградское шоссе, 60 км + 410 м, левая сторона; 38 Ленинградское шоссе, 62 км + 925 м, правая сторона; 39 Ленинградское шоссе, 64 км + 305 м, левая сторона; 40 Ленинградское шоссе, 64 км + 315 м, правая сторона; 41 Ленинградское шоссе, 65 км + 415 м, правая сторона; 42 Пятницкое шоссе, 36 км + 410 м левая сторона; 43 Пятницкое шоссе, 37 км + 100 м правая сторона; 44 Пятницкое шоссе, 41 км + 900 м левая сторона; 45 Пятницкое шоссе, 42 км + 200 м правая сторона; 46 Пятницкое шоссе, 46 км + 100 м левая сторона; 47 Пятницкое шоссе, 47 км + 870 м правая сторона; 48 Пятницкое шоссе, 47 км + 600 м левая сторона; 49 Пятницкое шоссе, 47 км + 500 м правая сторона; 50 Пятницкое шоссе, 48 км + 110 м правая сторона; 51 Пятницкое шоссе, 48 км + 500 м левая сторона; 52 Пятницкое шоссе, 50 км + 340 м левая сторона; 53 Пятницкое шоссе, 50 км + 550 м левая сторона; 54 Пятницкое шоссе, 50 км + 545 м правая сторона; 55 Пятницкое шоссе, 50 км + 700 м правая сторона; 56 Пятницкое шоссе, 8 км + 800 м правая сторона; 57 Пятницкое шоссе, 47 км + 800 м левая сторона; 58 Новосходненское шоссе, 6 км + 150 м, (от границы г. Москва), право при движении; 59 Новосходненское шоссе, 6 км + 050 м, (от границы г. Москва), право, при движении; 60 Новосходненское шоссе, 6 км + 300 м, (от границы г. Москва), лево при движении; 61 Фирсановское шоссе, 0 км + 200 м, левая сторона; 62 Фирсановское шоссе, 0 км + 500 м, левая сторона; 63 Фирсановское шоссе, 0 км + 850 м, правая сторона; 64 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 100 м после остановки; 65 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 50 м после остановки; 66 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 50 м после остановки; 67 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 700 м до остановки; 68 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 80 м до остановки; 69 Старошереметьевское шоссе, 1 км + 015 м от р. Клязьма в сторону а/<...> + 260 м от р. Клязьма в сторону а/<...> + 700 м от р. Клязьма в сторону а/<...> + 100 м от р. Клязьма в сторону а/п Шереметьево, нарушающими права заявителя, как субъекта малого предпринимательства (далее – рекламные конструкции); обязать администрацию внести данные рекламные конструкции в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района.

Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности отказа.

В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.

Представитель Главного управления по информационной политике Московской области в судебном заседании и представленном отзыве возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.

Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 10 июля 2014 года № 1799 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района Московской области, однако рекламные конструкции установленные обществом в схему не были включены.

В ответ на обращение общества с просьбой внести указанные рекламные конструкции в схему размещения таковых, администрация, сославшись на то, что рекламные места  с выданными на них разрешения до 01 января 2014 года, не являются обязательными для внесения в схему, так как разрешения выданы в порядке, действующем до дня вступления в силу от 07 мая 2013 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказала обществу.

Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пришли к выводу о соответствии  закону оспариваемых действий.

Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Согласно статье 6, пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе, который применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно статье 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, которая должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций". Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.

В отличие от процедуры согласования размещения рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Как установлено судами, ООО "СТИЛВУД является собственником указанных рекламных конструкций.

Разрешения  на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций выданы обществу до 01 января 2014 года, в порядке, который подлежал применению до дня вступления в силу изменений, внесенных в Закон о рекламе.

Разрешения, выданные обществу на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций сроком до 10 июля 2014 года, также выданы в порядке, который подлежал применению до дня вступления в силу изменений, внесенных в Закон о рекламе.

Поскольку у администрации отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций (с разрешениями, выданными до вступления изменений в Законе о рекламе), вывод судов об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, является обоснованным.

Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.  Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные  в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов   в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями  284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года и постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2017 года по делу №А41-57836/2016  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-

судья                                                                                               Р.Р. Латыпова

судья                                                                                               И.Ю. Григорьева

судья                                                                                               Д.И. Дзюба