ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-58165/2021 от 23.11.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

30.11.2023 Дело № А41-58165/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2023

Полный текст постановления изготовлен 30.11.2023

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям – Афанасьевой Н.Н. (руководителя по приказу от 16.10.2019),

– от акционерного общества «Московский коксогазовый завод» – Барановского К.В. (представителя по доверенности от 10.02.2023), Баутина М.С. (представителя по доверенности от 11.01.2023), Еремеева А.А. (представителя по доверенности от 11.08.2023), Курмаева Р.М. (представителя по доверенности от 10.02.2023),

от Министерства экологии и природопользования Московской области – Мусиева Р.А. (представителя по доверенности от 12.12.2022),

от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – извещено, представитель не явился,

от Генеральной Прокуратуры Российской Федерации – извещена, представитель не явился,

от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – извещена, представитель не явился,

рассмотрев 23.11.2023 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Московский коксогазовый завод»

на решение от 03.02.2023

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 22.05.2023

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А41-58165/2021

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям

к акционерному обществу «Московский коксогазовый завод»

об оспаривании разрешения,

третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к акционерному обществу «Московский коксогазовый завод» (далее также – АО «Москокс», общество) о признании недействительным разрешения от 28.11.2019 № 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное обществу на основании приказа управления от 28.11.2019 № 98р.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.02.2023 заявление удовлетворено.

Постановлением от 22.05.2023 Девятый арбитражный апелляционный суд решение оставил без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения; прекратил производство по апелляционной жалобе Колпакова Андрея Анатольевича, поданную в порядке статьи 42 АПК РФ.

В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.

В отзыве на кассационную жалобу управление возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители управления и Министерства экологии и природопользования Московской области возражали против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили.

Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, управления, Министерства экологии и природопользования Московской области, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установили арбитражные суды, на основании приказа управления от 28.11.2019 № 98-р АО «Москокс» было выдано разрешение от 28.11.2019 № 54/529 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 28.11.2019 по 28.11.2026.

Разрешение было предоставлено по результатам рассмотрения отчета по инвентаризации проекта ПДВ, на который имелись санитарно-эпидемиологические заключения Управления Роспотребнадзора по Московской области от 16.07.2021 № 50.08.04.000.Т.000040.07.21, от 29.08.2019 № 50.08.04.000.Т.000015.08.19, а также санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитной зоны от 16.07.2021 № 50.99.03.000.Т.005630.07.21, 10.09.2020 № 50.99.03.000.Т.003076.09.20.

В описательной части проекта ПДВ на странице 19 тома 1.1 пояснительной записки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО «Москокс» указано, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (разд. 7.1.2) ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для коксохимических производств составляет 1000 м. В 2007 году разработан «Проект обоснования санитарно-защитной зоны ОАО Московский коксогазовый завод», получено положительное Санитарно-эпидемиологическое заключение от 28.12.2007 № 50.99.04.000.Т.002504.12.07 с указанием принятия проектных предложений до 10.01.2009 на период подтверждения достаточности расчетной санитарно-защитной зоны.

На момент проведения инвентаризации в 2019 году СЗЗ не установлена. Разработан проект обоснования размеров и границ единой расчетной санитарно-защитной зоны для группы предприятий в составе: АО «Москокс» и Московского областного филиала ООО «Мечел-Энерго». В проекте предлагается единая расчетная санитарно-защитная зона для группы предприятий АО «Москокс» и МОФ ООО «Мечел-Энерго» следующих размеров (земельный участок с кадастровым номером 50:21:020102:135): в юго-западном направлении - от 330 м до 1000 м; в западном направлении - от 750 м до 805 м; в северо-западном направлении - от 760 м от 880 м; в северном направлении - от 970 м до 1000 м; в остальных направлениях 1000 м по границе ориентировочной санитарно-защитной зоны.

На проект ПДВ получено положительное Санитарно-эпидемиологическое заключение от 29.08.2019 № 50.08.04.000.Т.000015.08.19 с учетом указанных границ и представленных в проекте ПДВ расчетов выбросов. В заключении указано, что ближайшая жилая застройка расположена на расстоянии 330 м к юго-западу от границы промплощадки (дер. Таболово), 1220 м к северу - деревня Апаринки, 830 м к северо-западу - г. Видное.

В выводе положительного Санитарно-эпидемиологического заключения от 29.08.2019 № 50.08.04.000.Т.000015.08.19 указано по данным расчетов концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны, превышения ПДК отсутствуют, что соответствует требованиям СанПиН 2.2.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Инструкция, положенная в основу проведения расчетов выбросов вредных веществ, в свободном доступе отсутствовала и являлась собственностью разработчика.

Распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 № 22-Р Инструкция по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007) внесена в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По результатам плановой выездной проверки, проведенной управлением с 17.05.2021 по 12.07.2021, в отношении АО «Москокс» установлено следующее:

- первичные сведения инвентаризации, положенные в основу расчетов и получения итоговых результатов при расчете выбросов для неорганизованных источников выбросов, а также итоговые результаты расчета выбросов не соответствуют применяемой Инструкции (методике), существенно занижены и недостоверны;

- существенно занижена масса выбросов по оксиду углерода и коксовой пыли;

- установлено отсутствие мониторинга АО «Москокс» по отдельных веществам, исходные данные по которым существенно занижены (цианистый водород);

- установлены нарушения порядка проведения инвентаризации, нарушение методики по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007).

Процесс производства кокса осуществляется в соответствии с требованиями технологического регламента коксового цеха, утвержденного от 17.08.2017, содержащего перечень, последовательность и содержание основных и вспомогательных технологических операций, параметры технологического процесса, перечень основного и вспомогательного оборудования и его краткие технологические характеристики, средства и способы контроля технологии и качества готовой продукции.

В соответствии со сведениями ПТО УНВОС АО «Москокс» эксплуатирует 328 источников выбросов вредных загрязняющих веществ, из них: 236 организованных (в том числе 8 залповых), 92 неорганизованных, 31 газоочистная установка, 8 залповых выбросов по проекту предусмотрено при планово-предупредительном ремонте, 1 раз в год.

Источниками выбросов в коксовом цехе являются: дымовые трубы коксовых батарей (источники № 0015, № 0021, № 0029, № 0035), башни тушения (источники № 6027, № 6041), коксовые рампы (источники № 6028, № 6042), загрузка шихты (источники № 6016, № 6022, № 6030, № 6036), выдача кокса (источники № 6017, № 6023, № 6031, № 6037, № 6117, № 6122, № 6129, № 6137), неплотности арматуры герметизации загрузочных люков, стояков, дверей (источники № 6018, № 6024, № 6032, 6038), трубы аспирационных и вентиляционных систем (источники № 0043 - 0056, № 0058 - 0062), дефлекторы (источники № 0380, № 0452) воздушники конденсатоотводчиков газопровода коксового газа (источник № 0057).

Расчет выбросов загрязняющих веществ от неорганизованных источников выполнен расчетным методом на основании среднеотраслевых величин удельных выбросов, в соответствии с Инструкцией по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007) (далее - Инструкция).

В отчете по инвентаризации АО «Москокс» указано, что в соответствии с рекомендациями к Инструкции концентрации загрязняющих веществ, содержащиеся в конденсате, образующемся при тушении кокса на башне тушения приняты согласно данным протоколов измерения, выполненных лабораторией АО «Москокс».

В томе 2.2 Инвентаризации выбросов АО «Москокс» указано, что сведения об удельных величинах выбросов загрязняющих веществ «Углерода оксид», «Пыль коксовая» приняты согласно приложению к Инструкции, однако принятые для расчета значения существенно ниже значений, указанных в методике. Сведений об источнике, о концентрации веществ «Фенол», «Сероводород» в конденсате не представлено.

Согласно отчету инвентаризации источников выбросов, включенному в проект ПДВ АО «Москокс», расчет выбросов от источников Башня тушения № 1 (ИЗА № 6027), Башня тушения № 2 (ИЗА № 6041) выполнен расчетным методом в соответствии с Инструкцией.

Управление указывает, что использованные в отчете инвентаризации удельные выбросы занижены относительно показателей удельных выбросов, представленных в приложении к Инструкции, по всему перечню веществ. Обоснования занижения не представлено.

Таким образом, инвентаризация выбросов АО «Москокс» проведена с нарушением Порядка проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. При этом имело место умышленное искажение исходных сведений, использованных при расчетах. Итоговые результаты выбросов загрязняющих веществ - недостоверны.

Представленный в проекте ПДВ перечень веществ, включенных в программу мониторинга атмосферного воздуха, не является обоснованным.

При расчетах выбросов загрязняющих веществ от неорганизованных источников Башня тушения № 1 (далее - ИЗА № 6027), Башня тушения № 2 (далее - ИЗА № 6041) в проекте допустимых выбросов АО «Москокс» указана ссылка на источник сведений о компонентно-химическом составе конденсата, образующегося при тушении кокса, в соответствии с рекомендациями к Инструкции.

Согласно сведениям АО «Москокс» расчет выбросов загрязняющих веществ от ИЗА № 6027, № 6041 выполнен расчетным методом на основании среднеотраслевых величин удельных выбросов, согласно Инструкции.

Управление полагает, что содержащиеся в конденсате, образующемся при тушении кокса на башне тушения, концентрации загрязняющих веществ приняты согласно данным протокола измерения, выполненного лабораторией АО «Москокс», являющемуся согласно текстовой части расчета Приложения № 6 к отчету инвентаризации АО «Москокс», однако в указанном приложении данный протокол отсутствует. Достоверность использованных при расчете концентраций веществ со ссылкой на указанный протокол не подтверждена.

В расчете представлены сведения о концентрации веществ «Цианиды», «Азот аммонийный», «Нафталин», тогда как, согласно рекомендациям к Инструкции, необходимы данные по содержанию веществ «Сероводород», «Аммиак», «Цианистый водород», «Фенол».

В томе 2.2 Инвентаризации выбросов АО «Москокс» указано, что сведения об удельных величинах выбросов загрязняющих веществ «Углерода оксид», «Пыль коксовая» приняты согласно приложению к Инструкции, однако принятые для расчета значения существенно ниже значений, указанных в методике.

Сведений об источнике сведений о концентрации веществ «Фенол», «Сероводород» в конденсате не представлено, принятые для расчета удельные величины не подтверждены документально. Также принятые для расчета показатели удельных выбросов веществ «Сероводород», «Аммиак», «Цианистый водород», «Фенол» существенно ниже удельных выбросов по указанным веществам, указанным в приложении к Инструкции.

При сравнении удельных нормативов выбросов, принятых АО «Москокс» при расчете в проекте ПДВ с удельными нормативами выбросов согласно Инструкции, выявлены существенные занижения показателей, а также установлено несоответствие удельных выбросов, заявленных АО «Москокс» интервалу удельных выбросов в применяемой Инструкции, занижение по вредным веществам, как минимум, в 2,4, в 9,4 раз и как максимум в 31,3 (цианистый водород) и в 62,5 раза (оксид углерода).

При этом в ходе проверки установлено, что заявленная Программа мониторинга атмосферного воздуха (проект ПДВ том 1.1 Пояснительная записка) АО «Москокс» не предполагает замеров по вредному веществу: цианистый водород.

Также в ходе проверки заключением лаборатории ЦЛАТИ по ЦФО установлено существенное занижение при проведении расчетов по вредным веществам - оксид углерода и коксовая пыль. Более того, в ходе проверки установлены факты неэффективности работы газоочистных установок (90%) при перегрузке кокса, сведения о которых в паспортах искажены и не достоверны.

Использованные при расчете выбросов загрязняющих веществ от ИЗА № 6027, № 6041 показатели удельных выбросов существенно занижены относительно сведений, указанных в Инструкции, что свидетельствует об использовании заведомо ложных сведений при расчете.

Следствием этого искажения расчета вещество «Цианистый водород» не было включено в программу мониторинг атмосферного воздуха АО «Москокс».

В экспертном заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 07.07.2021 б/н была дана экспертная оценка расчетов выбросов загрязняющих веществ и расчетов рассеивания загрязняющих веществ, содержащихся в проекте ПДВ АО «Москокс».

Согласно указанному экспертному заключению АО «Москокс» расположено в г. Видное. Согласно данным публичной карты Росреестра с северо-востока промплощадка граничит с озелененными земельными участками, отведенными под жилую застройку (на ситуационном плане тома 1.1 эта территория обозначена как Видновское участковое лесничество). С востока, севера и юга с соседними предприятиями, на западе расположена р. Купелинка и за ней на расстоянии 100 м Видновский лесопарк. Ближайшая существующая жилая застройка расположена на расстоянии 330 м (дер. Таболово). АО «Москокс» производит валовый кокс и коксохимическую продукцию (коксовый газ, смолу каменноугольную, бензол). Основные источники выбросов расположены в коксовом цехе, углеподготовительном цехе, цехе улавливания, газовом хозяйстве. Всего на предприятии 328 источников, из них 236 организованных и 92 неорганизованных, выбрасывают в атмосферный воздух 188,28 г/с, 3949,47 т/г загрязняющих веществ 76 наименований.

Согласно справке ФГБУ «Центральное УГМС» Росгидромета от 26.10.2017 № Э-2368 в районе расположения предприятия фоновые концентрации с учетом вклада предприятия по бенз(а)пирену составляют 3,6 ПДКСС. По остальным загрязняющим веществам превышения отсутствуют. В связи с тем, что бенз(а)пирен имеет только среднесуточную ПДК, в соответствии с пунктом 11.1 Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее - МРР 2017), для сопоставления средних концентраций бенз(а)пирена необходимы данные о среднегодовых фоновых концентрациях этого загрязняющего вещества.

Согласно письму ФГБУ «Центральное УГМС» Росгидромета от 19.09.2017 № Э-2031 информация о среднегодовых концентрациях для г. Видное не может быть предоставлена в связи с отсутствием стационарных постов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. В связи с чем сопоставление расчетных концентраций бенз(а)пирена с фоновыми не может быть проведено для г. Видное.

Расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе проводились по программе «Эколог» на расчетной площадке 5000 x 5000 м с шагом 100 x 100 м. Проводились расчеты максимальных разовых (с учетом фонового загрязнения) и среднегодовых концентраций (без учета фонового загрязнения). В качестве расчетных точек заданы точки на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ), границе жилой застройки дер. Таболово, территории Видновской клинической больницы и садовых товариществ. Все расчетные точки заданы на границе и за границей СЗЗ. На границе территории лесопарка Видновский и земельных участков, отведенных под жилую застройку, находящихся в границах СЗЗ, расчетные точки не задавались, что противоречит требованиям п. 70 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Критерий допустимости выбросов в зонах отдыха населения - создаваемая этими выбросами концентрация 0,8 ПДК и менее с учетом фонового загрязнения.

Максимальное фоновое загрязнение 3,6 ПДКСС (с учетом вклада АО «Москокс») достигается для бенз(а)пирена. Максимальные среднесуточные приземные концентрации бенз(а)пирена, создаваемые выбросами предприятия, без учета фонового загрязнения, согласно расчетам проекта ПДВ составляют 0,63 ПДКСС. Основным источником поступления бенз(а)пирена в атмосферный воздух является сжигание органического топлива и в частности угля. В связи с чем выбросы АО «Москокс» вносят значительный вклад в фоновую концентрацию бенз(а)пирена в районе расположения предприятия.

Основной массовый выброс бенз(а)пирена осуществляют источники № 0015, 0021, 0029, 0035 коксового цеха. Вклады источников в максимальную приземную концентрацию бенз(а)пирена в расчетах рассеивания и таблицах томов ПДВ не представлены. Расчеты рассеивания представлены не в полном объеме.

Выбросы загрязняющих веществ от источников № 0015, 0021, 0029, 0035 коксового цеха определялись в соответствии с пунктом 3.2 Методики ВУХИН. Согласно данной Методике для дымовых труб коксовых батарей объем дымовых газов определяется расчетом. Выбросы диоксида серы рассчитываются на основании результатов замеров содержания сероводорода в дымовых газах. Выбросы сажи, оксида углерода и оксидов азота определяются только по данным прямых инструментальных замеров. Выбросы бенз(а)пирена от дымовых труб коксовых батарей Методикой ВУХИН не учитываются. Бенз(а)пирен был добавлен в выбросы этих источников по данным инструментальных замеров.

Выбросы оксида углерода и коксовой пыли рассчитаны неверно, т.к. использованы неверные удельные показатели. Для расчета максимального выброса оксида углерода вместо 1000 г/т принято 16 г/т, для коксовой пыли вместо 350 г/т принято 21,05 г/т. Для расчета годовых выбросов оксида углерода вместо 519 г/т принято 16 г/т, для коксовой пыли вместо 200 г/т принято 21,05 г/т. Соответственно от каждого из источников № 6027, № 6041 выброс оксида углерода должен составлять 19,58 г/с; 293,84 т/г вместо принятых 0,31 г/с; 9,05 т/г. Коксовой пыли 6,85 г/с; 133,233 т/г вместо принятых 0,41 г/с; 11,91 т/г. Таким образом, масса выбросов существенно занижена.

Проверочные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе проводились для источников выбросов № 15, 21, 29, 35, 6017, 6037, 6027, 6041 для загрязняющих веществ: азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, пыль неорганическая SI02 < 20%, группа суммации азота диоксид+серы диоксид. Расчеты рассеивания проводились с параметрами источников выбросов и расчетных площадок соответственно заданным в томе ПДВ АО «Москокс». Расчеты проводились для двух вариантов: С данными о величинах выбросов в соответствии с томом ПДВ; С откорректированными данными о выбросах оксида углерода и пыли неорганической SI02 < 20% источниками № 6027 и № 6041.

Проверка правильности расчетов рассеивания бенз(а)пирена не могла быть проведена в рамках данного экспертного заключения, т.к. это загрязняющее вещество имеет только среднесуточную ПДК. В соответствии с пунктом 10.2.1 МРР 2017 для расчета средних концентраций необходимы климатические данные об изменчивости метеопараметров. В соответствии с письмом Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова от 22.02.2019 № 360/25 метеофайл с климатическими данными для расчета средних концентраций был предоставлен исполнителю тома ПДВ АО «Москокс» - АО «Группа компаний Шанэко». ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» не имеет доступа к данному метеофайлу.

По результатам проверочного расчета установлено, что для варианта 1 расчета по исходным данным о выбросах согласно проекта ПДВ, превышения максимальных приземных концентраций относительно рассчитанных в томе ПДВ не обнаружено. Для варианта 2 с откорректированными данными, для оксида углерода существенных превышений не обнаружено. Для пыли неорганической SI02 < 20%, обнаружено превышение. На территории существующей жилой застройки и границе санитарно-защитной зоны максимальные концентрации составляют 0,5 ПДКмр (в томе ПДВ 0,27 ПДКМр). На территории Видновского лесничества, отведенной под размещение жилой застройки, с северо-востока от промплощадки АО «Москокс», концентрации составляют 1,1 ПДКмр (в томе ПДВ 0,7 ПДКмр).

Экспертное заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 07.07.2021 б/н содержит следующие выводы:

Нормирование выбросов произведено на границе существующей жилой застройки и границе санитарно-защитной зоны. Концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории отведенной под размещение жилой застройки и на территориях массового отдыха населения - границе Видновского лесопарка не анализировались, что является нарушением требований п. 70 СанПиН 2.1.3684-21.

Высота одних из основных источников загрязнения атмосферного воздуха - неорганизованных источников № 6017, 6117, 6023, 6122, 6031, 6129, 6037, 6137 принята равной 58,5 м. Принятие такой высоты обосновано расчетом по приложению 4 Методики ВУХИН, которое разработано на основании письма ФГБУ ГГО им А.И. Воейкова от 04.12.1989 № 7156/23. Необходимо запросить актуальную информацию ФГБУ ГГО им. А.И. Воейкова о возможности применения такого метода расчета.

При нормировании не учитывалось фоновое загрязнение бенз(а)пиреном.

Выбросы оксида углерода и коксовой пыли от источников коксового цеха № 6027, 6041 башни тушения кокса рассчитаны не в соответствии с удельными показателями Методики ВУХИН и существенно занижены.

В связи с вышеизложенным том ПДВ АО «Москокс» отражает искаженные сведения и требует корректировки.

В связи с наличием значительного фонового загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном в г. Видное необходимы дополнительные исследования среднегодового фонового загрязнения этим загрязняющим веществом, его учет при нормировании выбросов АО «Москокс», оценка полноты учета всех источников выбросов бенз(а)пирена.

Таким образом, согласно представленному экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 07.07.2021 б/н АО «Москокс» провело инвентаризацию выбросов с нарушением Порядка проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, вследствие умышленного искажения исходных сведений, использованных при расчетах.

Итоговые результаты выбросов загрязняющих веществ, результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе - недостоверны, что свидетельствует об умышленном искажении информации об источниках загрязнения окружающей среды и влечет за собой административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ.

Из указанных документов, как признали суды, также следует, что данные по результатам обследования газоочистных установок (ГОУ) и условий их эксплуатации (стр. 194 - 195) Том 2.1 пояснительная записка Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, которые были представлены в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО «Москокс», для установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам (приказ от 28.11.2019 № 98р/МО) и получения Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 28.11.2019 № 54/529 со сроком действия по 28.11.2026 искажены и не достоверны, а именно данные раздела № 3 Технологического регламента коксового цеха АО «Москокс», утвержденного 12.10.2015, данные из результатов обследования ГОУ и условий их эксплуатации (стр. 194 - 195) том 2.1 пояснительная записка Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, данные из технического паспорта установки очистки газа (газоулавливающей) рег. номер 41/1287, 41/1289 различны и не совпадают. Таким образом, в ходе плановой выездной проверки установлено, следующее:

- первичные сведения инвентаризации, положенные в основу расчетов и получения итоговых результатов при расчете выбросов, а также итоговые результаты расчета выбросов не соответствуют применяемой методике, занижены и недостоверны;

- существенно занижена масса выбросов по оксиду углерода и коксовой пыли;

- отсутствие мониторинга по отдельных веществам, исходные данные по которым существенно занижены (цианистый водород);

- нарушение порядка проведения инвентаризации, нарушение Методики по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007 г.).

В соответствии с информацией, направленной в адрес управления Министерством экологии и природопользования Московской области от 17.06.2021 № 25ИСХ-11288 по результатам исследований состояния атмосферного воздуха на территории г.о. Видное и прилегающей к нему территории с помощью передвижной экологической лаборатории ГКУ МО «Мособлэкомониторинг», с 09.02.2021 по 01.06.2021 установлены превышения предельно допустимых концентраций по следующим веществам: этилбензол - в 1,9 раз, стирол - в 17 раз, хлорбензол в 2 раза, фенол - в 6 раз, аммиак - в 3,8 раз. Наблюдений по цианистому водороду не проводилось, вследствие отсутствия аккредитации у лаборатории.

В 2021 году в адрес управления поступило 796 обращение с жалобами на угрозу жизни и здоровья в результате деятельности АО «Москокс».

В ходе Плановой выездной проверки АО «Москокс», проведенной управлением, по результатам которой составлен акт проверки от 12.07.2021 № 645-А, установлено следующее: сброс конденсата водяного пара, которое привело к порче земель, нарушения в части эффективности работы ГОУ, нарушения в части инвентаризации (искажение исходных данных), недостоверность результатов выбросов, отсутствие согласование мероприятий по НМУ, нарушения в части платы за негативное воздействие, использование загрязненной воды для тушения кокса фенолами и нефтепродуктами.

По результатам проведения плановой выездной проверки АО «Москокс» выдано предписание от 12.07.2021 № 08-36/165.

Вместе с тем, меры по прекращению противоправных действий АО «Москокс» не приняты.

Подтверждением продолжения противоправных действий также являются ответы АО «Москокс» на представление управления от 27.10.2021 № 08-36/300 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 29.11.2021 исх. № 0405/1390, № 25/17019, в которых отсутствует какая-либо информация о том, что выброс вредного загрязняющего вещества в атмосферный воздух - стирола прекращен, действие оборудования приостановлено, проведен расчет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также приняты другие меры по прекращению выбросов вредного загрязняющего вещества - стирола в атмосферный воздух.

В предоставленном АО «Москокс» Отчете об осуществлении производственного экологического контроля (далее - ПЭК) за 2021 год отсутствует какая-либо информация о проведении замеров с рамках ПЭК и определения фактического количества выбросов стирола на выявленных источниках выбросов, а также планирования ПЭК и мониторинг окружающей среды в части указанного вещества на 2022 год.

В соответствии с результатами отбора проб вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведенного передвижной лабораторией ЦЛАТИ в Ленинском городском округе Московской области в период с 01.11.2021 по 07.11.2021 в пределах радиуса рассеивания вредных (загрязняющих) веществ, установленного для АО «Москокс», - 11061,80 м установлено неоднократное превышение нафталина - маркерного вещества для коксогазового производства, в указанной зоне: в 1,6, в 2,6, в 3,6, в 6,1, в 7,7 раз; по фенолу - в 1,5, в 2,3 раза.

В порядке реагирования на обращения граждан и проведения проверочных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Московской области приняты решения о признании недействительными санитарно-эпидемиологических заключений от 16.07.2021 № 50.08.04.000.Т.000040.07.21, от 29.08.2019 № 50.08.04.000.Т.000015.08.19, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитной зоны от 16.07.2021 № 50.99.03.000.Т.005630.07.21, 10.09.2020 № 50.99.03.000.Т.003076.09.20.

По факту многочисленных обращений на угрозу жизни и здоровью граждан, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду с ноября 2021 по январь 2022 (123 обращения), управлением в январе - феврале 2022 года проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Московской области, в ходе которой проведены инструментальные замеры выбросов на стационарных источниках АО «Москокс» и установлены многочисленные факты выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе, стирола.

В соответствии с результатами отбора проб вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведенного передвижной лабораторией ЦЛАТИ по ЦФО в Ленинском городском округе Московской области в период с 25.01.2022 по 07.02.2022 в пределах радиуса рассеивания вредных (загрязняющих) веществ, установленного для АО «Москокс», - 11061,80 м также установлено неоднократное превышение нафталина и других вредных загрязняющих веществ в указанной зоне. Все указанные сведения зафиксированы в акте проверки Управления.

Указанное вещество не заявлено АО «Москокс» ни в инвентаризации, ни в проекте ПДВ, ни, соответственно в Разрешении на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, указанное вещество является нормируемым и подлежит учету в указанных документах, а также при расчете рассеивания указанных веществ.

Стирол является веществом 2 класса опасности - это яд общетоксического действия, обладает раздражающим, мутагенным и канцерогенным эффектом, таким образом, имеет место непосредственная угроза жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Также в ходе проверки установлены превышения установленных нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: нафталина (маркерного вещества для коксогазового производства), бензола (превышения от заявленных нормативов в 40, 137 и 340 раз), ксилола, толуола, фенола; зафиксированы выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не заявленных для конкретных стационарных источников выбросов в проекте ПДВ, инвентаризации и соответственно в Разрешении на выбросы: стирола, нафталина (не заявлен источник в инвентаризации), бензола, толуола; выявлены нарушения технологических процессов, установленных технологическими регламентами коксового цеха, цеха улавливания и установки биологической очистки промышленных сточных вод, повлекшие за собой выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не заявленные в инвентаризации, проекте ПДВ и соответственно Разрешении на выбросы: повлекли за собой выбросы нафталина, стирола, бензола, фенола; получена информация о ненадлежащем состоянии оборудования в отсутствие системы проверки улавливания газов: повлекли за собой выбросы бензола; зафиксированы выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в жилой зоне Ленинского городского округа Московской области: нафталина, стирола, фенола и других веществ; усматриваются факты сокрытия информации по неорганизованным источникам выбросов и непредоставления документов.

Управление, ссылаясь на то обстоятельство, что АО «Москокс» нарушаются не только условия специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на него, но и право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая подлежащим удовлетворению заявление управления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 12, 14, 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, Пунктами 8, 9, 9(1), 9(2), 9 (6) Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, пунктами 3, 5, 16, 17, 20 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (действовавшего в период проведения инвентаризации и получения разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух), Инструкцией, исходя из того, что нормативно установленная процедура не предполагает проведение контрольно-надзорных мероприятий (в том числе, проверке данных путем лабораторных исследований) при согласовании проекта ПДВ, выдаче разрешения на выбросы, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае инвентаризация загрязняющих веществ произведена обществом без учета применяемых технологий и особенностей фактически осуществляемой деятельности, а также требований действующего законодательства. Инвентаризация выбросов АО «Москокс» проведена с нарушением Порядка проведения инвентаризации стационарных источников выбросов, вследствие неполного указания исходных сведений, использованных при расчетах. Представленный в проекте ПДВ перечень веществ, включенных в программу мониторинга атмосферного воздуха, также не являлся обоснованным вследствие недостоверности итоговых результатов выбросов, указанных АО «Москокс» в томе ПДВ. Надлежащих, достаточных и неопровержимых доказательств искажения сведений по иным веществам, кроме стирола, и выброс таких веществ в установленном количестве и качестве непосредственно АО «Москокс» не представлено.

Суды отклонили доводы общества о принятии эффективных мер по устранению недостатков отчета об инвентаризации, проекта ПДВ.

Как указали суды, в материалы дела не представлено доказательств того, что в период рассмотрения настоящего спора (в период с августа 2021 года по январь 2023 года) АО «Москокс» приняты необходимые и достаточные меры, направленные на корректировку данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия.

Суды также приняли во внимание, что за выброс в атмосферный воздух неучтенного вещества этенилбензол (стирол) АО «Москокс» привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по апелляционной жалобе Колпакова А.А., суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 42, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, исходил из того, что обжалуемое решение суда первой инстанции по настоящему делу не принято о правах и обязанностях Колпакова А.А.

Сама по себе заинтересованность Колпакова А.А. в исходе дела не относится к обстоятельствам, при которых можно было бы сделать вывод о принятии судебного акта о правах и обязанностях Колпакова А.А. Приведенные Колпаковым А.А. доводы к таким обстоятельствам не относятся.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.

Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

При этом, вопреки мнению общества, при подаче заявления по настоящему управление не руководствовалась главой 24 АПК РФ.

Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу № А41-58165/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.Е. Шевченко

Судьи О.В. Анисимова

Ю.С. Петропавловская