ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП–18859/2023
г. Москва
04 декабря 2023 года
Дело № А41-6840/23
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии в заседании:
от истца Федерального казенного учреждения «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) – ФИО2 представитель по доверенности от 10 января 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью «Подольскавтотранс» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) – ФИО3, генеральный директор по приказу от 15 сентября 2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года по делу № А41-6840/23 по иску Федерального казенного учреждения «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства» к обществу с ограниченной ответственностью «Подольскавтотранс» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Росдормониторинг», истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Подольскавтотранс» (далее – ООО «Подольскавтотранс», ответчик) о взыскании задолженности по выставленным счетам от 11.01.2022 № РДМ_У00011258 и № РДМ_У00011256 в размере 154 634 руб. 26 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 02.10.2022 по дату фактической оплаты задолженности, начисленные на сумму основного долга по ключевой ставке, установленной ЦБ РФ в соответствующие периоды (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 74-77).
Не согласившись с данным судебным актом, ФКУ «Росдормониторинг» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Федерального казенного учреждения «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель ООО «Подольскавтотранс» возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцом в ходе проведения анализа работы Системы по заявлениям ответчика на оказание государственной услуги по выдаче специальных разрешений от 15.11.2021 № РДС25027 и от 16.11.2021 №РДС26197, при наличии расчета возмещения вреда автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством по заявленному ответчиком маршруту, а также соответствующим счетам в Системе от 11.01.2022 № РДМ_У00011258 и № РДМ_У00011256 выявлено получение заявителем специальных разрешений от 21.01.2022 № IR68241 и № IR68240 без оплаты вреда.
Учитывая, что ответчик не воспользовался своим правом на оспаривание ненормативных правовых актов от 21.01.2022 № IR68241 и № IR68240, истец 23.05.2022 в целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика по электронной почте podolskavtotrans@yandex.ru, указанной в заявлении на получение специального разрешения, было направлено уведомление (претензия) об оплате недоимки за причиненный вред автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством ответчика в размере 154 634 руб. 26 коп., в которой был установлен разумный срок для оплаты – до 22.06.2022.
По информации, полученной из Системы, по состоянию на 22.05.2023 г. оплата по выставленным счетам от 11.01.2022 № РДМ_У00011258 и № РДМ_У00011256 не поступила.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с иском в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений. Порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также в международном сообщении (далее – специальные разрешения) осуществляется с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
- приказа Минтранса России от 21.09.2016 № 272 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, и о внесении изменений в приказ Минтранса России от 24 июля 2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее – приказ Минтранса России от 21.09.2016 № 272);
- приказа Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – приказ Минтранса России от 05.06.2019 № 167).
Выдача специальных разрешений в электронном виде осуществляется посредством модернизированной государственной информационной системы «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов» (далее – Система) (https://safe-route.ru).
В соответствие с пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства №3408-Р от 30.09.2021 «Об организации работы по оказанию государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в информационной системе «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов» в электронной форме» (далее – Распоряжение), органом уполномоченным осуществлять выдачу специальных разрешений является ФКУ «Росдормониторинг».
В силу пунктов 11, 12 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам федерального значения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил, вред, причиняемый тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам (далее – вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Как следует из материалов дела, ответчик обратился к истцу с заявлениями от 15.11.2021 и 16.11.2021 о получении специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, оплатил государственную пошлину за выдачу данных специальных разрешений, что подтверждается платёжными поручениями № 1388 от 15.11.2021 на сумму 1 600 руб. 00 коп., № 1395 от 16.11.2021 на сумму 1 600 руб. 00 коп.).
Вместе с тем, в установленный приказом Минтранса России от 21.09.2016 № 272 срок (15 рабочих дней) расчёт платы в адрес ответчика не поступил, о размере платежа, уплачиваемого в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, ответчик уведомлен не был.
Согласно п. 35 приказа Минтранса России от 05.06.2019 № 167 при выдаче специального разрешения уполномоченный орган при получении предусмотренных настоящим Порядком согласований выбранным заявителем способом связи информирует его о размере платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством. Вместе с информацией о размере платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством, уполномоченный орган направляет заявителю расчет такой платы.
Выдача специального разрешения осуществляется после представления заявителем копий платёжных документов, подтверждающих платежи за возмещение вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, что является акцептом условий договора.
В соответствии с пунктом 39 Приказа Минтранса России от 05.06.2019 N 167 (ред. от 24.03.2022) "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если заявитель не внес плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством и не предоставил копии платежных документов, подтверждающих такую оплату.
Таким образом, поскольку оплата в счет возмещения вреда ответчиком не была произведена, у истца отсутствовали основания для выдачи ответчику специальных разрешений.
Кроме того, доказательств того, что ответчик воспользовался выданным специальным разрешением на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в материалах дела не имеется.
Для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в порядке статьи 66 АПК РФ были истребованы у Управления ГИБДД по Тамбовской области сведения о том, осуществлялось ли сопровождение транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа) VOLVO FM-TRUK 6Х4 <***> (седельный тягач Ч9PJS02D8DW111270) FAYMONVILLE STBZ-4 VA BT420050 (полуприцеп YA9TL46569713821), принадлежащего ООО «Подольскавтотранс» по маршруту, указанному в разрешении на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств № IR68240 от 21 января 2022 года, выданном ФКУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», в период с 27 декабря 2021 года по 26 марта 2022 года (начальная точка маршрута Тамбовская область, Тамбов, Ленинский район, улица Августа Бебеля, 2).
Согласно ответу Управления ГИБДД по Тамбовской области в период с 27 декабря 2021 года по 26 марта 2022 года сопровождение транспортного средства VOLVO FM-TRUK г/н <***> с полуприцепом FAYMONVILLE STBZ-4 VA BT420050 Отдельным специализированным батальоном дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дела Российской Федерации по Тамбовской области не осуществлялось.
Ответчиком в материалы дела также представлен договор №03-08-21/Э на транспортно-экспедиционное обслуживание и перевозку грузов от 03.08.2021, заключённый с ООО «ВСК», а также уведомление ООО «ВСК» о расторжении указанного договора с 29.12.2021г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у истца не имелось правовых основания для выдачи ответчику специальных разрешений, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что ответчик воспользовался выданным специальным разрешением, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности истцом оснований для взыскания с ответчика заявленных денежных средств в размере 154 634 руб. 26 коп.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 по делу №А41-6840/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий cудья
М.А. Немчинова
Судьи
П.А. Иевлев
Е.А. Стрелкова