ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-68470/2022 от 05.09.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-15303/2023

г. Москва

12 сентября 2023 года

Дело № А41-68470/22

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Коновалова С.А.,

судей Бархатовой Е.А., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от ГК "Росавтодор" - ФИО2, представитель по доверенности № Д-426 от 27.12.2022, паспорт, диплом;

от ООО "Трамонтана"- ФИО3, представитель по доверенности № 53-21 от 16.07.2021, паспорт, диплом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГК "Росавтодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.06.2023 по делу № А41-68470/22 по иску ГК "Росавтодор" к ООО "Трамонтана" о изъятии земельного участка для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Государственная компания "Российские автомобильные дороги обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ТРАМОНТАНА" об изъятии для нужд Российской Федерации, принадлежащий на праве собственности ООО "Трамонтана" земельный участок с кадастровым номером 50:26:0100405:43, площадью 870 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:26:0100405:1 и установлении размера возмещения за изымаемые земельный участок в размере 4 880 950 рублей.

Решением Арбитражного суда Московской области от 27.06.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГК "Росавтодор" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта: "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок км 65 - км 173, Московская и Калужская области", II этап участок км 65 - км 124" (далее - Объект строительства) на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной компании) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - N 257-ФЗ),а также в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, и Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010 - 2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р.

Частью 2 статьи 37 Закона о государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);

5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

Согласно п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374, к компетенции Росавтодор относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 02.04.2015 N 609-р (приложение N 1) с дополнениями, внесенными Распоряжением от 28.02.2020 N 683-р (приложение N 2) утверждена документация по планировке территории (приложение N 3).

В целях обеспечения реализации проекта по строительству Объекта в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 14.12.2021 N 4551-р (приложение N 4) подлежит изъятию в установленном порядке земельный участок с кадастровым номером:

- 50:26:0100405:43, площадью 870 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:26:0100405:1, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский городской округ, <...> уч. 43.

Характеристики земельных участков соответствуют выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (приложение N 5).

Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0100405:1 принадлежит на праве собственности ООО "Трамонтана", о чем в ЕГРН сделана запись 50-50-26/024/2012-324 от 23.04.2012.

В соответствии с требованиями п. 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

23.12.2021 в адрес Ответчика сопроводительным письмом направлено уведомление об изъятии (приложение N 6) с приложением Распоряжения ФДА от 14.12.2021 N 4551-р, которое получено 29.12.2021.

Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма.

22.06.2022 в адрес Ответчика сопроводительным письмом N 965-КФ (приложение N 7) направлен проект Соглашения об изъятии (приложение N 8) и отчет об оценке, которые получены 01.07.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80111573593274.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд его правообладателю предоставляется возмещение; при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в т.ч. статьей 8 указанного закона установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 56.8 ЗК РФ.

Размер возмещения Ответчику определен Истцом на основании Отчета от 30.05.2022 N 6-22/КРТ/МЗ/И (приложение N 9), выполненного ООО "КРТ Система" по состоянию на 27.04.2022 г. составляет 4 880 950 (Четыре миллиона восемьсот восемьдесят тысяч девятьсот пятьдесят) руб., из которых за Земельный участок, подлежащих изъятию - 4 858 950 (Четыре миллиона восемьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот пятьдесят) рублей, убытки- 22 000 рублей (двадцать две тысячи) рублей.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Ст. 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В связи с истечением вышеуказанного сорокапятидневного срока и отсутствием подписанного со стороны Ответчика соглашения об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости, действующая в силу закона от лица Российской Федерации Государственная компания "Российские автомобильные дороги" обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.

В п. 2 ст. 279 ГК РФ установлено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.

Поскольку ответчик не согласился с предложенным истцом размером возмещения, определением суда от 01.11.2022 г. по настоящему делу назначена экспертиа, производство которой поручено эксперту ООО "Агентство "Русспромоценка" ФИО4.

На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:

1) Определить с учетом п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ, по состоянию на дату проведения оценки, с учетом аналогов, имеющих те же категорию, вид разрешенного использования, удаленность от МКАД, наличие коммуникаций, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:26:0100405:43, убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем изымаемых земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, упущенную выгоду.

Согласно заключению эксперта по состоянию на дату проведения оценки, с учетом аналогов, имеющих те же категорию, вид разрешенного использования, удаленность от МКАД, наличие коммуникаций, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:26:0100405:43, убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем изымаемых земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, упущенную выгоду составляет 7 807 000 рублей.

Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:

- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;

- иные сведения в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:

- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.

Экспертное заключение соответствует указанным выше нормам У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов эксперта.

В апелляционной жалобе истец указывает на несогласие с экспертным заключением. По мнению истца, в состав убытков от изъятия земельного участка необоснованно включен перенос объектов, так как факт нахождения таких объектов на спорном земельном участке документально не подтвержден.

Между тем, в экспертном заключении имеются фотоматериалы, из которых усматривается факт нахождения указанных экспертами объектов на изымаемом земельном участке.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27.06.2023 по делу № А41-68470/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ГК "Росавтодор" (ИНН <***>) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А. Коновалов

Судьи:

Е.А. Бархатова

Л.В. Пивоварова