ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
26 июля 2022 года Дело № А41-70017/21
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 25.08.2021;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 11.01.2022;
рассмотрев 19 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации городского округа Люберцы с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)
на решение от 11 февраля 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 13 апреля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А41-70017/21
по заявлению ООО СЗ «Мастер Хауз»
об оспаривании бездействия
к Администрации городского округа Люберцы,
УСТАНОВИЛ:
ООО СЗ «Мастер Хауз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Люберцы (далее - администрация) о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории муниципального образования городской округ Люберцы, созданной при администрации, выразившееся в не рассмотрении заявлений ООО СЗ «Мастер Хауз» от 20.07.2021 № 20/07-2021, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-1, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-2, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-3, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-4, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-5, о признании жилыми помещениями квартир, принадлежащих ООО СЗ «Мастер Хауз» на праве собственности, расположенных по адресу: <...>, 5, 6, и не принятии решений в виде заключений; об обязании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории муниципального образования городской округ Люберцы, созданной при администрации городского округа Люберцы, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения заявлений ООО СЗ «Мастер Хауз» от 20.07.2021 № 20/07-2021, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-1, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-2, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-3, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-4, от 20.07.2021 исх. № 20/07-2021-5 о признании жилыми помещениями квартир, принадлежащих ООО СЗ «Мастер Хауз» на праве собственности, расположенных по адресу: <...>, 5, 6 и в десятидневный срок с момента принятия решения по настоящему делу принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Люберцы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные в названных многоквартирных жилых домах по указанным в судебных актах адресам.
Обществом в адрес администрации 20.07.2021 направлены заявления о проведении оценки соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и их пригодности для проживания и об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленным Положением № 47, и документы жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах (от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021, от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021-1, от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021-2, от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021-3, от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021-4, от 20.07.2021 исх. № 20/07/2021-5). Указанные заявления с приложенными документами получены администрацией 23.07.2021.
Не получив ответа на заявление, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «д» пунктом 45 Положения № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения № 47 предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении № 47 требованиям.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 42 Положения № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения № 47.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения № 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения № 47).
В силу пункта 47 Положения № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении № 47 требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении № 47 требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации от 22.05.2019 № 1938-ПА утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» (далее - Административный регламент).
В соответствие с пунктом 4.1 Административного регламента, предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: а) прием и регистрация заявления и документов; б) оценка соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; в) обследование помещения и составление комиссией акта обследования помещения; г) принятие решения и оформление заключения межведомственной комиссией; д) направление заявителю заключения.
Согласно пункту 4.2 Административного регламента, основанием для начала исполнения процедуры приема и регистрации заявления и документов является личное обращение заявителя (либо направление заявления по почте) с комплектом документов, необходимых для исполнения муниципальной услуги, оформленное в соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту.
На основании полученного заключения администрация в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном ею порядке принимает решение, предусмотренное Положением № 47, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Результатом административного действия по проведению оценки соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является принятие Комиссией соответствующего решения в виде заключения Комиссии (пункт 4.3.9 Административного регламента в редакции постановления администрации от 03.12.2019 № 4685-ПА «О внесении изменения в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, утвержденный постановлением администрации городского округа Люберцы Московской области от 22.05.2019 № 1938-ПА»).
Секретарь Комиссии в 5-дневный срок направляет по одному экземпляру заключения Комиссии заявителю заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в заявлении.
В то же время, требованиями статей 10 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено обязательное требование о рассмотрении государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами поступившего заявления, и направлении письменного ответа в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения по существу поставленных в обращении вопросов.
Суды указали, что обществом в адрес администрации 20.07.2021 направлены заявления о проведении оценки соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и их пригодности для проживания и об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которые получены комиссией 23.07.2021.
Вместе с тем, доказательств направления в адрес общества ответа на данные обращения, равно как и собственно рассмотрения указанных обращений, администрацией судам не представлено.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года по делу № А41-70017/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Люберцы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Р.Р. Латыпова
Е.Е. Шевченко