ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А41-7297/16
13 января 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП ЦНИИмаш: ФИО1 (дов. № 9170-2098 от 28.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Королев Московской области: ФИО2 (дов. № 54/Д от 25.07.2016 г.);
от третьего лица Комитета по ценам и тарифа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО «Теплосеть»: ФИО3 (дов. № 73 от 17.10.2016 г.);
от третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 января 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП ЦНИИмаш
на решение Арбитражного суда города Московской области от 15 июля 2016 г.,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2016 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу № А41-7297/16
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно - исследовательский институт машиностроения» (ОГРН <***>; 141070, <...>)
к Администрации городского округа Королев Московской области (ОГРН <***>; <...>)
о признании недействительным постановления,
третьи лица: Комитет по ценам и тарифам Московской области; открытое акционерное общество «Теплосеть»; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ: постановлением Администрации городского округа Королев Московской области № 1136-ПА от 29 октября 2015 г. «Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования «Городской округ Королев Московской области» присвоен статус единой теплоснабжающей организации открытому акционерному обществу «Теплосеть» (далее - ОАО «Теплосеть»).
Считая свои права нарушенными, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно – исследовательский институт машиностроения» (далее – ФГУП ЦНИИмаш, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области (далее - Администрация) о признании указанного постановления недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценам и тарифам Московской области, ОАО «Теплосеть» и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП ЦНИИмаш просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Теплосеть» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП ЦНИИмаш поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Администрации городского округа Королев Московской области и ОАО «Теплосеть» возражали против ее удовлетворения.
Представители Комитета по ценам и тарифам Московской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) под передачей тепловой энергии понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров устанавливается Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила организации теплоснабжения).
В силу пунктов 3 и 5 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Из пункта 10 Правил организации теплоснабжения следует, что способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству и недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов, поскольку процедура утверждения схем теплоснабжения и порядок выбора единой теплоснабжающей организации ответчиком были соблюдены; статус единой теплоснабжающей организации был присвоен в соответствии с пунктом 11 Правил организации теплоснабжения ОАО «Теплосеть» как организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации и обладающей способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Отклоняя довод о том, что ОАО «Теплосеть» не имеет технологической возможности оказывать услуги по теплоснабжению потребителей промплощадки ФГУП ЦНИИмаш, суды приняли во внимание установленные решением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2015 г. по делу № А41-15221/16 по иску ОАО «РКК «Энергия» к ОАО «Теплосеть» о взыскании задолженности по договору № 78/5ДП-15 от 15 июля 2015 г. за период с ноября 2015 г. по январь 2016 г. обстоятельства.
Судами также установлено, что 03 июля 2015 г. состоялись публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования «Городской округ Королев Московской области», по результатам которых принято решение большинством голосов Комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту Схемы теплоснабжения муниципального образования «Городской округ Королев Московской области» до 2028 года (8 (восемь) человек «за», 1 (один) человек «воздержался»):
1. Утвердить Схему теплоснабжения муниципального образования «Городской округ Королев Московской области» до 2028 года.
2. Внести изменения и актуализировать Схему при разработке генерального плана городского округа Королев Московской области, с учетом замечаний со стороны ФГУП ЦНИИмаш.
Результаты публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования «Городской округ Королев Московской области» от 03 июля 2015 г. ФГУП ЦНИИмаш не обжаловались.
Кроме того, заявка ФГУП ЦНИИмаш на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации была направлена в Администрацию городского округа Королев Московской области 09 сентября 2015 г. (№ 6061-999), т.е. после окончания срока приема заявок, после срока сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения, и после проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения муниципального образования.
Администрацией городского округа Королев Московской области отказано ФГУП ЦНИИмаш в присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, что подтверждается письмом от 28 сентября 2015 г. № 9643/01-01-13-0. Отказ в присвоении статуса единой теплоснабжающей организации ФГУП ЦНИИмаш также не обжаловался.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 28 октября 2015 г. № 238-РВ утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городской округ Королев Московской области до 2028 г. Данное Распоряжение заявителем также не обжаловалось.
Обжалуемое по настоящему делу постановление принято в отношении ОАО «Теплосеть» и не нарушает права и законные интересы ФГУП ЦНИИмаш, поскольку последним не доказано у него возможности претендовать на присвоение статуса ЕТО.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого постановления недействительным.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2016 г. по делу № А41-7297/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП ЦНИИмаш – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи С.В.Краснова
Р.Р.Латыпова