ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-14573/2023
г. Москва
22 августа 2023 года Дело № А41-75708/21
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2023 по делу № А41- 75708/21, принятое судьей Л.М. Нариняном, по иску Союза по содействию в эксплуатации поселка «Лисичкин лес» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) с уточненным заявлением в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области (далее – инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным требования № 33974 по состоянию на 16.07.2021 в части земельного налога в сумме, превышающей 1 037 633 руб., а также соответствующей суммы пени,
УСТАНОВИЛ:
Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным требования N 33974 по состоянию на 16.07.2021 в части земельного налога в сумме, превышающей 1 037 633 руб., а также соответствующей суммы пени.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
В материалы дела от заявителяпоступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Солнечногорску Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Союза по содействию в эксплуатации поселка «Лисичкин лес» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, по поступившим в инспекцию сведениям из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области инспекцией было установлено, что Союзу по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес" принадлежат следующие земельные участки в Московской области: 50:09:0060301:267, 50:09:0060309:111, 50:09:0060309:261, 50:09:0060309:283, 50:09:0060309:308, 50:09:0060309:436, 50:09:0060309:471, 50:09:0060309:472, 50:09:0060309:480, 50:09:0060309:764, 50:09:0060309:770.
Как следует из материалов дела, инспекцией сформировано сообщение от 10.06.2021 N 371555 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год. Данное сообщение направлено заявителю 17.06.2021.
В ответ на полученное сообщение, налогоплательщиком 28.06.2021 направлены пояснения с выражением несогласия с исчисленными суммами земельного налога.
Письмом от 28.07.2021 N 17-23/24511 инспекция уведомила заявителя о продлении срока рассмотрения представленных пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, а именно до 30.08.2021.
Вместе с тем, инспекция 16.07.2021 выставила в адрес заявителя требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 33974.
Не согласившись с действиями инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - управление).
Решением управления действия (бездействие) должностных лиц ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области, выраженные в направлении налогоплательщику требования от 16.07.2021 N 33974 об уплате, признаны незаконными.
При этом управление сообщило, что оценка доводов налогоплательщика в отношении необоснованного применения ставки земельного налога в размере 1,5 процента будет представлена инспекцией по результатам рассмотрения пояснений налогоплательщика от 28.06.2021.
Поскольку решением управления незаконными были признаны действия, выраженные в направлении налогоплательщику требования от 16.07.2021 N 33974, инспекция посчитала спорное требование не отменным по существу и осуществила на основании него взыскание задолженности.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса).
В силу пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка, является основанием для отдельного расчета налоговой базы.
Согласно закону Московской области от 28.12.2018 N 246/2018-03 "Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района", 11 муниципальных образований Солнечногорского района объединились в городской округ Солнечногорск, в связи с чем, Решение совета депутатов муниципального образования сельское поселение Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 N 180/18 "Об установлении на территории сельского поселения Пешковское ставок земельного налога" утратило силу.
Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26.11.2019 N 213/13 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Солнечногорск Московской области" (в редакции Решений Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26.12.2019 N 254/15, от 06.08.2020 N 368/25, от 25.08.2020 N 389/27, от 09.12.2020 N 420/32) установлены налоговые ставки, в частности, в размере 0,3 процента отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, предусмотренных п. 2.1 настоящего решения); 1,5 процента - в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых для сельскохозяйственного производства; прочих земельных участков (п. 2.4 в ред. решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск МО от 09.12.2020 N 420/32).
В п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных нужд.
Как усматривается из материалов дела, на спорных земельных участках общего пользования расположены в том числе: газопроводы среднего и высокого давления, линии электропередач, сеть хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, очистные сооружения поверхностного стока, разведочно-эксплуатационные скважины на воду.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 N 305-ЭС22-24825 по делу N А41-88082/2021, принимая во внимание, что конкретный порядок расчета законом не определен, то в случаях, когда при исчислении налога в отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (пункт 7 статьи 3 Кодекса).
При этом, поскольку в целях определения налоговой базы Налоговый кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объекты инженерной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (документированные сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, оформленные в соответствии с законодательством кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры.
Заявителем в материалы дела представлены технические заключения кадастрового инженера, которыми подтверждается расположение на земельных участках в составе земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0060309:261, 50:09:0060309:283, 50:09:0060309:308, 50:09:0060309:436, 50:09:0060309:471, 50:09:0060309:472, 50:09:0060309:480, 50:09:0060309:764, 50:09:0060309:111, 50:09:0060301:267 объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:261 площадь земельного участка 1 096 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:798, общая протяженность 7 618 м. На местности представляет собой люки колодцев по всей протяженности водопроводов. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 5 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Наружное освещение.
На местности представляет собой подземный кабель, на поверхности - опоры освещения. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 0,6 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Ливневая канализация.
На местности представляет собой решетки и люки смотровых колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
4. Хозяйственно-бытовая канализация.
На местности представляет собой люки колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 336 кв. м, что составляет 31% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:283 площадь земельного участка 23 898 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:798, общая протяженность 7 618 м. На местности представляет собой люки колодцев по всей протяженности водопроводов. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 5 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод среднего давления, МРП. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:873, общая протяженность 6 460 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".
На местности представляет собой охранные столбики, коверы колодцев, таблички желтого цвета по всей протяженности. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 4 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Наружное освещение.
На местности представляет собой подземный кабель, на поверхности - опоры освещения. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 0,6 м в каждую сторону от оси сооружения.
4. Кабельная линия напряжением 10 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель до трансформаторной подстанции, трансформаторную подстанцию ТП-3. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 10 м в каждую сторону от оси сооружения.
5. Кабельная линия напряжением 0,4 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель от трансформаторной подстанции к потребителям. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
6. Ливневая канализация.
На местности представляет собой решетки и люки смотровых колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
7. Хозяйственно-бытовая канализация.
На местности представляет собой люки колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
Кроме инженерных сетей на земельном участке находятся следующие сооружения: ограждение периметра поселка, ворота, шлагбаум, въездная группа КПП 1, внутриплощадочные дороги.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 21 844 кв. м, что составляет 90% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:308 площадь земельного участка 1 329 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Разведочно-эксплуатационная скважина на воду N 1, учтена в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:1514, глубина 200 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 30 м в каждую сторону от сооружения.
2. Разведочно-эксплуатационная скважина на воду N 2, учтена в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:1515, глубина 200 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 30 м в каждую сторону от сооружения.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 1 312 кв. м, что составляет 98% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:436 площадь земельного участка 68 263 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:798, общая протяженность 7 618 м. На местности представляет собой люки колодцев по всей протяженности водопроводов. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 5 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод среднего давления, МРП. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:873, общая протяженность 6 460 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".
На местности представляет собой охранные столбики, коверы колодцев, таблички желтого цвета по всей протяженности. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 4 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Наружное освещение.
На местности представляет собой подземный кабель, на поверхности - опоры освещения. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 0,6 м в каждую сторону от оси сооружения.
4. Кабельная линия напряжением 10 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель до трансформаторной подстанции, трансформаторную подстанцию ТП-2. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 10 м в каждую сторону от оси сооружения.
5. Кабельная линия напряжением 0,4 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель от трансформаторной подстанции к потребителям. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
6. Ливневая канализация.
На местности представляет собой решетки и люки смотровых колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
7. Хозяйственно-бытовая канализация.
На местности представляет собой люки колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
8. Газопровод высокого давления Р = 0,6 МПа. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:185551, общая протяженность 2 461 м. Правообладатель - АО "Мособлгаз". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 7 м в каждую сторону от оси сооружения.
Кроме инженерных сетей на земельном участке находятся следующие сооружения: ограждение периметра поселка, ворота, шлагбаум, въездная группа КПП 2, внутриплощадочные дороги.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 55 520 кв. м, что составляет 81% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:471 площадь земельного участка 1 868 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Газопровод среднего давления, МРП. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:873, общая протяженность 6 460 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".
На местности представляет собой охранные столбики, коверы колодцев, таблички желтого цвета по всей протяженности. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 4 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод высокого давления, Р = 0,6 МПа. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:185551, общая протяженность 2 164 м. Правообладатель - АО"Мособлгаз". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 7 м в каждую сторону от оси сооружения.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 522 кв. м, что составляет 28% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:472 площадь земельного участка 1 486 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Газопровод среднего давления, МРП. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:873, общая протяженность 6 460 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".
На местности представляет собой охранные столбики, коверы колодцев, таблички желтого цвета по всей протяженности. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 4 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод высокого давления, Р = 0,6 МПа. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:185551, общая протяженность 2 164 м. Правообладатель - АО "Мособлгаз". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 7 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Кабельная линия напряжением 0,4 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель от трансформаторной подстанции к потребителям. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
Кроме того, на участке расположены детские и спортивные площадки.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 372 кв. м, что составляет 25% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:480 площадь земельного участка 2 939 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Наружное освещение.
На местности представляет собой подземный кабель, на поверхности - опоры освещения. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 0,6 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Кабельная линия напряжением 10 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель до трансформаторной подстанции, трансформаторную подстанцию ТП-1. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 10 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Кабельная линия напряжением 0,4 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель от трансформаторной подстанции к потребителям. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
4. Ливневая канализация.
На местности представляет собой решетки и люки смотровых колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
5. Хозяйственно-бытовая канализация. На местности представляет собой люки колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
Кроме инженерных сетей на земельном участке находятся следующие сооружения:
- нежилое здание (ТП-1) площадью 10,5 кв. м, учтено в кадастре, кадастровый номер 50:09:0060309:801, права не зарегистрированы;
- очистные сооружения поверхностных стоков площадью 204.7 кв. м, учтены в кадастре, кадастровый номер 50:09:0060309:802, права не зарегистрированы;
- внутриплощадочные дороги.
Таким образом, суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей и санитарно-защитных зон очистных сооружений данного земельного участка составила 2 939 кв. м, что составляет 100% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:764 площадь земельного участка 6 446 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:798, общая протяженность 7 618 м. На местности представляет собой люки колодцев по всей протяженности водопроводов. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 5 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод среднего давления, МРП. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0060309:873, общая протяженность 6 460 м. Правообладатель - Союз по содействию в эксплуатации поселка "Лисичкин лес".
На местности представляет собой охранные столбики, коверы колодцев, таблички желтого цвета по всей протяженности. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 4 м в каждую сторону от оси сооружения.
3. Наружное освещение.
На местности представляет собой подземный кабель, на поверхности - опоры освещения. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 0,6 м в каждую сторону от оси сооружения.
4. Кабельная линия напряжением 0,4 кВ.
На местности представляет собой подземный кабель от трансформаторной подстанции к потребителям. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
5. Хозяйственно-бытовая канализация.
На местности представляет собой люки колодцев. Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 3 м в каждую сторону от оси сооружения.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 4 667 кв. м, что составляет 72% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060309:111 площадь земельного участка 16 232 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Газопровод высокого давления, Р = 0,6 МПа. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:185551, общая протяженность 2 164 м. Правообладатель - АО "Мособлгаз".
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 11 553 кв. м, что составляет 71% от площади участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.04.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060301:267 площадь земельного участка 369 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения стоянки легкового автотранспорта.
На участке располагаются следующие инженерные сети:
1. Газопровод высокого давления, Р = 0,6 МПа. Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:185551, общая протяженность 2 164 м. Правообладатель - АО "Мособлгаз". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 7 м в каждую сторону от оси сооружения.
2. Газопровод (Газификация д. Дурыкино, поселение Пешковское, г.о. Солнечногорск Московской области, 1 этап строительства). Учтен в ЕГРН, кадастровый номер 50:09:0000000:194841, общая протяженность 2 729 м. Правообладатель - АО "Мособлгаз". Имеет ремонтно-охранную зону в размере по 2 м в каждую сторону от оси сооружения.
Суммарная площадь всех ремонтно-охранных зон инженерных сетей данного земельного участка составила 369 кв. м, что составляет 100% от площади участка.
В вышеуказанных заключениях кадастровым инженером отмечено, что части участков, свободных от ремонтно-охранных зон не могут быть сформированы в виде самостоятельных земельных участков из-за маленькой площади земельных участков, несоответствующей градостроительным нормам и правилам землепользования и застройки в отношении предельных минимальных площадей земельных участков при их образовании, а так же из-за их геометрических размеров, изломанности, конфигурации (чересполосица, вкрапления и т.п.).
Вместе с тем, исходя из позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 N 305-ЭС22-24825 по делу N А41-88082/2021, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (пункт 7 статьи 3 Кодекса).
Исходя из указанных положений, налогоплательщиком произведен расчет земельного налога за спорный период с учетом измененной на основании вступившего в законную силу решения Московского областного суда от 06 июня 2022 год по делу N 3а-403/2022 кадастровой стоимости земельных участков, а также применения ставки 0,N% в отношении частей земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Указанный расчет был проверен судом первой инстанции и правомерно признан верным.
Расчет налога также полностью совпал с расчетом, справочно- представленным налоговым органом.
Пониженная ставка земельного налога для объектов жилищно-коммунального хозяйства введена законодателем, прежде всего, в целях обеспечения интересов граждан и организаций - потребителей коммунальных услуг, имея в виду нежелательность произвольного увеличения стоимости поставляемых им ресурсов.
Учитывая представленные налогоплательщиком заключения кадастрового инженера, которыми подтверждено расположение на земельных участках в составе земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060309:261, 50:09:0060309:283, 50:09:0060309:308, 50:09:0060309:436, 50:09:0060309:471, 50:09:0060309:472, 50:09:0060309:480, 50:09:0060309:764, 50:09:0060309:111, 50:09:0060301:267 объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также установлена площадь земельных участков, занимаемая объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суд первой инстанции правомерно счел применение в отношении частей участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, ставки 0,3%.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не связаны с предметом спора.
Налоговым органом в апелляционной жалобы не оспаривается ни фактическое нахождение на спорном земельном участке инженерных сетей, ни применение в отношении частей участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, ставки 0,3%.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2023 по делу
№А41-75708/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий cудья
М.И. Погонцев
Судьи
С.А. Коновалов
В.Н. Семушкина