ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-79810/16 от 28.09.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

5 октября 2017 года

Дело № А41-79810/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: ООО "Лента" – извещено, представитель не явился,

от заинтересованного лица: Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Балашиха МО – извещено, представитель не явился,

от третьих лиц: Комитет лесного хозяйства МО – Дюдяков Д.И. доверенность от 22 декабря 2016 года,

ТУ Росимущества в МО – Переплетова К.Ю. доверенность от 12 мая 2017 года,

Управление Росреестра по МО – извещено, представитель не явился,

рассмотрев 28 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда

от 14 июля 2017 года,

принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е,,

по делу №А41-79810/2016,

по заявлению ООО "Лента"

об оспаривании отказа Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Балашиха МО

третье лицо: Комитет лесного хозяйства МО, ТУ Росимущества в МО, Управление Росреестра по МО

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - заявитель, ООО "Лента", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - заинтересованное лицо), о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленного письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119;об обязании комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.

В качестве третьих лиц привлечены к участию в деле: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).

Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2017 года, решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Лента" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119. Суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в десятидневный срок с даты принятия настоящего постановления суда направить обществу с ограниченной ответственностью "Лента" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119.

Комитет лесного хозяйства Московской области, не согласившись с выводами апелляционного суда, настаивает на отмене постановления по основаниям не соответствия выводов фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, ранее принятое решение Арбитражного суда Московской области объективным, принятым в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела. Апелляционный суд необоснованно не принял в качестве доказательства факта пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда представленные в материалы дела Таксационное описание Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1997 года, Таксационное описание Балашихинского района Московской области по состоянию на 01 января 2007 года, Планшет лесоустройства №2 Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1995 года, План лесных участков Балашихинского района Московской области по материалам устройства 2005-2008 годов, Ведомость координат окружной межи и схема геоходов Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза, выписка из каталога координат границ лесных участков Ногинского лесничества Ногинского сельского участкового лесничества, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда с соответствующей схемой.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.

Представитель ТУ Росимущества в МО, в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.

ООО "Лента", извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия, лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Лента" является собственником нежилого здания площадью 12031,4 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 02 августа 2016 года и свидетельством о государственной регистрации права от 02 декабря 2015 года. Нежилое здание, принадлежащее заявителю, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение административно-торгового и производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: Московская область, город Балашиха, микрорайон Савино, ул. Пригородная, д. 119

Выпиской из ЕГРП от 19 ноября 2016 года подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040311:7 находится в аренде у ООО "Лента" по договору аренды земельного участка от 29 февраля 2008 года N 3050 в редакции дополнительных соглашений к нему.

Заявлением от 27 мая 2016 года N М503-9143781998-1924553 ООО "Лента" обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области за предоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации

Письмом от 05 июля 2016 года Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области уведомил ООО "Лента" о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7.

Между тем, по результатам согласования договора купли-продажи в Министерстве имущественных отношений Московской области Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2 сообщил об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 на земли лесного фонда.

Полагая, что решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 19 августа 2016 года N 6810/2, не соответствует закону, ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.

Отменяя решение суда и признавая незаконным оспариваемое решение, апелляционный суд исходил из того, что заинтересованное лицо не представило в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, доводы о наложении носят предположительный характер. При этом, апелляционный суд исходил также из того, что решение Градостроительного совета Московской области не может являться самостоятельным основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Выводы апелляционного суда не соответствуют, подлежащим применению нормам материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и сделаны без оценки и достаточного исследования представленных Комитетом лесного хозяйства Московской области доказательств, подтверждающих факт наложения испрашиваемого участка на земли лесного фонда.

Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Оставлены без надлежащей оценки доводы Комитета лесного хозяйства Московской областииз данных Государственного лесного реестра (ГЛР) и материалов действующего лесоустройства, путем проведения пространственного анализа данных о границах земельного участка с КН 50:50:0040311:7 и границ земель лесного фонда с использованием государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» (РГИС МО) установлено, что земельный участок с КН 50:50:0040311:7 частично расположен на землях лесного фонда Ногинского лесничества Салтыковского участкового лесничества, площадь наложения составляет 2386 кв.м..

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии со статьями 67, 68.1, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а так же на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.

В силу пункта 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя среди прочего проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защищенных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.

Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, статьях 67-69 Лесного кодекса РФ)

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации (представлена в материалы дела), которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

В силу действующего законодательства - доказательствами, подтверждающими отнесение части земельного участка к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, выписок о координатах окружной межи являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Между тем, представленные Комитетом лесного хозяйства Московской областиТаксационное описание Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1997 года, Таксационное описание Балашихинского района Московской области по состоянию на 01 января 2007 года, Планшет лесоустройства №2 Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза 1995 года, План лесных участков Балашихинского района Московской области по материалам устройства 2005-2008 годов, Ведомость координат окружной межи и схема геоходов Салтыковского лесопарка Балашихинского леспаркхоза, выписка из каталога координат границ лесных участков Ногинского лесничества Ногинского сельского участкового лесничества, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда с соответствующей схемой, оставлены апелляционным судом без надлежащей оценки.

Указанные доказательства апелляционным судом отклонены и не приняты во внимание, в связи с тем, что представленные документы лесоустройства, план лесных участков и схемы наложения сами по себе при отсутствии данных о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда не являются сведениями о площади и границах участков лесного фонда, соответствующими требованиям действующего законодательства.

Вопреки выводам апелляционного суда, отсутствие доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка бесспорно не свидетельствует об отсутствии пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда.

Таким образом, выводы апелляционного суда о незаконности отказа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха без установления или опровержения факта имеющегося наложения участка с КН 50:50:0040311:7 и земель лесного фонда, является преждевременным.

Необоснованны выводы апелляционного суда о том, что соответствие площади испрашиваемого земельного участка целям использования расположенного на нем объекта недвижимости не входит в предмет доказывания настоящего дела, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в предоставлении обществу спорного земельного участку, а также не заявлялось заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, обязывая комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040311:7 площадью 57 000 кв. м. суд, обязан проверить правильность определения площади испрашиваемого земельного участка независимо от наличия указания на это основание в оспариваемом отказе.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы права в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров купли-продажи) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, при разрешении вопроса о понуждении органа принять решение о предоставлении земельного участка в собственность суд должен установить соразмерность испрашиваемого земельного участка площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования. При этом, вопреки выводам суда, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без применения конкурентных процедур возникает у собственника объекта недвижимости в отношении площади занимаемой объектом недвижимости и необходимой для его использования.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанция приходит в выводу о том, что судебные акты приняты при неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, выводы суда, содержащиеся постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным апелляционным судом, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, они подлежат отмене.

Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2017 года по делу №А41-79810/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий-

судья Р.Р. Латыпова

судья И.Ю. Григорьева

судья В.В. Кузнецов