ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
24.09.2018
Дело № А41-8233/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2018 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - от ООО "АЛИНА": ФИО1, по доверенности от 24.01.2018,
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Красногорск Московской области: неявка уведомлен,
от третьего лица по делу: министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу: ГУ архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев 18 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение от 05 марта 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
Принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
на постановление от 13 июня 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ивлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛИНА"
к администрации городского округа Красногорск Московской области
о признании,
третьи лица: министерство имущественных отношений Московской области, главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛИНА" (далее - ООО "АЛИНА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просит суд:
- признать незаконным изложенный в письме от 08.12.2017 N Р001-0066700217-9267832 отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Алина" в собственность за плату земельного участка площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010403:23, расположенного по адресу: <...> у остановки "Школа" площадью 100 кв. м;
- обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по настоящему делу принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Алина" земельного участка площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010403:23, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, 1. Красногорск, Ильинское ш., у остановки "Школа" площадью 100 кв. м в собственность за плату;
- обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 100 кв. м с кадастровым.номером 50:11:0010403:23, и направить в срок не более чем 30 дней со дня вступления в силу решения суда подписанный проект договора купли-продажи земельного участка Обществу с ограниченное ответственностью "Алина" по адресу:. 143405, Московская обл., Красногорский район, г. Красногорск, Павшино в/г, 6, 148.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "АЛИНА" в собственность за плату земельного участка площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010403:23, оформленный письмом от 08.12.2017 N Р001-0066700217-9267832. На Администрацию городского округа Красногорск Московской области возложена обязанность в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "АЛИНА" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010403:23, площадью 100 кв. м. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, полагая, что судами не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права. Кассатор, в обоснование доводов и законности оснований оспариваемого отказа указал на обстоятельства того, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует проекту правил землепользования и застройки, расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления в 2007 году проектом планировки территории в зоне комплексного устойчивого развития территории.
До начала судебного разбирательства в суд от кассатора поступили письменные пояснения к кассационной жалобе. Суд считает указанные письменные пояснения подлежащими возврату, поскольку отсутствуют доказательства их направления в адрес лиц участвующих в деле. Поскольку данные пояснения к кассационной жалобе поданы в электронном виде, бумажный носитель с текстом письменных пояснений возврату не подлежит (пункт 5 параграф 1 раздела II Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 80).
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судебными инстанциями, ООО "АЛИНА" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое здание, магазин, общей площадью 75,2 кв. м, с местоположением: <...>, о чем 14.09.2017 года в ЕГРН внесена регистрационная запись за номером 50:11:0010404:264-50/011/2017-2.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, с кадастровым номером 50:11:0010403:23, общей площадью 100 кв. м, предоставленного обществу во временное владение и пользование на основании договора аренды земельного участка от 26.11.1997 года N 428.
Общество обратилось в Администрацию городского округа Красногорск с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010403:23.
Суды указывают, что заинтересованное лицо письмом от 08.12.2017 года N Р001-0066700217-9267832 отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что в соответствии с информацией, представленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, испрашиваемый земельный участок не соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного для данной территории проекту правил землепользования и застройки, а также испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления в 2007 году проектом планировки территории располагается в зоне комплексного устойчивого развития территории.
Посчитав данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды посчитали их обоснованными в части, указав на обстоятельство того, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, приложило полный комплект документов, необходимый для заключения договора купли-продажи земельного участка, земельный участок не ограничен в гражданском обороте и может находиться в частной собственности, доводы административного органа, положенные в основу оспариваемого отказа не указаны в качестве оснований для принятия решений об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Администрация в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен Обществу в собственность, сослалась на наличие информации, представленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, в соответствии с которой испрашиваемый земельный участок не соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного для данной территории проекту правил землепользования и застройки, а также расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления в 2007 году проектом планировки территории в зоне комплексного устойчивого развития территории.
Суды указали, что административный орган, в обоснование доводов не представил доказательства того, что земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, сослались на письмо Главархитектуры от 09.01.2018 из которого следует, что реализация проекта планировки приостановлена.
При этом, судами, не принято во внимание наличие постановления Главы Красногорского муниципального района от 26.12.2007г. № 3299/12 « Об утверждении проекта планировки и межевания территории микрорайона № 4 ( улица Вокзальная) г. Красногорска Московской области», в соответствии с которым утвержден план планировки и межевания территории микрорайона № 4 ( улица Вокзальная) г. Красногорска Московской области в указанных в нем основными технико-экономическими показателями, со ссылкой на то, что земельный участок не ограничен в гражданском обороте и может находиться в частной собственности.
Вместе в тем, постановление Главы Красногорского муниципального района от 26.12.2007г. № 3299/12, принятое к тому же еще до приобретения Обществом в собственность объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, в установленном порядке не оспорено и не признан недействующим и содержит сведения о наличии данного участка в планировании территории в зоне комплексного устойчивого развития территории.
При наличии указанного документа территориального планирования суды были не вправе признать незаконным оспариваемый отказ Администрации и обязать ее подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "АЛИНА" проект договора купли-продажи земельного участка
со ссылкой на то, что земельный участок не ограничен в гражданском обороте и может находиться в частной собственности.
Также по правилам пунктов 2 и 5 статьи 66 АПК РФ, в целях проверки обоснованности доводов административного органа в части расположения земельного участка в зоне комплексного устойчивого развития территории судам надлежало истребовать от Администрации указанные в статьях 18, 23 ГрК РФ документы в необходимом для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора - схему территориального планирования, генеральный план городского округа, карту планируемого размещения объектов городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа; карту функциональных зон городского округа с отображенными в них, в том числе, планируемых для размещения объектов местного значения, с указанием границ и описания функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов, с том числе, с приложением к генеральному плану материалов по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
В силу пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Суды указали, что заинтересованное лицо письмом от 08.12.2017 года N Р001-0066700217-9267832 отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что в соответствии с информацией, представленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, испрашиваемый земельный участок не соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного для данной территории проекту правил землепользования и застройки. При этом, в нарушение статьи 65, 66 АПК РФ суд не истребовал у лиц, участвующих в деле доказательств, опровергающих или подтверждающих данные сведения, не дал оценки данным доводам.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить, входит ли спорный земельный участок в границы территории зоны комплексного устойчивого развития территории в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документации по планировке территории; соответствует ли испрашиваемый земельный участок установленному виду разрешенного использования, предусмотренного для данной территории проектом правил землепользования и застройки, в зависимости от установленных обстоятельств, правильно применив нормы материального права, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2018 года и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 года по делу № А41-8233/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий-судья
О.В. Каменская
Судьи
И.Ю. Григорьева
Р.Р. Латыпова