ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-859/2021 от 28.02.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-22646/2023

г. Москва

07 марта 2024 года Дело № А41-859/21

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Погонцева М.И.,

судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФАСТПЛАСТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2023 по делу № А41-859/21, принятое судьей А.О. Уваровым, по иску ООО "ФАСТПЛАСТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: <***>) к 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН <***> ОГРН <***>), 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала Московской,3) ООО "Бронницкая Архитектурно-Геодезическая Служба" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 4) Государственному Казенному Учреждению Московской Области "Дирекция Дорожного Строительства" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 5) Министерству Транспорта Московской Области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) третьи лица: ООО "Производственно-Строительная Компания Пластметалл", Министерство Экологии и Природопользования Московской Области, Правительство Московской области, Администрация Раменского городского округа Московской области, ООО «ИнтекаКратово», о признании недействительными результатов межевания, обязании Управления Росреестра по МО исключить из ЕГРН сведения о земельных участках,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Фастпласт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Бронницкая архитектурно-геодезическая служба", Государственному казенному учреждению Московской области "Дирекция дорожного строительства", Министерству транспорта Московской области со следующими требованиями (далее - заинтересованные лица: Росреестр по МО, ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Бронницкая архитектурно-геодезическая служба", ГКУ МО "Дирекция дорожного строительства", Министерство) со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):

1. Признать недействительными: - Распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 06.12.2018 № 764-Р об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории; - результаты межевания по разделу земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84, выполненные ООО «Бронницкая архитектурно-геодезическая служба», и межевой план, оформленный по результатам раздела этого земельного участка; - решение Управления Росреестра по Московской области от 25.04.2019 о постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0100855:86 площадью 4686 кв.м., и 50:23:0100855:87 площадью 231 кв.м.

2. Обязать Управление Росреестра по Московской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу снять земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0100855:86 и 50:23:0100855:87 с временного кадастрового учет и исключить сведения о них из кадастра недвижимости.

3. Запретить Управлению Росреестра по Московской области и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и иным лицам по его поручению, действия от имени ООО «ФастПласт», направленные на постановку на кадастровый учет участков, образуемых посредством раздела земельною участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84, если характеристики участков, образуемых в результате раздела, не соответствуют требованиям статей 3, 6 Земельного Кодекса РФ, пункта 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ), и участки не имеют доступа к дороге общего пользования - ул. Наркомвод, г. Жуковский.

Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года оставленным без изменения постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу № А41-859/21 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

03.10.2022 в Арбитражный суд Московской области от ООО "ФАСТПЛАСТ" поступило заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве вновь открывшегося обстоятельства, заявитель указывает о том, что распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 12.09.2022 № 1009-Р "Об отмене распоряжений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 25.12.2018 № 828-Р, от 29.01.2019 № 30-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" следует, что ненормативный акт отменен по инициативе государственного органа субъекта федерации, его издавшего.

Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу А41-859/21 решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2021 года по делу № А41-859/21 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отменяя решение по вновь открывшимся обстоятельствам, Арбитражный суд Московской области руководствовался тем, что вынося решение от 27.12.2021 по делу № А41-859/21 суд ссылался на распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 25.12.2018 № 828-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", в редакции распоряжения от 29.01.2019 № 30-Р.

Вместе с тем, распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 12.09.2022 № 1009-Р "Об отмене распоряжений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 25.12.2018 № 828-Р, от 29.01.2019 № 30-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" следует, что ненормативный акт отменен по инициативе государственного органа субъекта федерации, его издавшего.

При повторном рассмотрении дела истцом изменен предмет иска:

1. Признать недействительным межевой план по разделу земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 на два участка площадью 4686 кв.м. и 231 кв.м.

2. Обязать Управление Росреестра по Московской области и Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в течение 30 дней с даты вступления решения в силу прекратить кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0100855:86 площадью 4686 кв.м., и 50:23:0100855:87 площадью 231 кв.м., как «актуальных участков» и присвоить им статус «архивный».

3. Ввиду отсутствия требований к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» изменить их статус в деле и привлечь их третьими лицами.

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО "ФАСТПЛАСТ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Представитель ООО "ФАСТПЛАСТ" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области N 828-Р от 25.12.2018 г., в редакции Распоряжения N 30-Р от 29.01.2019 г. были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84, принадлежащего ООО "ФастПласт" на праве собственности, а именно раздел участка.

По итогам кадастровых работ, выполненных ООО "Бронницкая архитектурно-геодезическая служба", образованы 2 участка: многоконтурный участок 50:23:0100855:84:ЗУ1 - площадь 231 кв. м и участок 50:23:0100855:84:ЗУ2 - площадь 4686 кв. м.

После проведенной экспертизы решением органа кадастрового учета от 26.04.2019 года участки были поставлены на кадастровый учет и получили кадастровые номера: - 50:23:0100855:86 - участок площадью 4686 кв. м; - 50:23:0100855:87 - участок площадью 231 кв. м.

Осуществляя работы, кадастровый инженер исходил из того, что участок с КН 50:23:0100855:87 - площадью 231 кв. м сформирован для его последующего изъятия для государственных и муниципальных нужд, а участок с КН 50:23:0100855:86 - площадью 4686 кв. м остается в правообладании ООО "ФастПласт".

Из публичных сведений в отношении участков с КН 50:23:0100855:86 и КН 50:23:0100855:87 не усматривается, что они имеют доступ к земельным участкам общего пользования или проход, проезд от дороги общего пользования.

Из приложенного межевого плана по образованию 2-х (двух) земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 (кадастровый инженер ФИО2), следует, что в нем не решен вопрос доступа с вновь образованных участков к земельным участкам общего пользования или проход, проезд от дороги общего пользования.

Следовательно, по мнению заявителя, образованные земельные участки не соответствуют требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и не являются допустимым объектом гражданских прав, в связи с чем, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.

Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными.

Указанное право реализуется в установленном законом порядке: с таким заявлением может обратиться в суд лицо, указанное в части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с соблюдением сроков, установленных частью 4 указанной нормы права.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее - АПК РФ) одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, законом установлен порядок исправления реестровой ошибки, которая предусматривает обязательное предварительное обращение заявителя в орган государственной регистрации с заявлением об исправлении.

В соответствии с п. 4 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Пункт 6 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости помимо прочего указывает на то, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ) определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.

В силу ч. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Права всех собственников защищаются равным образом (ч. 4 ст. 212 ГК РФ).

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, статьей 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Материалам дела подтверждается, что Постановлением Правительства Московской области от 27.01.2015 N 20/1 (в редакции постановления Правительства Московской области N 400/20 от 21.06.2018 г.) утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области (далее - Проект). Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области 27 января 2015 года, в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 27, 17 февраля 2015 года, в Информационном вестнике Правительства Московской области, N 5, 15 апреля 2015 года.

Постановлением Правительства Московской области от 21 июня 2018 года N 400/20 "О внесении изменений в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области" в указанный выше нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.

Постановление N 400/20 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области 22 июня 2018 года, в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 124, 10 июля 2018 года, в Информационном вестнике Правительства Московской области, N 17, 15 ноября 2018 года. Реконструкция линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области осуществляется в соответствии с государственной программой Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017 - 2024 годы".

АО "Стройтрансгаз" заключен контракт с ГКУ МО "Дирекция дорожного строительства" на реконструкцию ул. Туполева, которая предусмотрена Схемой территориального планирования Московской области и включена в Госпрограмму Подмосковья "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса".

11 сентября 2018 года между АО "Стройтрансгаз" и ООО "Бронницкая архитектурно-геодезическая служба" заключен договор N ЗИО/ЖТ/1-Г/137/18, предусматривающий разработку документации и выполнение комплекса земельно-кадастровых работ для обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция автомобильной дороги <...>". Кадастровым инженером ФИО2, являющейся на основании трудового договора действующим сотрудником ООО "Бронницкая архитектурно-геодезическая служба" и, соответственно, использующей в рамках своей деятельности технические, информационные, и интеллектуальные ресурсы предприятия, полученные им для осуществления кадастровой деятельности, был подготовлен Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 (далее - Межевой план).

Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 подготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 был подготовлен на основании Проекта, согласно которому определены и утверждены границы образуемых и изменяемых земельных участков, необходимых для реконструкции линейного объекта капитального строительства, в том числе, в отношении которых предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Перечень и сведения о формируемых земельных участках, предназначенных для размещения линейного объекта, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, представлены в таблице 1 Проекта (стр. 40).

Согласно Проекту в зоне планируемого размещения линейного объекта расположен земельный участок с кадастром номером 50:23:0100855:19. Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:84 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:19. Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 был подготовлен строго по координатам образуемых земельных участков, указанных в Таблице 3 утвержденного Проекта.

В результате проведенных кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0100855:86 и 50:23:0100855:87. Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:87 площадью 231 кв. м подлежит изъятию для государственных нужд Московской области, что подтверждается Распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области N 828-Р от 25.12.2018 г., N 30-Р от 29.01.2019 г. (далее - Распоряжение), копии данных документов также были приложены к Межевому плану.

Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84, 50:23:0100855:85 принято Министерством 25.12.2018 года, в него внесены изменения от 29.01.2019, распоряжения направлены ООО "ФастПласт" 07.02.2019 года. Приложением к распоряжению об изъятии является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмо получено ООО "ФастПласт" 21.02.2019 года. 05.02.2019 ООО "ФастПласт" подано исковое заявление об оспаривании распоряжения Министерства об изъятии земельных участков (А41-8297/2019).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что схемой земельного участка заявитель был знаком на момент подачи искового заявления в рамках дела
№ А41-8297/19.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования (статья 11.10 ЗК РФ). Постановлением Правительства Московской области от 21.06.2018 года N 400/20 "О внесении изменений в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области" утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области.

Указанным документом территориального планирования предусмотрено образование земельных участков (таблица 3 на странице 53), среди которых указаны и земельные участки, образуемые из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 (до раздела был земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:19).

Документ планирования был предметом судебного оспаривания в Московском областном суде.

Решением Московского областного суда, оставленным в силе Первым апелляционным судом общей юрисдикции, в удовлетворении требований ООО "ФастПласт" о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 21.06.2018 N 400/20 отказано.

Распоряжение об утверждении схемы земельного участка принято Министерством в рамках своих полномочий, поскольку последним при принятии распоряжения соблюдены нормы пунктов 6, 7 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункт 23 пункта 14 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 N 115/7.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39.

В силу части 3 статьи 39 указанного Федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).

Восстановлению подлежит только нарушенное право.

По смыслу статьи 6 Земельного кодекса РФ части земельного участка являются объектами земельных отношений, но не объектами гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса РФ) и, как следствие, не объектами вещных прав. Объектами вещных прав на землю могут быть земельные участки, но не их части (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (подпункт 3 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ). В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд организация, подавшая ходатайство об изъятии земельных участков, в том числе, обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.

При этом согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 9 статьи 60 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании:

1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;

2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;

3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Согласно материалам дела, схема расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории утверждена Распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 06.12.2018 г. N 764-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".

Данная схема является приложением N 1 к Распоряжению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области N 828-Р от 25.12.2018 г. и входит в состав приложений к Межевому плану от 16.04.2019 г.

Распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 12.09.2022 № 1009-Р "Об отмене распоряжений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 25.12.2018 № 828-Р, от 29.01.2019 № 30-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" следует, что ненормативный акт отменен по инициативе государственного органа субъекта федерации, его издавшего

Вместе с тем, сведения об образованных земельных участках на основании межевого плана были внесены в ЕГРН 25.04.2019, именно с этой даты истец как собственник исходного земельного участка мог ознакомиться с межевым планом.

Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 подготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 был подготовлен на основании Проекта, согласно которому определены и утверждены границы образуемых и изменяемых земельных участков, необходимых для реконструкции линейного объекта капитального строительства, в том числе, в отношении которых предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Перечень и сведения о формируемых земельных участках, предназначенных для размещения линейного объекта, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, представлены в таблице 1 Проекта (стр. 40).

Согласно Проекту в зоне планируемого размещения линейного объекта расположен земельный участок с кадастром номером 50:23:0100855:19.

Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:84 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:19. Межевой план в целях образования 2-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:84 был подготовлен строго по координатам образуемых земельных участков, в соответствии с действующими на тот момент ненормативными актами.

Истцом не учтено, что в материалы дела представлены выписки из ЕГРН, подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами № 50:23:0100855:87, 50:23:0100855:86 сняты с кадастрового учетам 07.12.2022.

Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что Управление Росреестра осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и иными нормативными правовыми актами на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" (далее - Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - картаплан территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. В соответствии с пунктом 8 части 5 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Оспаривая межевой план, который не является ни правоустанавливающим документов, ни ненормативным актом, Общество в настоящем случае фактически оспаривает действия государственных органов по формированию земельных участков. Вместе с тем, требований в порядке гл. 24 АПК РФ не заявлены.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в иске (определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2015 N 304-КГ14-6307, от 14.12.2015 N 307-ЭС15-16811 и от 14.09.2015 N 304-КГ15-10950).

Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав назван подготовленный в результате проведения кадастровых работ межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14). Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием земельного участка (пункт 2 части 3 статьи 14) по заявлению собственника исходного земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 15), к которому должны быть приложены необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы (пункт 2 части 4 статьи 15). Межевой план должен содержать сведения об образуемых земельных участках (часть 1, пункт 1 части 2 статьи 22).

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).

Результаты кадастровых работ в виде межевого плана не являются с точки зрения их правовой природы ни сделкой, ни актом органа публичной власти. Действующее гражданское и земельное законодательство, а также законодательство о государственной регистрации недвижимости, не предусматривают возможности признания межевого плана недействительными. Указанное требование само по себе не направлено на восстановление каких-либо прав истца.

Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).

Иные доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2023 по делу
№А41-859/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий cудья

М.И. Погонцев

Судьи

С.А. Коновалов

В.Н. Семушкина