ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-86299/19 от 04.02.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                    Дело № А41-86299/19

11 февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ПАО «ФГК - РусГидро»: Лысяка В.С. (дов. № 8490 от 23.12.2019 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области: не явились, извещены;

от третьих лиц: не явились, извещены;

рассмотрев 04 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области

на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2020 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г.,

по делу № А41-86299/19

по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро»

к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области

о признании незаконным решения от 01 июля 2019 г. № 3-702-1,

третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства; Комитет лесного хозяйства Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; акционерное общество «Загорская ГАЭС-2»; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,

УСТАНОВИЛ: 28 января 2004 г. на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области (далее – Минмособлимущество) от 16 декабря 2003 г. № 660 «О переоформлении Загорской гидроаккумулирующей электростанции филиалу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Мосэнерго» (далее – ОАО «Мосэнерго» права постоянного (бессрочного) пользования, находящегося в государственной собственности земельного участка на право аренды» между Минмособлимуществом (арендодатель) и ОАО «Мосэнерго» (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 29004-Z, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 50:05:0100137:0003, общей площадью 9 734 817 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Сергиево-Посадский район, пос. Богородское – г. Краснозаводск (далее – земельный участок, участок), для размещения и эксплуатации Загорской ГАЭС, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющийся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).

На вышеуказанном земельном участке расположены 14 объектов недвижимого имущества, принадлежащие арендатору на праве собственности (пункт 1.2 договора).

Срок аренды договора установлен пунктом 2 договора.

Согласно пункту 2.1 договора участок предоставляется в аренду сроком на 49 лет (до 31 декабря 2053 г.).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) 24 февраля 2004 г. сделана запись регистрации № 50-01/05-03/2004-69.

В связи с реорганизацией ОАО «Мосэнерго» в форме выделения ОАО «Загорская ГАЭС» права и обязанности ОАО «Мосэнерго» по договору аренды от 28 января 2004 г. № 29004-Z были переданы ОАО «Загорская ГАЭС» (договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от 29 декабря 2005 г. № 7284-46/56-ю/401Д.

Дополнительным соглашением от 01 октября 2007 г. № 1 к договору аренды от 28 января 2004 г. № 29004-Z сторонами договора - Минмособлимуществом и ОАО «Загорская ГАЭС» уточнен предмет договора аренды.

09 апреля 2018 г. между Минмособлимуществом и Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее – Администрация) заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым права и обязанности арендодателя – Минмособлимущества на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100137:3 площадью 9 734 251 кв.м, вид разрешенного использования «строительство, размещение и эксплуатация гидротехнических сооружений и сопутствующих зданий и сооружений», категория земель «земли населенных пунктов» переданы Администрации.

В связи с присоединением ОАО «Загорская ГАЭС» к публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (далее – ПАО «ФГК - РусГидро», общество, заявитель) (ранее – АО «РусГидро» в ЕГРН были внесены изменения в части лица, арендующего земельный участок).

Таким образом, ПАО «ФГК - РусГидро» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:0003 площадью 9 734 817 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, г. Краснозаводск по договору аренды от 28 января 2004 г. № 29004-Z.

17 мая 2019 г. ПАО «ФГК - РусГидро» в целях раздела земельного участка с сохранением его в измененных границах обратилось в Администрацию по вопросу утверждения схемы расположения образуемых участков.

Письмом от 01 июля 2019 г. № 3-702-1 Администрация отказала в согласовании схемы земельных участков площадью 10 184 кв.м (ЗУ1), 4 203 кв.м (ЗУ2), 4 757 кв.м (ЗУ3), 2 372 кв.м (ЗУ4), 50 кв.м (ЗУ5), 486 892 кв.м (ЗУ6) на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:3, под заявленные цели, со ссылкой на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (далее – заключение Главархитектуры МО) от 28 июня 2019 г. № 28Исх-17397/38, согласно которому:

- образуемый участок площадью 10 184 кв.м полностью расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения; полностью расположен в зоне сверхнормативного шумового воздействия от автомобильного транспорта, частично расположен в охранной зоне ЛЭП, полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в планируемой особо охраняемой природной территории (ландшафте) «Окрестности р. Дубны, р. Вели», в территориальной зоне транспортной инфраструктуры;

- образуемый участок площадью 4 203 кв.м полностью расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения; частично расположен в водоохранной зоне р. Кунья, полностью расположен в зоне сверхнормативного шумового воздействия от автомобильного транспорта, полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в планируемой особо охраняемой природной территории (ландшафте) «Окрестности р. Дубны, р. Вели», в планируемой особо охраняемой природной экологической территории «Еловые леса на берегах Пажи», в территориальной зоне транспортной инфраструктуры;

- образуемый участок площадью 4 757 кв.м полностью расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения и частично в зоне планируемой дороги местного значения; частично расположен в водоохранной зоне р. Кунья, полностью расположен в зоне сверхнормативного шумового воздействия от автомобильного транспорта и в санитарно-защитной зоне предприятий; полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в территориальной зоне П - производственная зона;

- образуемый участок площадью 2 372 кв.м полностью расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения и частично в зоне планируемой дороги местного значения; частично расположен в водоохранной зоне р. Кунья, полностью расположен в зоне сверхнормативного шумового воздействия от автомобильного транспорта и в санитарно-защитной зоне предприятий; полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в территориальной зоне П - производственная зона;

- образуемый участок площадью 50 кв.м полностью расположен в санитарно-защитной зоне производственных, коммунально-складских предприятий и инженерных объектов, полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в территориальной зоне Ж3.2 - зона индивидуальной жилой застройки;

- образуемый участок площадью 486 892 кв.м полностью расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения и частично в зоне планируемой дороги местного значения; частично расположен на землях лесного фонда, частично расположен в санитарно-защитной зоне очистных сооружений поверхностных стоков; полностью расположен в охранной зоне объектов по производству электрической энергии «Загорская гидроаккумуляторная электростанция, пос. Богородское, Сергиево-Посадский муниципальный район»; в территориальной зоне П - производственная зона.

Считая свои права нарушенными, ПАО «ФГК - РусГидро»  обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 01 июля 2019 г. № 3-702-1 об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков площадью 10 184 кв.м (ЗУ1), 4 203 кв.м (ЗУ2), 4 757 кв.м (ЗУ3), 2 372 кв.м (ЗУ4), 50 кв.м (ЗУ5), 486 892 кв.м (ЗУ6) на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:3 с сохранением его в измененных границах по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, г. Краснозаводск, категория земель – земли населенных пунктов и об обязании Администрации утвердить схему расположения земельных участков площадью 10 184 кв.м (ЗУ1), 4 203 кв.м (ЗУ2), 4 757 кв.м (ЗУ3), 2 372 кв.м (ЗУ4), 50 кв.м (ЗУ5), 486 892 кв.м (ЗУ6) на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:3 с сохранением его в измененных границах, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, г. Краснозаводск, категория земель - земли населенных пунктов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области, Минмособлимущество, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, АО «Загорская ГАЭС-2», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее – ТУ Росимущества в Московской области).

Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредставление обществом схем расположения всех образуемых частей земельного участка, а именно части земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:3, переходящая после его раздела в ведение общества - :ЗУ7.

В отзыве на кассационную жалобу ПАО «ФГК - РусГидро» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

От Федерального агентства лесного хозяйства поступили письменные пояснения на кассационную жалобу, в которых он доводы кассационной жалобы поддержал.

Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель ПАО «ФГК - РусГидро» с доводами кассационной жалобы не согласился.

Представители Администрации и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Из пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.

Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку оно препятствует обществу в реализации исключительного права на земельный участок, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости; раздел участка направлен на устранение препятствий в пользовании объектов, расположенных на нем, а наличие каких-либо охранных зон не является основанием для отказа в разделе земельного участка, а устанавливает лишь особый порядок использования земельных участков.

Отклоняя доводы Администрации о пересечении спорного земельного участка с границами земель иного назначения, в том числе лесного фонда, суды указали на то, что из заключения кадастрового инженера Науменко М.И., а также из пояснительной записки и пояснений кадастрового инженера следует, что границы участка не пересекают границ территориальных зон, смежных земельных участков, лесничеств, лесопарков, основанием для раздела земельного участка является утвержденная Администрацией Сергиево-Посадского городского округа схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема раздела произведена в соответствии с нормами действующего законодательства.

Стороны правом заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы не воспользовались, в связи с чем заключение кадастрового инженера признано судами надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.

Довод Администрации об отсутствии на схеме расположения земельных участков части земельного участка, условно обозначенной :ЗУ7, также отклонен судом со ссылкой на пункт 6 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», поскольку такая часть земельного участка - :ЗУ7 не образуется.

Относительно ссылки Администрации, приведенной в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, о несоответствии схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, суды указали на то, что указанное основание не было указано Администрацией в качестве основания для отказа ПАО «РусГидро» в утверждение схемы.

Довод о недопустимости формирования одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах также признана судами несостоятельным, поскольку схема расположения земельных участков площадью 10 184 кв.м (ЗУ1), 4 203 кв.м (ЗУ2), 4 757 кв.м (ЗУ3), 2 372 кв.м (ЗУ4), 50 кв.м (ЗУ5), 486 892 кв.м (ЗУ6) на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100137:3 с сохранением его в измененных границах, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, г. Краснозаводск, категория земель – «земли населенных пунктов» не предполагает формирования одного земельного участка из нескольких земельных участков.

При подготовке схемы расположения земельных участков ПАО «РусГидро» не испрашивало земельный участок (:ЗУ7) и не отражала его на схеме расположения земельных участков.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г. по делу № А41-86299/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                         В.В.Кузнецов

                                                                                                          Е.Е.Шевченко