ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-93346/2022 от 12.09.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-15102/2023

г. Москва

18 сентября 2023 года

Дело № А41-93346/22

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Диаковской Н.В.,

судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,

при участии в заседании:

от АО «Мосэнергосбыт» – ФИО1 по доверенности от 16.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании; ФИО2 по доверенности от 16.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;

от АО «Мособлэнерго» – ФИО3 по доверенности от 27.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании;

от ПАО «Россети МР» – представитель не явился, извещено надлежащим образом;

от ООО «МосОблЕИРЦ» – представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Мосэнергосбыт»

на решение Арбитражного суда Московской области

от 26 июня 2023 года по делу № А41-93346/22

по иску акционерного общества «Мосэнергосбыт»

к акционерному обществу «Мособлэнерго»

при участии в деле третьих лиц: публичного акционерного общества «Россети Московский регион» и общества с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр»

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Мосэнергосбыт» (далее - АО «Мосэнергосбыт», истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу «Московская областная энергосетевая компания» (далее - АО «МОЭК», АО «Мособлэнерго», ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии в целях компенсации потерь за октябрь 2019 года в сумме 6 588 208 руб. руб. 44 коп., законной неустойки, рассчитанной за период с 19.11.2019 по 07.10.2023 в сумме 4 006 137 руб. 52 коп. и законной неустойки, рассчитанной с 08.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены публичное акционерное общество «Россети Московский регион» м общество с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр».

Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2023 года по делу № А41-93346/22 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 5 л. д. 191-203).

Не согласившись с данным судебным актом, АО «Мосэнергосбыт» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Дело рассмотрено в отсутствие представителей публичного акционерного общества «Россети Московский регион» и общества с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО «Мосэнергосбыт» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.

Представитель АО «Мособлэнерго» возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей АО «Мосэнергосбыт» и АО «Мособлэнерго», изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО «Мосэнергосбыт» (заказчик) и АО «Мособлэнерго» (исполнитель) заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.06.2007 № 17-4036 (далее - договор оказания услуг), предметом которого является возмездное оказание услуг исполнителем заказчику путем осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через сети исполнителя от точек приема до точек поставки и точек передачи в пределах разрешенной мощности потребителя и оплата заказчиком услуг в порядке, установленном настоящим договором (т. 1 л. д. 18-27).

Также между АО «Мосэнергосбыт» (продавец) и АО «Мособлэнерго» (покупатель) заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.09.2007 № 17-4037 (далее - договор купли-продажи), в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец принимает на себя обязанность продавать, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию в соответствии с условиями договора (т. 1 л. д. 34-35).

04 сентября 2007 года во исполнение договора оказания услуг по передаче электрической энергии между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" заключен договор N 17-3916.

Величина фактических потерь определяется в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2007 N 17-4036.

В соответствии с пунктом 5.1.24 договора оказания услуг, истец ежемесячно, руководствуясь пунктом 3.1 договора, составляет фактический баланс электрической энергии за расчетный период, в порядке и по формам, предусмотренным приложением N 5 к договору.

Согласно пункту 5.1.25 договора оказания услуг (в редакции п. 15 дополнительного соглашения N 1) истец обязуется ежемесячно не позднее, чем через 2 дня после предоставления заказчиком всех необходимых данных, оформлять и представлять заказчику: фактический баланс электрической энергии в сети исполнителя (приложение N 5).

Пунктом 5.1.26 договора оказания услуг (в редакции пункта 15 дополнительного соглашения N 1) установлено, что истец обязан ежемесячно, в течение 2-х рабочих дней с момента подписания заказчиком фактического баланса электрической энергии в сети исполнителя-2 представлять исполнителю-1 для рассмотрения и подписания: фактический баланс электрической энергии по сети исполнителя-2; акт оказания услуг по передаче электрической энергии (приложение N 9 к договору); счет-фактуру в порядке, установленном действующим законодательством; акт сверки расчетов по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии.

При возникновении у одной из сторон разногласий при формировании фактических балансов электроэнергии по сети исполнителя-2, актов оказанных услуг, оплата исполнителем-1 услуг, оказанных исполнителем-2 по договору производится по данным заказчика, а после урегулирования разногласий при необходимости производится перерасчет.

В соответствии с пунктом 5.3.9 договора оказания услуг (в редакции п. 23 дополнительного соглашения N 1) исполнитель-1 (ПАО "МОЭСК") обязан в течение 2 рабочих дней с момента получения от исполнителя-2 фактического баланса электрической энергии по сети исполнителя-2, акта оказания услуг по передаче электрической энергии (приложение N 9.1 к договору), акта сверки расчетов по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать их в неоспариваемой части.

Непредставление или несвоевременное представление исполнителем-1 претензий свидетельствует о согласии исполнителя-1 со всеми положениями, содержащимися в документах (в том числе, актах), представленных исполнителем-2. Пунктом 6.1.11 договора оказания услуг (в редакции пункта 28 дополнительного соглашения N 1), что заказчик (АО "Мосэнергосбыт") обязан рассматривать и подписывать фактические балансы электрической энергии в течение двух дней с момента их предоставления исполнителем-2.

При наличии у заказчика претензий к количеству оказываемых услуг, заказчик подписывает фактический баланс с разногласиями, с указанием неоспариваемой и оспариваемой частей.

Истец указал, что разногласия по объему потерь в сетях ответчика возникли за период октябрь 2019 года в общем объеме 2 027 473 кВт*ч.

Таким образом, стоимость электрической энергии, подлежащей компенсации ответчиком за октябрь 2019 года составляет 6 588208 руб. 44 коп.

Поскольку стоимость электрической энергии, подлежащей компенсации, не была оплачена ответчиком в добровольном порядке, АО «Мосэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Основными положениями и в части допускаемыми названными положениями, указанные отношения сторон регулируются положениями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).

Из статьи 3, пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязан оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442) фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.

Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 года, а именно разделом VI, определен порядок определения потерь в электрических сетях и оплата этих потерь (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 130 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).

Из анализа указанных норм следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях.

В соответствии с пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 50 вышеуказанных Правил установлено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

В соответствии с пунктом 52 Правил потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери только на объемы электрической энергии, не обеспеченные выработкой соответствующей электрической станцией. Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.

В соответствии с пунктом 53 Правил, нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящими Правилами и Методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях.

Из содержания пункта 54 Правил следует, что нормативные потери электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации, с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Как следует из пункта 51 Правил, сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

В предмет доказывания по делам о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потерянной в сетях, входит установление следующих обстоятельств: определение величины (количественного значения) электроэнергии, поступившей в сеть; определение полезного отпуска (величины электроэнергии, вышедшей из сети в смежные сети и потребителям); определение величины потерь, составляющей разность между двумя предыдущими величинами; расчет стоимости потерянной электроэнергии и размер фактически произведенной оплаты.

В соответствии с пунктом 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Как следует из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт" и АО"Мособлэнерго" возникли разногласия по определению (величины) полезного отпуска за октябрь 2019 года по 2 565 бытовыми потребителями коммунальной услуги по электроснабжению общим объемом 2 027 473 кВт*ч стоимостью 6 588 208 руб. 44 коп.

Истец в обоснование заявленных требований указал, что объемы заявленных ответчиком разногласий не могут быть квалифицирован как объем потребления потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, так как подлежат отнесению к фактическим потерям электрической энергии, подлежащим оплате ответчиком. И в материалы дела Истец представил на бумажном носителе: формы 18-физ за февраль 2018 - ноябрь 2019 года, выкопировки по каждой категории, фотоснимки экранов ЛЛК, и пр.

На электронном носителе представлен поточечный реестр, который состоит из 2 565 абонентов, по которому заявлен суммарный объем разногласий за октябрь 2019 года в объеме 2 027 473 кВт*ч с разделением на семь (7) категорий разногласий (соответствующие вкладки сводного реестра с 7.1. - 7.7.):

1)Разногласия по категории «Не учтенные переданные показания АО «Мособлэнерго», общим объемом 1 757 233 кВт*ч стоимостью 5 710 072,39 руб. (23 л/с); по реестру под номером - 7.1.

2) Разногласия по категории «ГСК», общим объемом 110 638 кВт*ч стоимостью 359 514,65 руб. (446 л/с); по реестру под номером - 7.2.

3) Разногласия по категории «Земельных участков без жилого помещения», общим объемом 54 943 кВт*ч стоимостью 178 535,51 руб. (12 л/с); по реестру под номером - 7.3.

4) Разногласия по категории «Замещение нулевых значений на норматив», общим объемом 52 408 кВт*ч стоимостью 170 297,92 руб. (1 177 л/с); по реестру под номером - 7.4.

5) Разногласия по категория «Замещение отрицательных значений на норматив», общим объемом 94 кВт*ч стоимостью 305,45 руб. (17 л/с); по реестру под номером - 7.5.

6) Разногласия по категории «Замещение положительных расходов, меньших норматива, на норматив», общим объемом 886 кВт*ч стоимостью 2 879,09 руб. (871 л/с); по реестру под номером - 7.6.

7) Разногласия по категории «Дачные участки», общим объемом 1 095 кВт*ч стоимостью 3 558,17 руб. (19 л/с); по реестру под номером - 7.7.

АО «Мособлэнерго» с заявленными требованиями не согласился, представил письменные объяснении № 1, № 2 с документами в обоснование своей позиции.

АО "Мосэнергосбыт" представил письменное мнение на письменные объяснения ответчика.

Разногласия по категории «Не учтенные переданные показания АО«Мособлэнерго» по 23 лицевым счетам; по реестру под номером - 7.1.

Потребитель ФИО4, по прибору учета № 5031864, расположенного по адресу: <...>.

23 октября 2019 года сотрудниками АО «Мособлэнерго» произведено дистанционное снятие показаний приборов учета с помощью электронной системы АИИС КУЭ, выгрузка показаний прибора учета представлена в материалы дела, согласно которым показания составили - 86 070 кВт/ч.

Письмом АО «Мособлэнерго» от 25.10.2019 № 5540 снятые показания прибора учета переданы в адрес АО «Мосэнергосбыт», полученные в тот же день, что подтверждается оттиском штампа о приеме с присвоением входящего номера.

АО «Мособлэнерго» указало АО «Мосэнергосбыт» на необходимость использования переданных показаний приборов учета при расчете объема полезного отпуска за октябрь 2019 года.

Однако, согласно выписке из отчетной формы 18-физ в отношения потребителя ФИО4, Истец указал иные показаний прибора учета - 84 000 кВт/ч.

Разница составила 2070 кВт*ч.

Потребитель ФИО5, по прибору учета № 4281813, расположенного по адресу: <...>.

23 октября 2019 года сотрудниками АО «Мособлэнерго» произведено дистанционное снятие показаний приборов учета с помощью электронной системы АИИС КУЭ, выгрузка показаний прибора учета представлена в материалы дела, согласно которым показания составили 64 187 кВт/ч.

Письмом АО «Мособлэнерго» от 25.10.2019 № 5540 снятые показания прибора учета переданы в адрес АО «Мосэнергосбыт», полученные в тот же день, что подтверждается оттиском штампа о приеме с присвоением входящего номера.

АО «Мособлэнерго» указало АО «Мосэнергосбыт» на необходимость использования переданных показаний приборов учета при расчете объема полезного отпуска за октябрь 2019 года.

Однако, согласно выписке из отчетной формы 18-физ в отношения потребителя ФИО5, Истец указал иные показаний прибора учета - 60 000 кВт/ч.

Разница составила 4 187 кВт*ч.

Потребитель ФИО6, по прибору учета № 11441096, расположенного по адресу: <...>.

23 октября 2019 года сотрудниками АО «Мособлэнерго» произведено дистанционное снятие показаний приборов учета с помощью электронной системы АИИС КУЭ, выгрузка показаний прибора учета представлена в материалы дела, согласно которым показания составили - 69 690 кВт/ч.

Письмом АО «Мособлэнерго» от 25.10.2019 № 5540 снятые показания прибора учета переданы в адрес АО «Мосэнергосбыт», полученные в тот же день, что подтверждается оттиском штампа о приеме с присвоением входящего номера.

АО «Мособлэнерго» указало АО «Мосэнергосбыт» на необходимость использования переданных показаний приборов учета при расчете объема полезного отпуска за октябрь 2019 года.

Однако, согласно выписке из отчетной формы 18-физ в отношения потребителя ФИО6, Истец указал иные показаний прибора учета - 22 10 кВт/ч.

Разница составила 47 590 кВт*ч.

Потребитель ФИО7, прибор учета № 3313648, расположенный по адресу: <...>

23 октября 2019 года сотрудниками АО «Мособлэнерго» произведено дистанционное снятие показаний приборов учета с помощью электронной системы АИИС КУЭ, выгрузка показаний прибора учета представлена в материалы дела, согласно которым показания составили - 5 562 кВт/ч.

Письмом АО «Мособлэнерго» от 25.10.2019 № 5540 снятые показания прибора учета переданы в адрес АО «Мосэнергосбыт», полученные в тот же день, что подтверждается оттиском штампа о приеме с присвоением входящего номера.

Однако, согласно выписке из отчетной формы 18-физ в отношения потребителя ФИО7, Истец указал иные показаний прибора учета - 551 кВт/ч.

Разница составила 5011 кВт*ч.

Потребитель ФИО8, прибор учета № 5024876, расположенный по адресу: <...>.

23 октября 2019 года сотрудниками АО «Мособлэнерго» произведено дистанционное снятие показаний приборов учета с помощью электронной системы АИИС КУЭ, выгрузка показаний прибора учета представлена в материалы дела, согласно которым показания составили - 92 741 кВт*ч.

Письмом АО «Мособлэнерго» от 25.10.2019 № 5540 снятые показания прибора учета переданы в адрес АО «Мосэнергосбыт», полученные в тот же день, что подтверждается оттиском штампа о приеме с присвоением входящего номера.

АО «Мособлэнерго» указало АО «Мосэнергосбыт» на необходимость использования переданных показаний приборов учета при расчете объема полезного отпуска за октябрь 2019 года.

Однако, согласно выписке из отчетной формы 18-физ в отношения потребителя ФИО8,Истец указал иные показаний прибора учета - 91 500 кВт/ч.

Разница составила 1 241 кВт*ч.

Таким образом, по разногласиям по категории «Не учтенные переданные показания по 23 лицевым счетам, требования документально не подтверждены. Оснований для использования Истцом отрицательного объема потребления электрической энергии вышеуказанным потребителями, не представлено.

Разногласия по категории «ГСК» (гаражи) по 446 л/с; по реестру под номером - 7.2.

Истец пояснил, что с АО "Мосэнергосбыт" заключены прямые договоры энергоснабжения, с потребителями по данной категории разногласий, данные потребители являются собственниками гаражей на территории гаражно- строительных кооперативов, и именно данные гаражи являются точками поставки электрической энергии, по которым возникли разногласия.

Расчет Истцом производился на основании переданных показаний, а при их отсутствии в порядке пункта 59 Правил № 354.

К представленным Истцом в обоснование заявленных требований по данной категории потребителей документам, суд относится критически, поскольку «история показаний» в виде фотоснимков экранов ЛЛК, формы 18-физ, обходные листы, акты и другие документы, не являются доказательствами заявленного объема потребления спорными потребителями, в условиях, отсутствия первичных учетных документов, актов снятия показаний.

По ряду потребителей Истцом представлены электронные файлы «15.33», содержащие информацию в табличной форме о показаниях расчетного прибора учета.

Указанные электронные файлы не содержат подписей лиц, снявших показания прибора учета и подписей потребителей.

Представленные в материалы дела договоры энергоснабжения, заключенные между Истцом и ГК «Восточный», ГСК «Автомобиль», ГСК «Волга», ГСК «Москвич», ГСК «Центральный», к настоящему спору отношения не имеют.

Таким образом, по разногласиям категории «ГСК», требования документально не подтверждены.

Разногласия по категории «Земельные участки без жилых помещений» в отношении 12 потребителей - физических лиц (12 л/с); по реестру под номером - 7.3.

Заявлено 12 граждан - потребителей, при этом, в отношении 7 граждан - потребителей истцом документы не представлены.

К представленным истцом в обоснование заявленных требований по данной категории потребителей документам, суд относится критически, поскольку фотоснимки экранов ЛЛК, выкопировки, формы 18- физ, обходные листы и другие не являются доказательствами заявленного объема потребления спорными потребителями, в условиях, отсутствия первичных учетных документов, актов снятия показаний.

Более того, составленные рукописно Акты снятия показаний приборов учета (обходные листы) по потребителям ФИО9, ФИО10, составленные, не содержат сведений о лицах, присутствовавших при составлении акта, их подписей, сведений о лице, составившего акт.

Таким образом, по разногласиям 7 категории «Земельные участки без жилого помещения», требования документально не подтверждены.

По категории «Замещение нулевых значений на норматив», по 1 177 л/с; по реестру под номером - 7.4.

Истцом представлено только 95 фотоснимков экрана ЛЛК в отношении граждан - потребителей, из общего - 1 177 л/с.

При этом представленные истцом документы не подтверждают и не раскрывают почему истцом в формах 18-ФИЗ проставлены нулевые (0 кВт.ч) объемы в отсутствии показаний приборов учета граждан - потребителей.

К представленным истцом в обоснование заявленных требований по данной категории потребителей документам, суд относится критически, поскольку фотоснимки экранов ЛЛК, выкопировки, формы 18-физ, обходные листы, счета на оплату и другие не являются доказательствами заявленного объема потребления спорными потребителями, в условиях, отсутствия первичных учетных документов - актов снятия показаний, являющихся исходными данными для расчета потребленной электроэнергии.

Таким образом, по разногласиям 7.4 - «Замещение нулевых значений на норматив», требования документально не подтверждены.

Разногласия по категории «Замещение отрицательных значений на норматив», в отношении 17 потребителей - физических лиц; по реестру под номером - 7.5.

Разногласия возникли в отношении 17 потребителей - физических лиц из - за выставления отрицательных показаний потребления электрической энергии.

Между тем, в отношение 8 граждан - потребителей документы истцом не представлены.

По потребителям ФИО11, ФИО12, ФИО13 представлены акты внеплановой проверки приборов учета.

В соответствии с пунктом 172Основных положений № 442, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки (абзац 3 пункта 172 Основных положений N 442).

Однако такое соглашение между истцом и ответчиком не заключалось.

В нарушение пункта 172 Основных положений № 442 (в редакции от 22.06.2019, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), представитель сетевой организации - Ответчика, для участия в проведении проверки не привлекался, Истец не имел полномочий для самостоятельного проведения подобных проверок.

Из актов следует, что проверки были внеплановые.

В соответствии с пунктом 170Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Абзац 10 пункта 170Основных положений содержит основания для проведения внеплановой проверки приборов учета.

Согласно абзаца 15 пункта 170Основных положений N 442, внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

Следовательно, внеплановые проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным пунктом 170 Основных положений № 442 и с обязательным извещением заинтересованных лиц.

Однако, документов, подтверждающих наличие оснований для проведения внеплановой проверки, Истцом в материалы дела не представлено, доказательства извещения сетевой организации о проведении внеплановой проверки вышеуказанных потребителей в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, составленные рукописно акты снятия показаний приборов учета (обходные листы) по потребителям ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО17, не содержат сведений о лицах, присутствовавших при составлении акта, их подписей, сведений о лице, составившего акт.

Таким образом, указанные акты не могут быть приняты в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, поскольку составлены с грубыми нарушениями действующего законодательства РФ.

К представленным фотоснимкам экранов ЛЛК в отношении потребителей ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО16, ФИО17, ФИО13, счетам на оплату, суд относится критически, поскольку достоверность указанных данных проверить не представляется возможным, в условиях, отсутствия первичных учетных документов - актов снятия показаний, являющихся исходными данными для расчета потребленной электроэнергии.

Таким образом, по разногласиям 7.5. - «Замещение отрицательных значений на норматив» требования документально не подтверждены.

6) Разногласия по категории «Замещение положительных расходов, меньших норматива, на норматив», по 871 л/с; по реестру под номером - 7.6.

Разногласия заявлены по 871 потребителю, из них по 781 документов Истцом не представлено.

Ответчик пояснил, указанные разногласия между сторонами возникли в связи с представлением заниженных показаний, что следует из выписки из отчетных форм «18-физ» за период с июня 2019 года по сентябрь 2019 года.

Пример, по прибору учета № 80800371662 в период с июня по сентябрь 2019 года ежемесячного истцом формировался полезный отпуск равный 2 кВт*ч в отношении потребителя - ФИО21; по прибору учета № 154674 ежемесячно формировался полезный отпуск равный 12 кВт*ч в отношении потребителя ФИО22; что явно недостоверно, соответственно, объем потребления электрической энергии занижен.

Истцом в отношении ряда потребителей представлены акты внеплановой проверки приборов учета.

В соответствии с пунктом 172Основных положений № 442, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки (абзац 3 пункта 172 Основных положений N 442).

Однако такое соглашение между истцом и ответчиком не заключалось.

В нарушение пункта 172 Основных положений № 442 (в редакции от 22.06.2019 действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), представитель сетевой организации - Ответчика, для участия в проведении проверки не привлекался, Истец не имел полномочий для самостоятельного проведения подобных проверок.

Из актов следует, что проверки были внеплановые.

В соответствии с пунктом 172Основных положений № 442, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки (абзац 3 пункта 172 Основных положений N 442).

Однако такое соглашение между истцом и ответчиком не заключалось.

В нарушение пункта 172 Основных положений № 442 (в редакции от 22.06.2019 действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), представитель сетевой организации - ответчика, для участия в проведении проверки не привлекался, истец не имел полномочий для самостоятельного проведения подобных проверок.

Из актов следует, что проверки были внеплановые.

В соответствии с пунктом 170Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Абзац 10 пункта 170Основных положений содержит основания для проведения внеплановой проверки приборов учета.

Согласно абзаца 15 пункта 170Основных положений N 442, внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

Следовательно, внеплановые проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным пунктом 170 Основных положений № 442 и с обязательным извещением заинтересованных лиц.

Однако документов, подтверждающих наличие оснований для проведения внеплановой проверки, истцом в материалы дела не представлено, доказательства извещения сетевой организации о проведении внеплановой проверки вышеуказанных потребителей в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, составленные рукописно акты снятия показаний приборов учета (обходные листы), не содержат сведений о лицах, присутствовавших при составлении акта, их подписей, сведений о лице, составившего акт.

Таким образом, указанные акты не могут быть приняты в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, поскольку составлены с грубыми нарушениями действующего законодательства РФ.

К представленным по данной категории - фотоснимкам экранов ЛЛК счетам на оплату, суд относится критически, поскольку достоверность указанных данных проверить не представляется возможным, в условиях, отсутствия первичных учетных документов - актов снятия показаний, являющихся исходными данными для расчета потребленной электроэнергии.

Таким образом, по разногласиям 7.6. - «Замещение положительных расходов, меньших норматива, на норматив», требования документально не подтверждены.

Разногласия по категории «Дачные участки» по 19 л/с; по реестру под номером - 7.7.

К представленным истцом в обоснование заявленных требований по данной категории потребителей документам, суд относится критически, поскольку фотоснимки экранов ЛЛК, выкопировки, формы 18-физ, обходные листы, счета на оплату и другие не являются доказательствами заявленного объема потребления спорными потребителями, достоверность указанных данных проверить не представляется возможным, в условиях, отсутствия первичных учетных документов - актов снятия показаний, являющихся исходными данными для расчета потребленной электроэнергии.

Кроме того, из договора энергоснабжения от 20.12.2006 № 99926245, заключенный между истцом и СТ «Рассвет», не усматриваются согласованные сторонами «особенного» расчета электрической энергии, отличного от установленных законом требований и условий договора. Дополнительное соглашение к договору подписано сторонами - 14.06.2022, то есть, по истечении длительного периода времени после возникновения спорных разногласий.

При этом надлежащих доказательств наличия оснований для вычета объемов поставленных в адрес потребителей - физических лиц, из общего потребления объединений садоводов и дачников не представлено.

Таким образом, по разногласиям 7.7. - «Дачные участки», требования документально не подтверждены.

Как следует из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт", АО "Мособлэнерго" и ПАО "Россети Московский регион" заключен трехсторонний договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2008 № 17-4036.

Между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.09.2007 N 17-4037.

Во исполнение договора оказания услуг по передаче электрической энергии между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" заключен договор от 04.09.2007 N 17-3916.

Величина фактических потерь определяется в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2007 N 17-4036.

В соответствии с пунктом 5.1.24 договора оказания услуг, истец ежемесячно, руководствуясь пунктом 3.1 договора, составляет фактический баланс электрической энергии за расчетный период, в порядке и по формам, предусмотренным приложением N5 к договору.

Согласно пункту 5.1.25 договора оказания услуг (в редакции п. 15 дополнительного соглашения N 1) истец обязуется ежемесячно не позднее, чем через 2 дня после предоставления заказчиком всех необходимых данных, оформлять и представлять заказчику: фактический баланс электрической энергии в сети исполнителя (приложение N 5).

В силу пункта 5.1.26 договора оказания услуг (в редакции пункта 15 дополнительного соглашения N 1), истец обязан ежемесячно, в течение 2-х рабочих дней с момента подписания заказчиком фактического баланса электрической энергии в сети исполнителя-2 представлять исполнителю-1 для рассмотрения и подписания: фактический баланс электрической энергии по сети исполнителя-2; акт оказания услуг по передаче электрической энергии (приложение N 9 к договору); счет-фактуру в порядке, установленном действующим законодательством; акт сверки расчетов по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии.

При возникновении у одной из сторон разногласий при формировании фактических балансов электроэнергии по сети исполнителя-2, актов оказанных услуг, оплата исполнителем-1 услуг, оказанных исполнителем-2 по договору производится по данным заказчика, а после урегулирования разногласий при необходимости производится перерасчет.

В соответствии с пунктом 5.3.9 договора оказания услуг (в редакции п. 23 дополнительного соглашения N 1) исполнитель-1 (ПАО "МОЭСК") обязан в течение 2 рабочих дней с момента получения от исполнителя-2 фактического баланса электрической энергии по сети исполнителя-2, акта оказания услуг по передаче электрической энергии (приложение N 9.1 к договору), акта сверки расчетов по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать их в неоспариваемой части.

Непредставление или несвоевременное представление исполнителем-1 претензий свидетельствует о согласии исполнителя-1 со всеми положениями, содержащимися в документах (в том числе, актах), представленных исполнителем-2. Пунктом 6.1.11 договора оказания услуг (в редакции пункта 28 дополнительного соглашения N 1), что заказчик (ПАО "Мосэнергосбыт") обязан рассматривать и подписывать фактические балансы электрической энергии в течение двух дней с момента их предоставления исполнителем-2.

При наличии у заказчика претензий к количеству оказываемых услуг, заказчик подписывает фактический баланс с разногласиями, с указанием неоспариваемой и оспариваемой частей.

Также, между сторонами 25.09.2021 подписан Регламент взаимодействия АО"Мособлэнерго" и АО "Мосэнергосбыт" по снятию и направлению информации о показаниях приборов учета потребителей - физических лиц для загрузки в базу данных и оперативного урегулирования возникающих разногласий по объемам оказанных услуг по передаче электрической энергии и компенсации потерь электроэнергии (далее - регламент).

В соответствии с пунктом 3.4 Регламента, ежеквартально в срок до 5 рабочего дня первого месяца очередного квартала АО "Мосэнергосбыт" (далее - МЭС) формирует и направляет в АО «Мособлэнерго» адресный список потребителей - ФЛ, с указанием имеющихся в распоряжении МЭС сведений о количестве лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, количестве помещений в ИЖС/МКД, информацию о квартирах/домах, оборудованных газовыми плитами.

Список формируется по форме приложения N 5 к регламенту "Сведения о количестве проживающих, количестве помещений, о наличии газовых плит" и направляется на согласованные сторонами адреса электронной почты, а также дублируется посредством направления через систему электронного документооборота Московской области в течение 2 рабочих дней со дня направления по электронной почте.

В приложении N 5 к Регламенту имеются столбцы N 5 о количестве проживающих, N 6 о количество помещений, N 7 об оборудовании газовыми/электрическим плитами.

Как следует из материалов дела, между сторонами возникли разногласия по определению (величины) полезного отпуска за октябрь 2019 года по 2 565 бытовыми потребителями коммунальной услуги по электроснабжению общим объемом 2 027 473 кВт*ч стоимостью 6 588 208 руб. 44 коп.

В октябре 2019 года АО «Мосэнергосбыт» в отношении 2 565 граждан - потребителей в Московской области начислен полезный отпуск без представления показаний приборов учета, при этом по части граждан - потребителей АО «Мосэнергосбыт» начислены объемы с «минусовыми значениями», «нулевыми значениями» или «неверными значениями», что на 2 027 473 кВт/ч меньше объема потребленной электроэнергии, рассчитанного по нормативам потребления коммунальной услуги, по которому должен производиться расчет в случае отсутствия показаний приборов учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), который подлежит применению к отношениям в силу пункта 13 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет полезного отпуска АО «Мосэнергосбыт» по спорным потребителям является необоснованным, так как расчет объема потребления исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в силу пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) применяется не более 3-х месяцев.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 указанных Правил № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно пункту 60 Правил № 354, по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил № 354, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Пунктом 42 Правил № 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 приложения № 2 Правил № 354) по формуле:

Pi = ni x Nj x Ткр, где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;

Nj - норматив потребления коммунальной услуги;

Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответчик определил объем потребления электроэнергии граждан- потребителей, для случаев непредставление потребителем коммунальной услуги показаний приборов учета исполнителю более трех расчетных периодов подряд, на основании нормативов потребления.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 № 162-РВ приложением N 2 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях.

При этом при расчете потребления АО «Мособлэнерго» использовало минимальные значения норматива потребления 94 кВт*ч для жилых помещений.

В связи с тем, что АО «Мосэнергосбыт» в реестре полезного отпуска физическим лицам за октябрь 2019 года по 2 565 потребителям представлены либо «нулевые» либо «неверные» либо «минусовые» начисления полезного отпуска более 3-х месяцев, АО «Мособлэнерго» произвело расчет объема потребления электроэнергии в жилых помещениях исходя из нормативов потребления электроэнергии и доначислило полезный отпуск в размере 2 027 473 кВт.ч.

Таким образом, ответчик правомерно определил объем потребления электроэнергии в порядке, установленном пп. "б" п. 59, п. 60 Правил N 354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета - начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42Правил N 354).

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 59ППКУ Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а"и "в" пункта 59настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60Правил N 354).

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43настоящих Правил.

В силу абзаца 2 пункта 42Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В соответствии с формулой 4Приложения N 2 к Правилам N 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42Правил N 354 определяется по формуле 4:

Pi = ni x Nj x Ткр, где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j -й коммунальной услуги;

Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с третьим абзацем пункта 162Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, многоквартирных домов (с распределением по каждому дому). В отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах.

Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правиламипредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива или сетевой организации.

Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номерах помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правиламипредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", для случаев непредставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета. По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней представляет ей копии документов (в том числе в виде электронных документов), подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях многоквартирных домов, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.

Таким образом, АО "Мособлэнерго" (ответчик), как сетевая организация, обязано определять объем полезного отпуска электрической энергии, в случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо помещении в многоквартирном доме или в жилом доме в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком, предусмотренным ПравиламиN 354.

Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность Истца предоставлять Ответчику не только формы 18-физ (в которых сведения указаны Истцом и могут содержать недостоверную информацию), но и копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах.

В спорный период прием и снятие показаний приборов учета возлагались на гарантирующего поставщика в силу Основных положенийN 442, а также специальных норм ПравилN 354. Соответственно, на Истца возлагается бремя доказывания объемов, указанных им в формах 18-физ.

При расчете объема потребленной электроэнергии гарантирующий поставщик руководствуется либо показаниями приборов учета, либо производит расчет по среднемесячному потреблению или по нормативу.

Сведения об объемах полезного отпуска представляются Истцом Ответчику по форме приложений N 5, 5.1, 7 к договору. Приложение N 5 представляется на бумажном носителе до окончания 7 дня месяца, следующего за расчетным.

Указанные приложения помимо иных обязательных данных содержат графу "показания приборов учета".

Вместе с тем, судом установлено, что переданные Ответчиком Истцу показания приборов учета, не приняты последним в качестве показаний и при формировании баланса указаны иные, отличные от представленных, показания по категории «Не учтенные переданные показания АО «Мособлэнерго»

Согласно пункту 185 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) на основании определенных объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.

В соответствии с пунктом 186 Основных положений N 442 каждая сетевая организация за расчетный период составляет баланс электрической энергии, который содержит показатели, указанные в пункте 185 настоящего документа.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства, обязанность по определению объема оказанных услуг и соответствующего расчета потерь электрической энергии возложена на Ответчика, который является сетевой организацией, в связи с чем, надлежащим подтверждением объема заявленных Истцом потерь, является баланс, оформленный как со стороны Ответчика, так и со стороны Истца.

Указанные доначисленные объемы Ответчик включил в баланс в порядке пунктов 136, 185, 186Правил N 442, которыми предусмотрена обязанность Ответчика как сетевой организации определять объемы полезного отпуска и потерь и составлять балансы.

При этом по части граждан Истцом начислены объемы с «минусовыми значениями», «нулевыми значениями» или «неверными значениями», что значительно меньше объема потребленной электроэнергии, рассчитанного по нормативам потребления коммунальной услуги, по которому должен производиться расчет в случае отсутствия показаний приборов учета.

Ответчик, установив вышеуказанные нарушения, осуществил доначисление спорного полезного отпуска в порядке, предусмотренном п. 13, п. 42, п. 59, п. 60 Правил № 354, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из минимальных значений норматива потребления 94 кВт*ч, в порядке пункта 166Правил N 442, по показаниям приборов учета за предыдущий период.

Таким образом, Истцом не представлены первичные учетные документы, отражающие показания приборов учета электрической энергии в спорные периоды снятия показаний, необходимые для определения объема электрической энергии, отпущенной абонентам за спорный период, являющиеся исходными данными для расчета потребленной электроэнергии.

Истцом не представлены по каждой спорной точке поставки электрической энергии:

1) акты проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей (в соответствии с требованиями пунктов 61, 82 - 85 Правил № 354);

2) документы, подтверждающие передачу показаний приборов учета потребителями (составленные в соответствии с требованиями пп. к (1)) п. 33 Правил № 354);

3) платежные документы для оплаты потребленной электроэнергии, подготовленные и направленные Истцом потребителям для оплаты электроэнергии, потребленной ими в период, в котором был произведен перерасчет (составленные в соответствии с требованиями с п. 67, 69 Правил № 354);

4) платежные документы за предыдущие периоды, подтверждающие правомерность перерасчета, произведенного АО «Мосэнергосбыт» в отношении потребителей (составленные в соответствии с требованиями п. 69 Правил № 354, а также порядком, установленным в разделе VI Правил № 354 и приложении № 2 к ним);

5) требования о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомления о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю в спорный период (составленные в соответствии с требованиями п. 61 Правил № 354).

Представленный истцом реестр потребителей ООО «МосОблЕИРЦ» не может быть принят судом во внимание, поскольку дублирует объемы показаний истца и не является доказательством величины фактических потерь.

При изложенных обстоятельствах истец не представил в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих документально, что объем 2 027 473 кВт*ч электрической энергии стоимостью 6 588 208 руб. 44 коп. потребленной 2 565 бытовыми потребителями за октябрь 2019 года является объемом (величиной) фактических потерь.

Истец неверно определил объем полезного отпуска по спорным потребителям, что привело к неверному определению объема фактических потерь по договору купли - продажи электрической энергии от 01.09.2007 № 17-4037.

Доначисления, а впоследствии разногласия были сформированы АО«Мособлэнерго» обоснованно, поскольку истцом неправомерно начислены объемы с минусовыми показаниями, с нулевыми показаниями, а также неверными показаниями.

Таким образом, истец не доказал совокупность обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам о взыскании задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии.

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, от 13.05.14 N 1446/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.14 N 309-ЭС14-923, от 09.10.15 N 305-КГ15-5805, сторона процесса вправе представить в подтверждение своих требований или возражений определенные доказательства, которые могут быть признаны судом минимально достаточными для подтверждения обстоятельств, на которые ссылается такая сторона, при отсутствии их опровержения другой стороной спора (доказательства prima facie). При этом нежелание второй стороны представить доказательства, подтверждающие ее возражения и опровергающие доводы первой стороны, представившей доказательства, должно быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент.

Исходя из принципа состязательности, подразумевающего, в числе прочего, обязанность раскрывать доказательства, а также сообщать суду и другим сторонам информацию, имеющую значение для разрешения спора, нежелание стороны опровергать позицию процессуального оппонента должно быть истолковано против нее (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757(2,3)).

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.

Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2023 года по делу № А41-93346/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Диаковская

Судьи

Н.В. Марченкова

Н.А. Панкратьева