ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-93852/2022 от 25.01.2024 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

29 января 2024 года Дело № А41-93852/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Гречишкина А.А., Нагорной А.Н.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 по дов. от 25.04.2023,

от ответчика: ФИО2 по дов. от 11.12.2023, ФИО3 по дов. от 05.03.2022,

от ООО «ТБСС»: ФИО2 по дов. от 06.10.2022,

от Министерства культуры Российской Федерации: неявка уведомлен,

от ФИО4: не явился, извещен,

от ООО «АРТ-Курьер»: не явился, извещен;

рассмотрев 25 января 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Домодедовской таможни

на решение от 20 июня 2023 года

Арбитражного суда Московской области,

на постановление от 26 октября 2023 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Антик Трейд»

к Домодедовской таможне

об оспаривании решения,

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ТБСС»,

общество с ограниченной ответственностью «АРТ-Курьер»,

Министерство культуры Российской Федерации,

ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Антик Трейд» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным Решения от 18.10.2022 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/181219/0367024 и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2023 года признано незаконным и отменено решение от 18.10.2022 г., принятое Домодедовской таможней о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/181219/0367024.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 года, решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2023 года оставлено без изменения.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Домодедовской таможни, в которой ответчик просит суд округа решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.01.2024 по 25.01.2024.

Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда после перерыва, поддержали свои доводы и возражения.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенные представители третьих лиц не явились, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменный отзыв, дополнения к отзыву и письменные объяснения представлены в материалы дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2023 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 года по делу № А41-93852/2022 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Как усматривается из материалов дела, Общество, действуя при содействии таможенного представителя ООО «ТБСС», по авианакладной N 020-22332122 на территорию Российской Федерации ввезло товары: 1) картина «Вид на АЮ-Даг на закате», ФИО5 (1817-1900), 1863 г., холст, масло, 59 x 77, в раме 75 x 91,5см», 2) картина «Ялтинская бухта, вид на гору Могаби и Ай-Петри», ФИО5 (1817 - 1900), 1890-е годы, доска, холст, масло, 20 x 24 см, в раме 32 x 35,5 см.

В целях таможенного оформления товара подана ДТ N 10005030/181219/0367024, со ставкой НДС - 0%.

В качестве подтверждающих применение преференции документов обществом представлено Экспертное заключение от 17.12.2019 N 417-88, согласно которого исследуемые предметы относятся к культурным ценностям.

На основании статьи 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проведена таможенным органом проведена проверка таможенной декларации и документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней.

По результатам проверки составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 14.10.2022 N 10002000/210/141022/А000098, согласно которого экспертом ФИО4 визуальный осмотр и идентификация проверяемых товаров перед оформлением и выдачей экспертного заключения не проводились.

Решением от 18.10.2022 г. в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/181219/0367024, внесены изменения, в предоставлении преференции обществу отказано.

Не согласившись решением таможенного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из обстоятельств того, что в качестве документов, подтверждающих наличие налоговой льготы, декларантом представлено Экспертное заключение от 17.12.2019 N 417-88, согласно которого картины «Вид на АЮ-Даг на закате» и «Ялтинская бухта, вид на гору Могаби и Ай-Петри», написанные ФИО5, относятся к предметам культурной ценности особого значения, в Экспертном заключении от 17.12.2019 N 417-88 отражено, что при проведении экспертизы использовался метод визуального и сравнительного анализа, а также рулетка измерительная и лупа просмотровая, к экспертному заключению приложены фотографии картин, даны ссылки на подписи на кириллице с лицевой части картин, а также с их оборота, хотя фотографии к заключению сделаны только с лицевой стороны, что указывает на то, что фактически визуальный осмотр картин экспертом осуществлялся, из представленных Пояснений от 03.05.2023 Исх. N 030523- П-1 ООО «Арт-Курьер» следует, что в рамках организации оказания услуг эксперта по культурным ценностям по завершении авиаперевозки ООО «АРТ-Курьер» обеспечил приезд аттестованного Минкультуры России эксперта ФИО4 в грузовой терминал аэропорта Домодедово и уполномочил работника ФИО6, что подтверждается доверенностью от 14.01.2019 N 140119-Д осуществлять координацию оказания транспортно-экспедиционных услуг, под которыми понимаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов, ФИО6 также была уполномочена выполнять функции грузоотправителя при доставке груза из аэропорта Домодедово на склад ООО «АРТ-Курьер», что подтверждается транспортной накладной (прилагается).

В 2019 году проход экспертов Министерства культуры Российской Федерации на территорию склада Домодедово Карго осуществлялся без оформления разовых пропусков, так как электронная система оформления пропусков и электронная система учета прохода посетителей в Домодедово Карго в декабре 2019 года не функционировала, что подтверждается сведениями, предоставленными ООО «Домодедово Карго», по завершении таможенного оформления груз, оклеенный брендированным скотчем ООО «АРТ-Курьер», был помещен в транспортное средство перевозчика ООО «ТБСС» в соответствии с транспортной накладной (прилагается) для дальнейшей транспортировки на склад ООО «АРТ-Курьер» и доставки получателю ООО «АнтикТрейд».

Суды пришли к выводу, что сам по себе факт отсутствия оформленного пропуска на склад СВХ и возможное нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 N 1606 при совокупности полученных в ходе рассмотрения настоящего дела доказательств, не свидетельствует об отсутствии фактического смотра объекта культурных ценностей экспертом, согласно представленных ООО «Арт Курьер» письмом от 03.05.2023 года исх. N 030523-П-1 в материалы судебного дела сведений, в 2019 году проход экспертов Министерства культуры Российской Федерации на территорию склада «Домодедово Карго» осуществлялся без оформления разовых пропусков, так как электронная система оформления пропусков и электронная система учета прохода посетителей в Домодедово Карго в декабре 2019 года не функционировала (том N 2, л.д. 95-97).

В то же время судами не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.

В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.

При помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию, под таможенную процедуру используется декларация на товары, в которой подлежат указанию сведения согласно статье 106 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 5 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.

По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

В декларации на товары должны быть указаны сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (подпункт 5 пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 150 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 Кодекса, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Положения указанного подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.

Представление такого заключения является достаточным основанием для применения льготы.

Правила проведения экспертизы культурных ценностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» (далее - Правила проведения экспертизы).

Пунктом 2 Правил проведения экспертизы установлено, что Правила применяются в отношении: а) заявленных в качестве культурных ценностей движимых предметов, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;

б) культурных ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства их обратного ввоза, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза, за исключением культурных ценностей, указанных в пункте 11 статьи 11.2 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - культурные ценности, возвращенные после временного вывоза);

в) культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию;

г) культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза;

д) культурных ценностей, незаконно ввезенных и незаконно вывезенных и задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - задержанные культурные ценности).

Экспертиза проводится на территории Российской Федерации: по месту хранения объектов экспертизы; по месту нахождения заказчика экспертизы; по месту нахождения эксперта (пункт 7 Правил проведения экспертизы культурных ценностей).

Положение статьи 26.1 (раздел III «Ввоз и временный ввоз культурных ценностей») Закона № 4804-1 содержит требование к проведению экспертизы ввозимых движимых предметов, согласно которому доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом удостоверения эксперта по культурным ценностям.

Данное требование закона напрямую связано с необходимостью идентификации ввезенных иностранных товаров и установления факта отнесения (не отнесения) их к культурным ценностям, которые претендуют на освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 150 НК РФ.

На основании статей 319, 414 ТК ЕАЭС, статьи 357 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) склад временного хранения является зоной таможенного контроля с обустроенным контрольно-пропускным пунктом с целью обеспечения сохранности товаров, исключения доступа к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров и не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями) без разрешения таможенного органа, а также обеспечения возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Согласно пунктам 23, 24 статьи 217 Федерального закона № 289-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Порядок выдачи (отказа в выдаче) указанного в части 23 настоящей статьи разрешения таможенного органа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларанту предоставлено право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции (подпункт 1), привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах (подпункт 6).

На основании пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с ТК ЕАЭС применять определённые меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в том числе осуществлять таможенное наблюдение.

Согласно статье 349 ТК ЕАЭС должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу ЕАЭС и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.

Из вышеуказанных положений закона следует, что доступ эксперта (иных лиц) на склад временного хранения являющийся зоной таможенного контроля без оформления пропуска и без разрешения таможенных органов исключён.

Согласно Реестру объектов транспортной инфраструктуры, который ведет Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации, «Здание международного грузового терминала» (территория Аэропорт «Домодедово», стр.7, г. Домодедово) является объектом транспортной инфраструктуры (регистрационный номер ОИН0000698, дата внесения в реестр 03.11.2012), которое включает в себя, в том числе территорию склада временного хранения (зону таможенного контроля) ООО «Домодедово Карго» (субъекта транспортной инфраструктуры).

В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных. Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Действующим в период декларирования (в 2019 году) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» утверждены правила организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее - Правила).

Пунктами 2, 5, 17, 18, 20 Правил были регламентированы требования, касающиеся выдачи и действия постоянных, временных/разовых пропусков и сроков их хранения.

Установленные Правила исключают допуск физических лиц на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (в том числе в зону таможенного контроля) без оформления соответствующего пропуска.

Из письма ООО «ДОМОДЕДОВО СЕКЬЮРИТИ» от 10.05.2023 (том 3 л.д. 1-3), направленного в ответ на запрос Домодедовской таможни от 18.04.2023 (том 2 л.д. 149 - 150) следует, что отсутствует информация о выдаче эксперту ФИО4 пропуска на склад временного хранения ООО «Домодедово Карго», в связи с истечение срока хранения заявок на выдачу пропусков, журналов учета выданных пропусков.

Как указывает кассатор, вышеизложенными правовыми нормами опровергаются выводы судов, основанные на объяснениях третьих лиц по делу ООО «ТБСС», ООО «Арт-Курьер», эксперта ФИО4 о том, что в 2019 проход экспертов Министерства культуры РФ на территорию склада ООО «Домодедово Карго» осуществлялся без оформления разовых пропусков, так как электронная система оформления пропусков и электронная система учета прохода посетителей в ООО «Домодедово Карго» в декабре 2019 не функционировала.

Как указывает кассатор, в материалах дела имеются доказательства, которым судами не дана оценка, а именно - письмам таможенного поста Аэропорт «Домодедово» (грузовой) Домодедовской таможни от 14.10.2022 и от 30.06.2022 (том 2 л.д. 26 - 27, 72, том 1 л.д. 132), из которых следует, что обращения ООО «Антик Трейд», ООО «ТБСС», ООО «Арт-Курьер» о разрешении проведения предварительного осмотра (в порядке статьи 84 ТК ЕАЭС, в том числе с целью проведения экспертных исследований) товаров, прибывших по авианакладной № 020-22332122, на таможенный пост в период с 13.12.2019 по 18.12.2019 не поступали. Формы таможенного контроля (таможенный досмотр, таможенный осмотр), а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля (таможенное наблюдение) в отношении товаров, прибывших по авианакладной № 020-22332122 и задекларированных в ДТ № 10005020/181219/0367024, не применялись. Дополнительно сообщено, что 18.12.2019 от ООО «ТБСС» на таможенном посту были зарегистрированы обращения о проведении предварительного осмотра иных иностранных товаров, прибывших по иным авианакладным (№№ 724-04557685, 724-04557674, 724-04557696,131 - 54197356, 413-00228804).

Как указывает кассатор, данные доказательства свидетельствуют о факте не проведения экспертом ФИО4 исследований, измерений, фотофиксации (визуального осмотра) объектов экспертизы, находящихся на складе временного хранения, расположенного в зоне таможенного контроля, поскольку таможенный орган с разрешения таможенных органов и под их надзором, как того требует положения ст. 26.1 Закона № 4804-1 и ст. 217 Федерального закона № 289-ФЗ, указал на не представление заявителем цветных фотографий ни при декларировании товаров, ни при проведении таможенного контроля после выпуска товаров (в ходе таможенной проверки).

Данным доводам оценка судами не дана.

Таким образом, выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.

Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что для разрешения спора требуется установление обстоятельств дела и оценка доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.

При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, принять законный и обоснованный судебный акт.

На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2023 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 года по делу № А41-93852/2022- отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи

А.А. Гречишкин

А.Н. Нагорная