ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
11 марта 2021 года Дело № А41-99245/19
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Буяновой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 31.12.2020;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 16.12.2020;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 04 марта 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО «ГаммаИнвестСервис» с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)
на решение от 30 июля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А41-99245/19
по заявлению ООО «ГаммаИнвестСервис»
об оспаривании отказа
к Минэкологии Московской области,
третье лицо: ООО «СОРТАВАЛЬСКИЙ ДСЗ»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ГаммаИнвестСервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Минэкологии Московской области (далее - министерство) о признании недействительным отказа в предоставлении права пользования участков недр от 27.08.2019 № Р001-1389973352-27688726 и об обязании пересмотреть заявку общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «СОРТАВАЛЬСКИЙ ДСЗ».
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «ГаммаИнвестСервис» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении права пользования участком недр «Глухово-4», площадью 52,7 га, расположенном в 2,5 км восточнее д. Старая Руза Рузского городского округа Московской области.
27.08.2019 министерством принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги № Р001-1389973352-27688726 в связи с представлением обществом неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в части документов, указанных в приложении 30 к Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки», утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области от 11.12.2018 № 713-РМ (далее - Распоряжение № 713-РМ, Административный регламент), и несоответствием представленных обществом документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к Административному регламенту и законодательства Российской Федерации.
Общество, полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по осуществлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона о недрах, полномочия пользования участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Закона о недрах, геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в частности геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах, установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Во исполнение указанных норм - в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 № 365/15, Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 № 277/12, Распоряжением № 713-РМ утвержден Административный регламент.
Согласно пункту 1.3 Административного регламента, его действие распространяется на участки недр местного значения на территории Московской области:
- содержащие общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемые в целях, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 6.1.1 Административного регламента;
- используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу пункта 13.2 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень которых представлен в приложении 30 к Административному регламенту (пункт 13.2.2 Административного регламента);
- несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к Административному регламенту и законодательства Российской Федерации (пункт 13.2.3 Административного регламента).
В пункте 10 Административного регламента определен перечень документов, обязательных для предоставления заявителем независимо от основания для обращения за предоставлением государственной услуги.
Согласно приложению 30 к Административному регламенту, заявителем должны были быть представлены:
А) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ:
- выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
- копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
- обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к настоящему административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
- подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
- перечень технических средств с их описанием, находящихся в распоряжении заявителя, которые будут использоваться для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
- копия лицензии на производство маркшейдерских работ.
- перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц.
Б) Предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая информацию об объемах, сроках и порядке проведения работ, сроках предоставления материалов на государственную экспертизу, мероприятиях по охране недр и окружающей среды.
В) Сведения о предыдущей деятельности заявителя, связанной с пользованием недр, за последние 5 лет, в том числе сведения о полученных лицензиях на пользования недрами, либо справка заявителя о том, что такая деятельность ранее не осуществлялась.
Согласно приложениям 30 и 31 к Административному регламенту, для получения права пользования на недра необходимо представление следующих документов:
- выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
- копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Судами установлено, что во исполнение требований абзацев 1 и 2 пункта «А» приложения 30 к Административному регламенту обществом представлена лишь выписка о состоянии банковского счета.
Оценив указанное обстоятельство, суды обоснованно заключили, что выписка о состоянии банковского счета, представленная обществом, не может подменять представление или непредставление копии договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения (справки) о том, что привлечение дополнительных средств обществу не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Суды также указали, что в нарушение требований приложений 30 и 31 к Административному регламенту обществом не представлены сведения о том, что привлечение дополнительных средств обществу не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств. Данное обстоятельство само по себе является самостоятельным и достаточным законным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении спорной государственной услуги.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание следующее.
Согласно приложению 30 к Административному регламенту, в числе документов, обязательных для представления заявителем в случае обращения за получением государственной услуги к заявлению должны быть приложены данные о технических и технологических возможностях, о наличии квалифицированных специалистов, которыми располагает заявитель, и (или) данные о технических и технологических возможностях, о наличии квалифицированных специалистов, которыми располагают лица, привлекаемые заявителем в качестве подрядчиков для ведения работ на участке недр, в том числе:
- обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр;
- перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц;
- подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
В соответствии с требованиями приложений 30 и 31 к Административному регламенту, заявитель должен представить обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
Однако, как указали суды, в нарушение указанных требований обществом представлено «Обязательство» по форме, не соответствующей приложению 37 к Административному регламенту.
Также обществом судам не представлена справка о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей, либо о том, заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с тем, что на момент подачи заявления уже заключены необходимые договоры.
В соответствии с требованиями приложений 30 и 31 к Административному регламенту, заявитель должен представить перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к Административному регламенту.
Суды отметили, что в нарушение указанного требования обществом представлен документ «Сведения о наличии у ООО «ГаммаИнвестСервис» квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр» по форме, не соответствующей приложению 38 к Административному регламенту.
Судами установлено, что представленная обществом «Справка о применяемых технологиях ООО «ГаммаИнвестСервис» не может быть рассмотрена министерством как документ, представление которого предусмотрено Административным регламентом, так как содержит описание технологий ведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче и предусматривает подсчет запасов по промышленной категории С1 на всей площади, тогда как участок недр местного значения «Глухово-4», площадью 52,7 га, расположенный в 2,5 км восточнее д. Старая Руза Рузского городского округа Московской области, включен в перечень участков недр местного значения по Московской области, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, на котором в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением Минприроды России от 05.07.1999 № 83-р, установлено, что конечным результатом проведения поисково-оценочных работ является оценка промышленного значения месторождения с подсчетом всех или большей части запасов по категории С2 и на участках детализации с подсчетом разведанных запасов категории С1.
Всесторонне, полно и правильно оценив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по делу № А41-99245/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ГаммаИнвестСервис» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Н.В. Буянова
Е.Е. Шевченко