ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-9980/2022 от 05.10.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

12 октября 2023 года Дело № А41-9980/22

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 05 октября 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу

заинтересованного лица - Мособлкомлеса

на решение от 27 апреля 2023 года

Арбитражного суда Московской области,

на постановление от 03 июля 2023 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А41-9980/22

по заявлению ИП ФИО1

об оспаривании бездействия

к Мособлкомлесу,

третьи лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, Минмособлимущество, Управление Росреестра по Московской области, Мособлархитектура, ГБУ МО «Мособлгеотрест», Рослесхоз,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Мособлкомлесу (далее - комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0000000:47725 и 50:29:0000000:47728 об отсутствии наложения на земли лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС; об обязании исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0000000:47725, 50:29:0000000:47728 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда; об обязании инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47720, 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0000000:47725 и 50:29:0000000:47728 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, Минмособлимущество, Управление Росреестра по Московской области, Мособлархитектура, ГБУ МО «Мособлгеотрест» и Рослесхоз.

Определением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2022 принят отказ ИП ФИО1 от заявленных требований в части земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0000000:47723, 50:29:0000000:47724, 50:29:0000000:47725 и 50:29:0000000:47728, производство по делу в указанной части прекращено.

Решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомлес обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720, площадью 3.102.659 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - растениеводство.

Согласно справке от 14.07.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 с землями лесного фонда составляет 1.434,37 кв.м.

В этой связи предприниматель обратился в комитет с заявлениями, в которых просил привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах указанного земельного участка.

По результатам рассмотрения заявлений комитетом принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении указанного земельного участка.

В материалы дела предпринимателем представлен акт от 24.09.2021 № 3867/2/02-04/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава лесничеств исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 на площади 221 кв.м и 3.200 кв.м.

Вместе с тем, согласно справке от 09.02.2022 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 с землями лесного фонда по-прежнему составляет 1.434,37 кв.м.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6, статьями 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документацией.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ).

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ)), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

Федеральным законом № 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) (в редакции Федерального закона № 280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу частей 5 и 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона № 280-ФЗ), информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ (в редакции Федерального закона № 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

На основании части 6 статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ, орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).

С учетом приведенных положений суды правомерно указали, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в государственный лесной реестр на основании Федерального закона № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12.33 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области», ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям комитета.

Таким образом, комитет уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.

Согласно части 3 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

В силу пункта 6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 № 28РВ-5 (далее - Административный регламент), результатом оказания государственной услуги является:

6.1.1. Решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН по форме, приведенной в приложении 1 к Административному регламенту.

В случае принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение». Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.

6.1.2. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по форме, приведенной в приложении 2 к Административному регламенту.

Судами установлено, что комитет принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорного земельного участка.

Утвержденный акт от 24.09.2021 № 3867/2/02-04/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра направлен в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в ИСОГД.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), Законом Московской области от 10.07.2009 № 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» (далее - РГИС), что отражено в постановлении Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3 «О государственной информационной системе «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» (далее - Постановление № 49/3).

Согласно пункту 5 Постановления № 49/3, информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.

В соответствии с пунктом 13 Постановления № 49/3, поставщиками информации являются:

- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;

- государственные органы Московской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;

- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;

- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.

При этом суды указали, что поставщики информации (в настоящем случае комитет) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.

Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 № 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).

Сервис используется в целях:

- определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области;

- определения возможности предоставления комитетом государственной услуги «Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости».

Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является комитет.

Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.

Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку, содержит:

- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона № 280-ФЗ указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги «Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости»;

- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;

- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.

Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 № 1335/38 «О создании государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области»). В силу части 9 статьи 14 Федерального закона № 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

Как следует из материалов дела и установлено судами, комитетом, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.

Доводы комитета об отсутствии прав доступа к работе с информационными слоями РГИС обоснованно отклонены судами, поскольку доказательств принятия необходимых мер по получению таких прав доступа комитетом судам не представлено.

Кроме того, в силу пункта 13.2.17 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является фактическое отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда.

Между тем, суды установили, что из справки от 15.04.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 накладывается на земли лесного фонда, площадь наложения составляет 1.434,37 кв.м.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что решение по оказанию государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 в площади, испрашиваемой к приведению в соответствие, не принято, а доказательств обратного судам не представлено.

При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в данной части комитетом допущено бездействие, поскольку фактически документированная информация государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН не приведена, в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.

Суды правомерно отметили, что в нарушение требований Порядка справка содержит графические сведения о наложении границ спорного участка на земли лесного фонда, каталог координат пересечения, отсутствует указание на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги «Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости». Действующим законодательством также не предусмотрено отражение в справке сведений о наложении границ лесного фонда при отсутствии таковых либо иных сведений ретроспективного характера.

При изложенных обстоятельствах, как указали суды, сведения об отсутствии наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 на земли лесного фонда надлежащим образом в РГИС не внесены.

При этом суды правомерно отметили, что в соответствии с Административным регламентом оказание настоящей государственной услуги завершается не только принятием решения о приведении документированной информации государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН и утверждением акта, но и размещением соответствующих сведений в РГИС, в связи с чем в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:47720 оказание государственной услуги не завершено ввиду отсутствия в РГИС корректных сведений о соотношении границ данных участков с границами земель лесного фонда.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2023 года по делу № А41-9980/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Мособлкомлеса - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Ю.С. Петропавловская

Е.Е. Шевченко