ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-1014/17 от 31.07.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 августа 2017 года

Дело №А42-1014/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.

при участии:

от заявителя: Блинов Е.И., по доверенности от 09.09.2016

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14339/2017) ООО "Ловозеро-Жилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2017 по делу № А42-1014/2017 (судья Кушниренко В.Н.), принятое

по заявлению ООО "Ловозеро-Жилсервис"

к 1) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области, 2) и.о. руководителя Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Менгалеву Е.М.

об оспаривании действий и обязании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис" (ОГРН 1095108000338, ИНН 5106801017, место нахождения: 184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, с. Ловозеро, ул. Полевая, д.27, далее - ООО "Ловозеро-Жилсервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий (решения) должностного лица - исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Менгалева Евгения Михайловича (далее - и.о. руководителя Управления, Мингалев Е.М.), утверждающего в направленной в общество с ограниченной ответственностью "Ревда-Комфорт" (далее - ООО "Ревда-Комфорт") информации, что в период с 04.07.2016 по 29.12.2016 ООО "Ловозеро-Жилсервис" не имело законных оснований для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление, Росприроднадзор), в связи с допущенными нарушениями требований законодательства по оказанию государственной услуги лицензирования деятельности по обращению с отходами при выдаче 30.12.2016 ООО "Ловозеро-Жилсервис" лицензии с приложениями, выдать новую лицензию с приложениями, соответствующими требованиям законодательства (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Решением суда от 28.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Ловозеро-Жилсервис" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование заявленных требований Общество указывает на наличие у него двух лицензий, которые в спорный период были действующими, кроме этого, должностным лицом был нарушен порядок и форма предоставления информации о наличии или отсутствии у Общества лицензии. Лицензия № ОТ-26-000317 (51) выдана Обществу до принятия Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании), была действительной после вступления указанного закона в силу, в соответствии пунктами 1 и 3 статьи 22 указанного закона действие этой лицензии признано бессрочным. Вторая лицензия Б/С 51-0040 выдана 01.12.2011 на вид деятельности - сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I-IV классов опасности; место действия лицензии - Мурманская обл., Ловозерский р-н, Ревда пгт, свалка твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Должностное лицо Росприроднадзора - Мингалев Е.М. вместо предоставления выписки из реестра лицензий сделал необоснованный вывод о том, что в период с 04.07.2016 по 29.12.2016 Общество незаконно осуществляло деятельность по обращению с отходами.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление и Мингалев Е.М. извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 АПК РФ без их участия.

От Управления поступил письменный отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 14.11.2011 ООО "Ловозеро-Жилсервис" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии.

Заявление и приложение к нему "Планируемые к осуществлению виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" содержали сведения только о работах по размещению отходов на свалке ТБО пгт.Ревда, сведения о работах по сбору отходов отсутствовали.

01.12.2011 Управлением Обществу выдана лицензия № 51-0040 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Вид работ в составе лицензируемой деятельности - исключительно размещение отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 было утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в соответствии с которым утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности».

С вступлением в силу Федерального закона № 93-ФЗ от 25.06.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.07.2012 сбор и использование отходов I-IV класса опасности были выведены из перечня лицензируемых видов деятельности.

Учитывая изложенное, лицензии, выданные ранее в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежали переоформлению в порядке, определенном статьей 18 Закона № 99-ФЗ.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.07.2012 лицензированию подлежала исключительно деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, вступило в силу 15.10.2015 (далее – Положение № 1062).

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, установлен Приложением к Положению № 1062.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» пункт 3.1 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014 был изложен в следующей редакции: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

26.12.2016 (вх. № 8709) ООО «Ловозеро-Жилсервис» направило в адрес Управления заявление о переоформлении лицензии № 51-0040 от 01.12.2011 с приложением пакета необходимых документов.

В соответствии с пунктом 7 Положения в качестве приложения к заявлению о переоформлении лицензии от 26.12.2016 (вх. № 8709) ООО «Ловозеро-Жилсервис» был подготовлен перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I-IV классов опасности (Перечень).

Перечень отходов I-IV классов опасности и виды работ, составляющих лицензируемую деятельность, соискатель лицензии/лицензиат составляет самостоятельно.

В приложении к заявлению о переоформлении лицензии от 26.12.2016 (вх. № 8709) ООО «Ловозеро-Жилсервис не заявлены работы по сбору и транспортированию «Отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные)» код ФККО 73111001724, заявленный вид работ - размещение отходов.

Приказом Управления № 625 от 30.12.2016 ООО «Ловозеро-Жилсервис» была переоформлена лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 на лицензию № 51-0040 от 30.12.2016.

26.01.2017, в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Мурманской области в рамках дела № А42-10512/2015 заявления ООО "Ревда-Комфорт" об оспаривании договора с ООО "Ловозеро-Жилсервис" по сбору, вывозу и транспортированию отходов от жилых домов пгт. Ревда, ООО "Ревда-Комфорт" обратилось в уполномоченный орган с запросом, имело ли ООО "Ловозеро-Жилсервис" на основании лицензий АВ 172808, выданной 13.07.2009, № 51-0040, выданной 01.12.2011, в период с 04.07.2016 по 29.12.2016 право осуществлять деятельность по сбору, вывозу и транспортированию отходов от жилых домов пгт. Ревда.

В ответ на запрос ООО "Ревда-Комфорт" в письме от 30.01.2017 № 04/272 Управление со ссылкой на положения Закона № 99-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона № 458-ФЗ (в том числе в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 203-ФЗ и Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ) указало, что в период с 04.07.2016 по 29.12.2016 ООО "Ловозеро-Жилсервис" не имело законных оснований для осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Полагая выводы Управления, изложенные в письме от 30.01.2017 исх. № 04/272, необоснованными и нарушающими свои права и законные интересы, ООО "Ловозеро-Жилсервис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.

Пунктами 2, 3 статьи 3 Закона о лицензировании определено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), а лицензируемым видом деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Пунктом 5 части 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление вида деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

С учетом положений, изложенных в преамбуле Закона № 89-ФЗ и статье 1 Закона № 99-ФЗ, определяющих сферу применения, довод Общества о том, что требование о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности устанавливаются Законом № 89-ФЗ, основан на неверном толковании норм права, поскольку Закон № 89-ФЗ устанавливает правовое регулирование в сфере обращения с отходами, нормы лицензионного законодательства (Закон № 99-ФЗ) закрепляют права и обязанности лиц, осуществляющих лицензирующий вид деятельности.

Учитывая, что право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности возникает с момента обязательного лицензирования (указанная деятельность является лицензируемым видом деятельности), в рассматриваемом случае подлежат применению положения Закона № 99-ФЗ с учетом требований Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона № 99-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Как следует из материалов дела, лицензия № ОТ-2600317 (51) от 13.07.2009 была выдана ООО «Ловозеро-Жилсервис» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (виды работ, выполняемых в составе лицензионной деятельности – сбор, транспортировка) сроком действия на период с 13.07.2009 по 13.07.2014.

В период действия Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (указанный Федеральный закон утратил силу в связи с принятием Закона № 99-ФЗ) в соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежала лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

В связи с вступлением с 03.11.2011 Закона № 99-ФЗ транспортирование отходов I-IV класса опасности выведено из перечня лицензируемых видов деятельности, таким образом, с указанного периода обязательному лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Частью 4 статьи 9 указанного Закона установлен срок действия лицензии - бессрочно.

В силу части 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу данного закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия, подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Из вышеприведенной нормы следует, что лицензии, выданные по Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежали переоформлению в порядке, определенном статьи 18 Закона № 99-ФЗ.

Лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 выдана Обществу на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а именно на виды работ – размещение отходов III-IV классов опасности; сроком действия – бессрочно. Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, указаны с. Ловозеро и н.п. Ревда с указанием кадастрового номера земельного участка (санкционированная свалка), предоставленного Обществу для размещения отходов.

Апелляционный суд считает, что адрес осуществления лицензируемой деятельности указан в соответствии с требованиями законодательства, поскольку на основании статьи 3 пункта 8 Закона № 99-ФЗ местом осуществления лицензируемого вида деятельности является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером, расположенный в с. Ловозеро и н.п. Ревда (санкционированная свалка), подпадает под формулировку «иной объект».

Поскольку с 01 июля 2012 года лицензированию подлежала исключительно деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, следовательно, до 01.07.2015 деятельность по сбору, транспортированию, использованию отходов I-IV класса опасности, в том числе отходов из жилищ несортированных, отходов на производстве, подобных коммунальным, лицензируемым видом деятельности не являлась, в связи с чем могла осуществляться ООО «Ловозеро-Жилсервис» без лицензии.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

При этом частью 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ (введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ, изменена Федеральным законом от 29.12.2015 №404-ФЗ) закреплено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии. При этом для осуществления видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности такой период не предусматривается. Осуществление обезвреживания и размещения отходов I - IV классов опасности возможно только при наличии соответствующей лицензии (пункт 3 разъяснений Росприроднадзора от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности»).

Частью 2 статьи 12 Закона № 99-ФЗ определено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Ввиду того, что с принятием Закона № 99-ФЗ наименование вида лицензируемой деятельности изменилось и фактически не соответствовало наименованию деятельности, указанной в лицензии, выданной ООО "Ловозеро-Жилсервис" 13.07.2009, такая лицензия после истечения срока ее действия подлежала переоформлению.

Поскольку с заявлением о переоформлении лицензии № ОТ-26-000317(51) от 13.07.2009 Общество не обращалось, указанная лицензия не может считаться действующей.

Лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 выдана ООО "Ловозеро-Жилсервис" на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Вид работ в составе лицензируемой деятельности - размещение отходов III - IV классов опасности.

Общество упускает из внимания, что в оспариваемом им ответе предоставлена информация о законности оснований осуществления в период с 04.07.2016 по 29.12.2016 деятельности именно по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов отнесены Законом № 89-ФЗ к самостоятельным видам деятельности по обращению с отходами.

Согласно статье 10 Закона № 128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, на бумажном носителе и в форме электронного документа указывается, в том числе, лицензируемый вид деятельности.

На основании приведенных норм законодательства о лицензировании суд приходит к выводу о том, что в лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности должно содержаться указание на конкретный вид деятельности, осуществление которого разрешено лицензиату (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I - IV класса опасности) применительно к конкретным видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов.

В своем заявлении о предоставлении лицензии от 14.11.2011 Общество в приложении к заявлению в планируемых к осуществлению видах работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности указало только размещение отходов III, IV класса опасности по адресу: Мурманская область, пгт. Ревда, свалка ТБО.

Следовательно, в лицензии № 51-0040 от 01.12.2011, в частности приложении к ней, лицензирующий орган обоснованно отразил планируемые Обществом к осуществлению виды работ как: размещение отходов III - IV класса опасности с указанием места осуществления деятельности: Мурманская область, пгт. Ревда, свалка ТБО.

Как указывалось ранее, начиная с 01.07.2012, лицензированию подлежала исключительно деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. Деятельность по сбору, транспортированию, использованию отходов I - IV класса опасности, в том числе отходов из жилищ несортированных, отходов на производстве, подобных коммунальным, могла осуществляться ООО "Ловозеро-Жилсервис" без лицензии. Однако с 01.01.2015, в связи с вступлением в силу Закона № 458-ФЗ, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 23 Закона № 458-ФЗ изложена в следующей редакции:

"3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".

Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ изложен в следующей редакции: "Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".

Учитывая, что лицензия № ОТ-26-000317(51) (серии АВ № 172808) от 13.07.2009 прекратила свое действие 13.07.2014, а лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 предоставляла Обществу право только на размещение отходов III - IV классов опасности, в период с 02.07.2016 по 29.12.2016 (до переоформления лицензии № 51-0040) ООО "Ловозеро-Жилсервис" не могло осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В связи с указанным выводы, изложенные в письме от 30.01.2017 № 04/272, соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на действовавшем в спорный период времени законодательстве Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Общество ссылается, что предоставляя ООО "Ревда-Комфорт" в письме от 30.01.2017 № 04/272 информацию по вопросу лицензирования деятельности ООО "Ловозеро-Жилсервис", Управление нарушило порядок предоставления информации о лицензии и лицензиате, установленный Административным регламентом.

Указанный довод Общества апелляционным судом отклоняется в связи со следующим.

Порядок формирования государственного информационного ресурса, формирования и ведения реестра лицензий, предоставления информации по вопросам лицензирования установлен статьей 21 Закона № 99-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона № 99-ФЗ информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Порядок предоставления информации из реестра лицензий определяется пунктами 122-132 Административного регламента.

Согласно пункту 123 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Росприроднадзора заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии.

Форма выписки из реестра лицензий утверждена приказом Росприроднадзора № 132 от 16.03.2016.

Обращение ООО "Ревда-Комфорт" не содержало заявления о предоставлении информации из реестра лицензий, а представляло собой запрос, направленный в Управление в связи с рассмотрением в арбитражном суде в рамках дела о банкротстве заявления об оспаривании сделки должника.

В письме от 30.01.2017 № 04/272, адресованном конкретному лицу - ООО "Ревда- Комфорт", Управление приводит сведения, содержащиеся в выданных ООО "Ловозеро-Жилсервис" лицензиях, а также разъясняет положения нормативных правовых актов, регулировавших отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в период с 2009 года по 2016 год.

Сама форма предоставления сведений третьим лицам прав заявителя не нарушает.

Кроме того, представитель самого заявителя пояснил, что реестр лицензий по рассматриваемым видам деятельности на территории Мурманской области не ведется, при этом не объяснил, каким образом представлялось возможным ответить на конкретный вопрос запроса выпиской из реестра.

В заявлении, поданном в суд, Общество просило обязать Росприроднадзор, в связи с допущенными нарушениями требований законодательства по оказанию государственной услуги лицензирования деятельности по обращению с отходами при выдаче 30.12.2016 ООО "Ловозеро-Жилсервис" лицензии с приложениями, выдать новую лицензию с приложениями, соответствующими требованиям законодательства.

Поскольку Обществом не заявлено самостоятельного требования о признании недействительной действующей лицензии № 51-0040 от 30.12.2016 либо отдельных ее положений, в связи с тем, что в тексте заявления и уточненного заявления не содержится ссылок на конкретные нормы законодательства, нарушенные Управлением при оказании государственной услуги лицензирования деятельности по обращению с отходами при выдаче Обществу лицензии 30.12.2016, не указано, в чем выразились нарушения, а также учитывая, что при подаче заявления Обществом была уплачена государственная пошлина за рассмотрение одного требования, суд первой инстанции правомерно расценил заявление Общества в указанной части, как предложенный заявителем способ восстановления нарушенного права. Между тем в рассматриваемом случае заявленный Обществом способ восстановления права не соответствует нарушенному праву, в связи с чем не может быть применен.

Кроме того, у Общества имеется возможность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении лицензии в установленном порядке, а арбитражный суд при действующем заявительном порядке выдачи, переоформления лицензий не может обязать государственный орган, без проверки последним соответствующего заявления соискателя (лицензиата), пакета документов и оснований требований соискателя, выдать новую лицензию.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2017 по делу № А42-1014/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ловозеро-Жилсервис» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 12.05.2017 № 142.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Л.В. Зотеева

Е.А. Сомова