ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-1029/2021 от 06.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 июля 2022 года

Дело №

А42-1029/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

при участии от муниципального автономного учреждения образования города Мурманска «Центр школьного питания» Митченко М.А. (доверенность от 01.03.2022 № 3), от Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области Юриновой Е.Ю. (доверенность от 24.02.2022 № 237), от Комитета по образованию администрации города Мурманска Митченко М.А. (доверенность от 01.03.2021 № 16-0113/866),

рассмотрев 05.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу № А42-1029/2021,

у с т а н о в и л:

Муниципальное автономное учреждение образования города Мурманска «Центр школьного питания», адрес: 183036, г. Мурманск, ул. Мира, д. 2/2,
ОГРН 1115190029426, ИНН 5190001619 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными пунктов 1, 2 представления Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 3, ОГРН 1115190001310,
ИНН 5190927696 (далее – Комитет), от 07.12.2020 № 23-03/1001-АУ, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по образованию администрации города Мурманска, адрес: 183038,
г. Мурманск, пр. Ленина, д. 51, ОГРН 1035100152780, ИНН 5190103106 (далее – Комитет по образованию), Министерство образования и науки Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Трудовых Резервов, д. 4,
ОГРН 1025100836177, ИНН 5191501244 (далее – Министерство).

Решением суда первой инстанции от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2022, заявленные Учреждением требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.12.2021 и постановление от 25.03.2022, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований.

Как указывает податель кассационной жалобы, резолютивная часть решения от 16.12.2021, оглашенная в судебном заседании суда первой инстанции 10.12.2021, не соответствует резолютивной части решения в полном объеме, при этом суд первой инстанции неправомерно исправил данное нарушение в порядке статьи 179 АПК РФ; суды первой и апелляционной инстанций сослались на положения Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 900-01-ЗМО «О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области» (далее – Закон № 900-01-ЗМО) в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, а не на момент проведения Комитетом проверки; суды применили не подлежавшие применению положения пункта 1 статьи 3 Закона № 900-01-ЗМО, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статей 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Комитет вынес и направил Учреждению представление в пределах своей компетенции, предусмотренной действующим законодательством; исходя из пунктов 3, 4 статьи 3, пунктов 1, 2, 5 статьи 3.1, пункта 1 статьи 2 (в редакции, действовавшей в 2019 – 2020 годах) Закона № 900-01-ЗМО, пункта 2.4 раздела 2 устава Учреждения оно предоставляет бесплатное питание отдельным категориям обучающихся и студентов, предусмотренным в Законе
№ 900-01-ЗМО, в дни и часы работы муниципальных образовательных организаций; муниципальное задание было сформировано по услуге «Предоставление питания», период востребованности которой – дни и часы работы образовательных организаций; в спорные периоды (июнь – август 2019 года, апрель – июнь 2020 года) названная услуга не была востребована ее потребителями – образовательными организациями; расходование Учреждением средств субвенции, предоставленных Учреждению Комитетом по образованию в составе субсидии на обеспечение муниципального задания, в периоды, когда услуга по обеспечению питанием определенных категорий обучающихся не была востребована, в силу статьи 306.4 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств; неправомерен вывод суда первой инстанции о необоснованности применения Комитетом кассового метода при определении размера средств субвенции, использованных Учреждением не по целевому назначению.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая решение от 16.12.2021 и постановление от 25.03.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Учреждения и Комитета по образованию возражал против ее удовлетворения.

Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с планом контрольных мероприятий Комитета на II полугодие 2020 года, утвержденным председателем Комитета 04.09.2020, приказом от 07.09.2020
№ 96-од принято решение о проведении плановой выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления субвенции на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся органами местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, муниципальными учреждениями (Учреждением) за 2019 год и
I полугодие 2020 года.

На основании приказа от 07.09.2020 № 96-од Комитетом в отношении Учреждения с 08.09.2020 по 12.10.2020 проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения требований законодательства при использовании муниципальными учреждениями субвенции на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся, по результатам которой 23.10.2020 составлен акт № 10п-1/96-од/2020.

В ходе проверки Комитет выявил и зафиксировал в акте, что в нарушение пункта 1 статьи 2, пунктов 1, 2, 5 статьи 3.1, подпункта 1 пункта 4 статьи 3.2 Закона № 900-01-ЗМО (в редакции, действовавшей в проверенный период), пункта 1.2 Порядка предоставления питания обучающимся муниципальных образовательных организаций города Мурманска, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 03.12.2014 № 3958, Учреждение допустило нецелевое использование в 2019 году 5 561 190 руб.
71 коп. и в 2020 году 49 433 143 руб. 08 коп. средств субвенции, выразившееся в расходовании указанных сумм субвенции в периоды с июня по август 2019 года, с апреля по июнь 2020 года (в период летних каникул, ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции) на цели, не связанные с обеспечением предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся.

По факту выявленных нарушений Комитет выдал Учреждению представление от 07.12.2020 № 23-03/1001-АУ, в пунктах 1 и 2 которого потребовал устранить допущенное нецелевое использование средств субвенции на обеспечение предоставления бесплатного питания отдельным категориям обучающихся путем перечисления до 01.03.2021 в доход областного бюджета 5 561 190 руб. 71 коп. и 49 433 143 руб. 08 коп.

Не согласившись с представлением Комитета, Учреждение направило ему жалобу от 18.12.2020 № 606 на представление от 07.12.2020 № 23-03/1001-АУ, которая приказом Комитета от 22.01.2021 № 7-од и его решением от 29.01.2021 № 23-03/79-АУ оставлена без удовлетворения.

Посчитав незаконными пункты 1 и 2 представления Комитета от 07.12.2020 № 23-03/1001-АУ, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, указав на недоказанность Комитетом нецелевого расходования Учреждением средств субвенции на предоставление питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях в периоды с июня по август 2019 года, с апреля по июнь 2020 года, удовлетворили требования Учреждения, признали недействительными пункты 1 и 2 представления от 07.12.2020 № 23-03/1001-АУ, обязали Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно части 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Как указано в части 2 статьи 17 Закона Мурманской области от 28.06.2013
№ 1649-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области», обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется в порядке и по нормативам, установленным законодательством Мурманской области.

Законом № 900-01-ЗМО установлено право отдельных категорий обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области, для которых не установлены более высокие нормативы финансирования, на предоставление бесплатного питания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 900-01-ЗМО образовательные организации организуют питание обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций в течение учебного года в дни и часы работы образовательной организации.

Финансирование расходов по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся государственных областных образовательных организаций осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1 статьи 3 Закона № 900-01-ЗМО).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 900-01-ЗМО в редакции, действовавшей в 2019 году до внесения изменений Законом Мурманской области от 19.12.2019 № 2442-01-ЗМО, финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из областного бюджета в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Аналогичное по смыслу положение после внесения изменений установлено в пункте 2 статьи 3.1 Закона № 900-01-ЗМО.

В силу части 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Как указано в пункте 5 статьи 3.1 Закона № 900-01-ЗМО (в редакции, действовавшей с 19.12.2019), субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

Из материалов дела видно и судами установлено, что Учреждение создано муниципальным образованием город Мурманск в целях реализации переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Мурманск государственных полномочий Мурманской области в сфере предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с Законом № 900-01-ЗМО. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет по образованию.

Комитетом по образованию на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» 29.12.2018, 31.12.2019 для Учреждения были утверждены муниципальные задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов по оказанию услуги по предоставлению бесплатного питания отдельным категориям обучающихся муниципальных образовательных организаций города Мурманска.

На основании соглашений о предоставлении в 2019 и 2020 годах субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания, заключенных Учреждением и Комитетом по образованию 29.12.2018 и 31.12.2019, в 2019 году Учреждению было выделено (с учетом изменений, внесенных в соглашение о предоставлении субсидии) 217 170 165 руб. средств субсидии, из которых 160 298 800 руб. – средства субвенции, в 2020 году – 188 172 397 руб. средств субсидии, из которых 141 918 000 руб. – средства субвенции. На момент проведения Комитетом проверки за 2020 год Учреждение получило от Комитета по образованию 171 910 062 руб. средств субсидии.

Из акта проверки следует, что за период с июня по август 2019 года (период летних школьных каникул) Учреждение израсходовало на обеспечение бесплатным питанием 5 561 190 руб. 71 коп. средств субвенции из общей суммы предоставленной субсидии на обеспечение муниципального задания в 2019 году.

В 2020 году в период с апреля по июнь (период введения Указами Президента Российской Федерации ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и летних каникул) Учреждение использовало на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся в соответствии с Законом № 900-01-ЗМО 49 433 143 руб. 08 коп. средств субвенции из общей суммы субсидии, предоставленной в 2020 году Комитетом по образованию.

Как следует из материалов дела и акта проверки Комитета, названные суммы субвенции, направленные на обеспечение отдельных категорий обучающихся бесплатным питанием, были израсходованы Учреждением в периоды с июня по август 2019 года, с апреля по июнь 2020 года на выплату заработной платы, перечисление налога на доходы физических лиц, транспортного налога, удержание средств из заработной платы и их перечисление по исполнительным документам, выплату пособий по временной нетрудоспособности, уплату страховых взносов, оплату услуг связи, коммунальных услуг, оплату аренды помещений, содержание имущества, прочие работы и услуги, приобретение материальных запасов.

Как указал Комитет, исходя из пункта 1 статьи 2 Закона № 900-01-ЗМО, непосредственно услуги по обеспечению бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся Учреждением в периоды с июня по август 2019 года, с апреля по июнь 2020 года не оказывались, а израсходованные в данный период средства субвенции на текущие нужды Учреждения использованы не по целевому назначению. Учебные учреждения, как указал Комитет, в названные периоды не осуществляли образовательную деятельность, в связи с чем услуги по обеспечению отдельных категорий обучающихся бесплатным питанием не были востребованы.

Между тем, как обоснованно отметили суды двух инстанций, Комитет не указывает на неправомерное расходование средств субвенции на вышеперечисленные цели, однако полагает, что средства на такие цели не могли расходоваться Учреждением в период, когда учебные заведения не вели образовательную деятельность.

Однако, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, фактически Учреждение осуществляет обеспечение предоставления питания обучающимся круглогодично не только в периоды осуществления образовательной деятельности в учебных заведениях (в течение учебного года), поскольку надлежащее оказание услуг по обеспечению питания связано не только с непосредственным процессом приготовления пищи и закупки продуктов.

Процесс обеспечения питанием (в том числе отдельных категорий обучающихся) включает в себя несение затрат, связанных с оплатой труда, арендой помещения, в котором такое питание готовится, содержанием такого помещения, а также оборудования и его ремонтом, проведением работ по санитарной обработке помещений, оборудования, транспорта, проведением профилактических мероприятий, направленных на охрану труда и здоровья персонала, участвующего в процессе обеспечения питания, и иные расходы, связанные с деятельностью по обеспечению обучающихся питанием.

Кроме того, суды двух инстанций, делая вывод об отсутствии со стороны Учреждения нецелевого расходования средств субвенции, правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 2.1 Порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 18.08.2015 № 2245, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся муниципальные казенные учреждения, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Приказом Комитета по образованию от 29.12.2017 № 2730 утвержден
Порядок по расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, подведомственными Комитету по образованию администрации города Мурманска (далее – Порядок).

Исходя из пункта 2.3 Порядка базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги состоит из базового норматива:

а) затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги;

б) затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги;

В силу пункта 2.3.1 Порядка в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются:

а) затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплату по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги;

б) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе оказания муниципальной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);

в) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги.

При этом на основании пункта 2.3.2 Порядка в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги включаются:

а) затраты на коммунальные услуги;

б) затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

в) затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

г) затраты на приобретение услуг связи;

д) затраты на приобретение транспортных услуг;

е) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал;

ж) затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Таким образом, спорные расходы изначально при расчете размера финансового обеспечения муниципального задания закладываются в нормативы соответствующих затрат при оказании муниципальных услуг.

Исходя из приведенных положений Порядка, а также с учетом того, что финансовое обеспечение оказания муниципальной услуги должно покрывать не только непосредственно расходы на такие услуги, но и расходы, связанные с оказанием соответствующих услуг, суды первой и апелляционной инстанций с учетом обстоятельств настоящего дела пришли к правомерному выводу об отсутствии со стороны Учреждения нецелевого использования средств субвенции.

Довод Комитета о несоответствии резолютивной части решения, оглашенной 10.12.2021, полному тексту решения суда первой инстанции в рассматриваемом деле не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

Исходя из части 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 26.05.2021 Учреждение направило в суд уточнение заявленного требования, в соответствии с которым просило признать недействительным только пункты 1, 2 представления Комитета, данное уточнение принято судом первой инстанции, что подтверждено определением суда от 27.05.2021.

Из полного текста решения следует, что суд по существу рассмотрел требования Учреждения именно в части пунктов 1 и 2 оспариваемого представления Комитета, и в резолютивной части, оглашенной 10.12.2021, и в решении от 16.12.2021 указано на удовлетворение заявленных Учреждением требований.

Допущенное судом первой инстанции нарушение не привело к принятию неправомерного судебного акта. Из решения суда от 16.12.2021 и материалов дела можно с достоверностью установить, какие требования были удовлетворены судом и какое решение принято по существу спора.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы Комитета получили надлежащую оценку судов двух инстанций, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу № А42-1029/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая