ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-11062/05 от 19.12.2006 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 декабря 2006 года                                                 Дело № А42-11062/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Кустова А.А.,

судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,

рассмотрев 19.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.04.2006 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2006 (судьи Герасимова М.М.,  Жиляева Е.В., Зайцева Е.К.) по делу № А42-11062/2005,

у с т а н о в и л:

Администрация закрытого административно-территориального образования город Снежногорск (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным пункта 6 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – Управление) от 26.07.2005 № 02-07/1370 о возмещении и перечислении в доход федерального бюджета  7 632 865 руб. 53 коп.

Решением от 14.04.2006 заявление Администрации удовлетворено, пункт 6 представления Управления от 26.07.2005 признан недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 14.04.2006 и постановление от 21.08.2006 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы,  Администрация неправомерно использовала средства федерального бюджета. Заявитель считает, что представление от 26.07.2005 № 02-07/1370 является обязательным для рассмотрения, а не для исполнения, и поэтому не может быть признано недействительным в судебном порядке.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение и постановление без изменения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в период с 31.05.2005 по 13.07.2005 Управление провело проверку исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования город Снежногорск за 2004 год, по результатам которой составлен акт от 13.07.2005. Согласно данному акту установлено неправомерное использование средств, полученных в виде субвенций на отселение граждан, в размере:

- 634 764 руб. 73 коп. на оплату 55,1 кв.м жилой площади малообеспеченным и одиноко проживающим гражданам сверх социальной нормы в соответствии с постановлением главы Администрации;

- 916 руб. 95 коп. на оплату сверхнормативной жилой площади, предоставленной ФИО1, из расчета договорной, а не фактически сложившейся стоимости 1 кв.м;

- 6 997 183 руб. 85 коп. на оплату строительства жилья для отселения граждан путем заключения договоров долевого участия в строительстве по ценам выше установленных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее – Госкомстрой РФ).

По результатам проведенной проверки Управлением в адрес главы Администрации было направлено представление от 26.07.2005 № 02-07/1370, в соответствии с пунктом 6 которого Администрации было предложено возместить и перечислить в доход федерального бюджета средства, использованные неправомерно, в сумме 7 632 865 руб. 53 коп.

Администрация, считая пункт 6 представления от 26.07.2005 незаконным и противоречащим нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд.

Порядок отселения граждан, утративших служебную связь с организациями закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО) и не имеющих за его пределами жилья, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (далее – Постановление № 23).

Согласно пункту 3 Постановления № 23 (в редакции от 11.01.2001) предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из ЗАТО на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно - территориального образования.

Размер средств на обеспечение жильем граждан рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в соответствующем регионе, определяемой Госкомстроем РФ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 394-р, с учетом социальных норм площади жилья, установленных в местах планируемого расселения.

Вместе с тем, как правильно отмечает суд первой инстанции, данный пункт регламентирует порядок расчета размера необходимых средств, выделяемых из федерального бюджета, а не порядок их расходования.

Согласно заключению экспертно-консультационного совета при председателе Счетной палаты Российской Федерации от 09.10.2003 № ЭКС-102 заключение договоров инвестирования жилья для отселения граждан из ЗАТО по ценам, превышающим цены, утвержденные Госкомстроем РФ, является правомерным и не противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232 абзац 2 пункта 3 Постановления № 23 признан утратившим силу.

Предоставление сверхнормативной жилой площади на сумму 634 764 руб. 73 коп. произведено исходя из норм, установленных Положением об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Снежногорск на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам, утвержденным Советом ЗАТО Снежногорск от 17.12.2003 № 81, и соответствует Постановлению № 23.

Статьей  29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт может быть признан судом недействительным.

Поскольку направленное в адрес Администрации представление от 26.07.2005 № 02-07/1370 содержит обязательные для заявителя предписания, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия, а также на его основании орган федерального казначейства может уменьшить текущее финансирование Администрации,  кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о возможности оспаривания данного представления в судебном порядке.

Таким образом, принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2006 по делу № А42-11062/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                А.А. Кустов

Судьи                                                                                               О.Г. Соснина

                                                                                                          И.М. Тарасюк