ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-11135/2022 от 11.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 сентября 2023 года

Дело №А42-11135/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Пономаревой О.С.

судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Капустиным А.Е.

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18756/2023) акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2023 по делу № А42-11135/2022 (судья Тарасов А.Е.), принятое по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»

об обязании

установил:

акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее – истец, АО «МЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ответчик, АО «ГУ ЖКХ», Управление) об обязании ответчика сформировать технические условия подключения и заключить с истцом типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения объектов котельной г.Полярный ТЦ-302, расположенных в городе Полярный Мурманской области по адресу: улица Советская, дом 20, кадастровый номер земельного участка 51:08:0030103:42.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2023 исковые требования удовлетворены: суд обязал АО «ГУ ЖКХ» сформировать технические условия подключения и заключить с АО «МЭС» договор о подключении (технологическом присоединении) по форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, к централизованной системе водоотведения объектов котельной г.Полярный ТЦ-302, расположенных в городе Полярный Мурманской области по адресу: улица Советская, дом 20, кадастровый номер земельного участка 51:08:0030103:42.

Ответчик, не согласившись с указанным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. На земельном участке, находящемся во владении и пользовании АО «МЭС», на котором расположены объекты котельной г.Полярный ТЦ-302, отсутствуют сети водоотведения ответчика. Пропускная способность в ближайшей точке подключения канализационной сети диаметром 200 мм ул. Фисановича д. 8 КК 352, составляет 20,7 литров в секунду. Учитывая сброс сточных вод от домов по ул. Красный Горн д.22,23,24,25,27 и запрашиваемый истцом объем на водоотведение 18,8 литров в секунду суммарный объем превышает допустимую пропускную способность канализационной сети. Кроме того, ввиду отсутствия сетей водоотведения в районе земельного участка истца, отсутствия канализационной насосной станции, отсутствует наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных систем водоотведения (подп. «г» п. 44 Правил). Кроме того, указывает на отсутствие инвестиционной программы для строительства дополнительных объектов, а строительство за счет собственных средств, по мнению Управления, нарушает права кредиторов ответчика, поскольку все денежные средства ответчика составляют конкурсную массу.

В направленном отзыве истец просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 16.04.2013 № 978, в редакции постановления от 23.04.2015 № 1063, ответчик является гарантирующим поставщиком, в том числе услуг водоотведения, на территории города Полярного Мурманской области (далее – Муниципальное образование).

20.05.2022 (исх. №1-40-00/10135) АО «МЭС» обратилось в адрес гарантирующей организации АО «ГУ ЖКХ» с заявлением о подключении объектов котельной г. Полярный ТЦ-302 к системе водоотведения в связи с реконструкцией (адрес объекта: <...>, кадастровый номер земельного участка 51:08:0030103:42), находящимся во владении и пользовании АО «МЭС» согласно договору аренды № 178-16-799 от 01.11.2016, заключенным с КУ «Служба муниципального имущества ЗАТО ФИО1». Согласно постановлению администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области № 2070 от 19.11.2019 объекты недвижимого и движимого муниципального имущества на праве хозяйственного ведения закреплены за Унитарным муниципальным производственным предприятием «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск Мурманской области.

30.05.2022 (исх. № 1-40-00/10755) АО «МЭС» в дополнение к ранее направленному заявлению просило, кроме договора о подключении (технологическом присоединении) также направить условия о подключении с указанием мероприятий, которые должно выполнить АО «МЭС» в границах земельного участка подключаемого объекта котельной г. Полярный.

Письмом № 1419/исх/38 от 04.07.2022 АО «ГУ ЖКХ» отказало в направлении проекта договора технологического присоединения, предъявив требования, не предусмотренные Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2130.

Поскольку от согласования технических условий и заключения договора водоотведения ответчик уклонился, истец обратился в суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции признал обоснованными требования Общества.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

При этом пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).

В силу статьи 426 ГК РФ и части 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) договор водоотведения является публичным договором.

Согласно пункту 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Существенные условия договора водоотведения приведены в части 5 статьи 14 Закона № 416-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 утверждены «Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения» (далее – Правила № 2130).

Согласно пункту 33 Правил №. 2130, при наличии технической возможности подключения либо при отсутствии технической возможности подключения, но при условии наличия в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный проект договора о подключении с приложением, в том числе, технических условий и расчета платы за подключение.

В соответствии с пунктом 62 Правил № 2130, подключение подключаемых объектов к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, за исключением случаев, когда более длительные сроки указаны заявителем в заявлении о подключении или определены в договоре о подключении по соглашению между исполнителем и заявителем или следуют из Правил.

В соответствии с пунктом 48 Правил № 2130, при отсутствии технической возможности подключения на момент обращения Заявителя с заявлением о подключении и при отсутствии в инвестиционной программе Исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, Исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о подключении обязан направить письменное извещение об отсутствии технической возможности подключения и отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, с предложением о внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте «г» пункта 44 Правил). Заявитель в течение 5 рабочих дней со дня получения от Исполнителя извещения обязан направить Исполнителю письменный ответ с указанием о выборе заявителем одного из следующих вариантов решений: о согласии с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке; об отказе от предложения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, с внесением в этом случае платы за подключение, рассчитанной исходя из тарифа на подключение, и с осуществлением мероприятий по подключению после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя; об отказе от подключения подключаемого объекта.

Согласно пунктом 49 Правил № 2130, при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте 4 пункта 44 настоящих Правил), Исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от Заявителя письменного ответа о выборе Заявителем варианта решения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, обращается в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В соответствии с пунктом 50 Правил № 2130, при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте «г» пункта 44 Правил), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения, указанного в абзаце четвертом пункта 48 настоящих Правил, обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления с предложением о включении и инвестиционную программу исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта.

Согласно пункту 51 Правил № 2130, в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение или решения органа регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке заключение договора о подключении откладывается соответственно до момента установления тарифов на подключение или установления платы за подключение в индивидуальном порядке.

Как верно установил суд первой инстанции, АО «ГУ ЖКХ» не сообщило АО «МЭС» ни об отсутствии технической возможности подключения, ни об отсутствии мероприятий в инвестиционной программе, ни об установлении индивидуального тарифа (при необходимости его утверждения). Не совершило ни одного из предусмотренных действий, а также не направило в адрес АО «МЭС» договор подключения (технологического присоединения) Объекта к централизованным системе водоотведения.

В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Форма типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Требование, касающееся строительства канализационной насосной станции (КНС) с целью перекачивания хозяйственно-бытовых стоков должно быть предусмотрено техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора технологического присоединения.

Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения по своей правовой природе (с учетом положений статьи 426 К РФ) является публичным договором, и водоснабжающая компания не вправе отказаться от его заключения.

Поскольку ответчик необоснованно уклонился от согласования технических условий подключения объектов истца к системам водоотведения, проект договора водоотведения истцу не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.

Управление указывало, что ввиду признания ответчика банкротом инвестиционная программа не может быть согласована был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их иной оценки отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2023 по делу № А42-11135/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.С. Пономарева

Судьи

Н.А. Мельникова

Е.М. Новикова