ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-13646/04-15 от 22.12.2005 АС Северо-Западного округа


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 декабря 2005 года                                                                     Дело № А42-13646/04-15

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Михайловской Е.А.,

пи участии от Инспекции Федеральной налоговой службы  по городу Мурманску Кузнецова Д.С. (доверенность от 17.05.2005 № 01-14-30/5121),

рассмотрев 22.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы  по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.05.2005 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 (судьи Фокина Е.А., Попова Н.М., Шульга Л.А.) по делу № А42-13646/04-15,

у с т а н о в и л :

            Государственное учреждение «Морская администрация порта Мурманск» (после реорганизации федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Мурманск; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения  от 12.01.2004 № 402 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (после реорганизации – Инспекция Федеральной налоговой службы  по городу Мурманску; далее – Инспекция) в части доначисления налога на прибыль, начисления пеней за его несвоевременную уплату, а также привлечения Учреждения к ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде взыскания штрафа по эпизоду занижения на 503 518 руб. базы, облагаемой налогом на прибыль.

Решением от 17.05.2005, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 12.09.2005, заявление Учреждения удовлетворено.

            В кассационной жалобе Инспекция  просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

            Учреждение о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

            Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Учреждением налогового  законодательства за период с 01.01.2000 по 31.12.2001. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 11.12.2003 № 1409.

Инспекцией, в частности, установлена неуплата налогоплательщиком налога на прибыль ввиду невключения в налоговую базу за 2000 год  и 9 месяцев 2001 года                 503 518 руб. дополнительных платежей, подлежащих возврату на основании уточненных налоговых деклараций, представленных заявителем 20.06.2002 в связи с применением им льготы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

На основании материалов проверки Инспекцией принято решение от 12.01.2004 № 402  о доначислении заявителю по названному эпизоду налога на прибыль, начислении пеней, а также о взыскании штрафа за неполную уплату налога на прибыль, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Не согласившись с названным решением Инспекции, Учреждение обжаловало его в части доначисления налогов и пеней, а также применения ответственности  в виде неуплаты налога с суммы 503 356 руб. дополнительных платежей, подлежащих возврату в 2002 году.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя и кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов. 

В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Общие условия установления налогов и сборов определены в статье 17 НК РФ, в соответствии с которой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Исходя из статьи 18 НК РФ в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, могут быть определены специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

Согласно статье 75 НК РФ пени - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога, которые производятся не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.

Исчисление налога на прибыль производится на основании фактически полученной прибыли. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале. При этом к налогу относится только разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший период.

Понятие дополнительных платежей в бюджет (возврат из бюджета) в Законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» отсутствует.

Тем не менее, согласно пункту 5.2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62 (далее – Инструкция № 62) дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога и скорректированные на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, относились на финансовые результаты.

Таким образом, разница между суммой, подлежавшей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, которая подлежала уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, в Инструкции № 62 именуется дополнительными платежами в бюджет (возвратом из бюджета).

В связи с этим вышеуказанные дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные за отчетный период (квартал), относились на убыток (прибыль) в следующем отчетном периоде и принимались при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в суммах, отраженных на счете 80 «Прибыли и убытки».

Таким образом, уточнение расчета дополнительных платежей (возврата из бюджета) производилось в случае изменения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Согласно примечанию 1 к Приложению № 8 к Инструкции № 62 сумма средств, причитавшаяся в бюджет, учитывалась отдельно за каждый квартал и в расчете налога по фактической прибыли не учитывалась. Сумма налога за отчетный квартал определялась как разница между суммой налога на прибыль, причитавшейся в бюджет нарастающим итогом с начала года, и суммой налога, причитавшейся в бюджет за предыдущий отчетный период (строка 9 Приложения № 9 к Инструкции № 62). Уплата в бюджет дополнительных платежей, исчисленных в установленном порядке, производилась в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, и в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

При этом сроки уплаты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»  не установлены.

Согласно пункту 4 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались налогоплательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.

Таким образом, указанные в Инструкции № 62 сроки уплаты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) были соотнесены со сроками уплаты налога на прибыль.

Действительно, пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится налогоплательщиком в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Следовательно, периодом совершения ошибки считается период, в котором было допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы.

Вышеуказанное относится к случаям обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы. В данном же случае возврат из бюджета дополнительных платежей, которые уменьшали налоговую базу согласно Инструкции № 62 как внереализационные расходы, явился следствием завышения Учреждением налоговых обязательств и их исправления на основании статьи 54 НК РФ. При этом  законодательство не содержит срока возврата дополнительных платежей, а нормы Инструкции № 62 в силу статьи 4 НК РФ могли быть применены судами только при рассмотрении дела в период ее действия.

Таким образом, отражение в качестве подлежащих возврату из бюджета  внесенных ранее дополнительных платежей не должно влиять на налоговые обязательства бюджетной организации в порядке пункта 1 статьи 54 НК РФ (при этом для нее   законодательством предусматривается единственный вариант учетной политики – по оплате).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученную инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

Из вышеприведенных норм суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в состав внереализационных доходов подлежат включению только реально полученные доходы, образующие экономическую выгоду налогоплательщика, за счет которой и подлежит уплате налог. Такой вывод согласуется со статьей 41 НК РФ и с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.99 № 14-П.

Сумма дополнительных платежей, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, получена заявителем в 2002 году, а следовательно, не может быть признана доходом (прибылью) 2000 или 2001 года.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 по делу                                    № А42-13646/04-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы  по городу Мурманску – без удовлетворения.

Председательствующий                                                             В.В. Дмитриев

Судьи                                                                                          Н.А. Зубарева

 Е.А. Михайловская