ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-1801/17 от 01.08.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 августа 2017 года

Дело № А42-1801/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Семеновой А.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:  Верещагиным С.О.

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): Блинов Е.И. по доверенности от 09.09.2016

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-14363/2017 )  ООО "Ловозеро-Жилсервис" на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 05.05.2017 по делу № А42-1801/2017 (судья Карачева А.Е.), принятое

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области

к ООО "Ловозеро-Жилсервис"

о привлечении к административной ответственности

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (просп. Кольский, д. 24а, г. Мурманск, 183032; ОГРН 1045100180388, ИНН 5190129538, далее – заявитель, Управление, Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ловозеро-Жилсервис» (ул. Полевая, д. 27, село Ловозеро, Ловозерский р-н, Мурманская обл., 184592; ОГРН 1095108000338, ИНН 5106801017, далее – Общество, ООО «Ловозеро-Жилсервис») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 05.05.2017 заявление удовлетворено; Общество привлечено к ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава и события вмененного правонарушения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием к рассмотрению жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Ловозеро-Жилсервис» в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1095108000338.

На основании решения лицензирующего органа – приказа (распоряжения) от 01.12.2011 № 466 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области Обществу выдана лицензия № 51- 0040 от 01.12.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с видом работ – размещение отходов III-IV классов опасности; сроком действия – бессрочно; в том числе, по месту осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: Мурманская обл., п.г.т. Ревда, свалка ТБО.

13.07.2009 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Обществу также была выдана лицензия № ОТ-2600317 (51) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, сроком действия до 13.07.2014.

08.02.2017 в Управление поступило заявление арбитражного управляющего ООО «Ревда-Комфорт» содержащее сведения об оказании Обществом услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в рамках заключенного с ООО «Ревда-Комфорт» Договора № 115-ТКОЗ от 07.07.2016 в отсутствие лицензии, поскольку лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 выданная на виды работ – размещение отходов, сведений о предоставлении разрешения на осуществление указанных видов деятельности не содержит.

На основании указанного обращения и приложенных к нему документов, установив данные, указывающие на событие административного правонарушения, выразившиеся в осуществлении в период с 01.07.2016 по 30.12.2016 деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов IV класса опасности без лицензии, фактическое осуществлении которых подтверждается Договором № 115-ТКОЗ от 07.07.2016 по оказанию услуг по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов с ООО «Ревда-Комфорт», должностным лицом Управления 09.02.2017 вынесено определение № 03-05/2017 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела Управлением в адрес Общества, а также Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» направлены определения № 03-05/2017 от 09.02.2017 и № 03-05/2017 от 14.02.2017 соответственно об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

При анализе представленных документов, Росприроднадзором, в том числе установлено, что 07.07.2016 между ООО «Ловозеро-Жилсервис» (Исполнитель) и ООО «Ревда-Комфорт» (Заказчик) заключен Договор № 115-ТКОЗ (далее – Договор), по условиям которого Исполнитель обязуется производить работы по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) на санкционированной свалке в соответствии с графиком (приложение № 1 к Договору). К категории ТКО относятся отходы, допустимые для складирования на санкционированной свалке. Перечень и объем отходов Заказчика: отходы из жилищ несортированные, отходы на производстве, подобные коммунальным (пункты 1.1, 1.4 Договора).

Срок действия Договора определен в пункте 8.1 Договора в соответствии, с которым, настоящий договор заключен на срок с 07.07.2016 по 31.12.2016. Также 21.10.2016 между Обществом (Исполнитель) и Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее – Государственный Заказчик, Учреждение) заключен государственный контракт № 114 (далее – Государственный контракт), по условиям которого, Исполнитель обязуется оказать услуги по захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) г. Мончегорск по договору № 9/ТБО от 17.12.2014 с ММУП «Городское благоустройство» (далее – Услуга) в соответствии с Техническим заданием (приложение № 2), а Государственный заказчик обязуется принять и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену, в соответствии с условиями настоящего контракта.

Сбор ТКО производится с территории Государственного Заказчика, и осуществляется силами и за счет Государственного Заказчика (пункты 1.1, 1.2 Государственного контракта).

В соответствии с пунктом 10.1 Государственного контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента подписания (21.10.2016) и действует до исполнения сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов, но не позднее 31.12.2016.

Согласно Техническому заданию (Приложение № 2 к Государственному контракту) определены: общие требования к оказываемы услугам – сбору и транспортировке подлежат ТКО, которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 756, относятся к IV классу опасности, а также условия оказания услуг, согласно которым участник размещения заказа должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Установив, что Общество в период с 01.07.2016 по 30.12.2016 осуществляло деятельность по сбору и транспортировке вида отходов с наименованием "Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)" код ФККО 73111001724, при этом лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности выдана Обществу только на вид работ в составе лицензируемой деятельности - размещение отходов III - IV класса опасности, Управление посчитало, что Обществом допущены нарушения, в том числе, требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» вследствие чего, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Мурманской области в присутствии представителя Общества в отношении ООО «Ловозеро-Жилсервис» 06.03.2017 составлен протокол № 03-05/2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Апелляционный суд с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания статьи 205 АПК РФ.

Привлекая общество к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, суд принял законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции при этом правомерно исходил из наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.

На основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" относится к лицензируемым видам деятельности.

Согласно статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Требования Федерального закона от 06.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в силу статьи 23 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признаны утратившими силу.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

На основании части 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ  предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Как правомерно указал суд, из данной нормы следует, что лицензии, выданные по Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежали переоформлению в порядке, определенном статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как следует из материалов дела, лицензия № ОТ-2600317 (51) от 13.07.2009 была выдана ООО «Ловозеро-Жилсервис» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IIV класса, опасности сроком действия на период с 13.07.2009 по 13.07.2014, в период действия Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (указанный Федеральный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 которого, лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежала лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Вместе с тем, материалами дела установлено, что с заявлением о переоформлении лицензии № ОТ-2600317 (51) от 13.07.2009, которая не содержит перечня видов работ (услуг), выполняемых в составе конкретного вида деятельности, Общество до 12.12.2016 не обращалось.

 Довод ООО "Ловозеро-жилсервис" об отсутствии события правонарушения со ссылкой на бессрочный срок действия лицензии № ОТ-2600317 (51) от 13.07.2009 правомерно отклонен судом как несостоятельный. Указанная лицензия была переоформлена лишь 31.12.2016.

Лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 выдана Обществу на основании решения лицензирующего органа – приказа (распоряжения) от 01.12.2011 № 466 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а именно на виды работ – размещение отходов III-IV классов опасности; сроком действия – бессрочно.

Поскольку с 01 июля 2012 года, лицензированию подлежала исключительно деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, следовательно, до 01.07.2015 деятельность по сбору, транспортированию, использованию отходов I-IV класса опасности, в том числе отходов из жилищ несортированных, отходов на производстве, подобных коммунальным, лицензируемым видом деятельности не являлась, в связи, с чем могла осуществляться ООО «Ловозеро-Жилсервис» без лицензии.

Вместе с тем, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

При этом частью 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ (введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ, изменена Федеральным законом от 29.12.2015 №404-ФЗ) закреплено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии. При этом для осуществления видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности такой период не предусматривается. Осуществление обезвреживания и размещения отходов I – IV классов опасности возможно только при наличии соответствующей лицензии (пункт 3 разъяснений Росприроднадзора от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности»).

Частью 2 статьи 12 Закона № 99-ФЗ определено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании) устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).

В соответствии с пунктами 5, 7 Положения о лицензировании лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I-1V классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов - ФККО-2014 (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, вступил в силу с 01.08.2014).

Исходя из текста заключенных ООО «Ловозеро-Жилсервис» Договоров № 115-ТКОЗ от 07.07.2016 и № 114 от 21.10.2016 содержащиеся наименования отходов: «отходы из жилищ несортированные» и «отходы на производстве, подобные коммунальным» (Договор № 115-ТКОЗ от 07.07.2016), «твердые коммунальные отходы» (Государственный контракт и № 114 от 21.10.2016) могут идентифицироваться в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО-2014), в том числе следующим образом: «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)» код ФККО 73111001724, IV класса опасности.

Вместе с тем, приложение к лицензии № 51-0040 от 01.12.2011 (являющегося его неотъемлемой частью), не содержит сведений о предоставлении права на выполнение работ по сбору и транспортированию «Отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)» код ФККО 73111001724.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств (заявление Кисилева А.А. от 02.02.2017; Договор № 115-ТКОЗ от 07.07.2016; Государственный контракт № 114 от 21.10.2016 с приложениями; платежные поручения об оплате услуг по государственному контракту № 114 от 21.10.2016: № 602275 от 20.09.2016, № 102781 от 24.11.2016; выписка из журнала учета ТБО; платежно-расчетные документы, подтверждающие выполнение Обществом спорных работ по договору № 115-ТКОЗ от 07.07.2016: акт № 1021 от 31.07.2016, акт № 773 от 31.08.2016, акт № 1248 от 30.09.2016, акт № 1379 от 31.10.2016, акт № 1549 от 30.11.2016, акт № 1676 от 12.12.2016, акт № 1259 от 27.09.2016; сведения о движении денежных средств по расчетному счету 40702810041070000057 ООО «Ревда-Комфорт»; лицензия № 51-0040 от 01.12.2011 с приложением; приказ № 466 от 01.12.2011 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности; лицензия № ОТ-26-000317 (51) от 13.07.2009; отчет Общества по форме 2-ТП/отходы за 2016 год; протокол № 03- 05/2017 от 06.03.2017 об административном правонарушении) подтверждается и судом установлено, что Общество осуществляло предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке «Отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)» код ФККО 73111001724, в отсутствие соответствующей лицензии, что образует событие вменяемого правонарушения.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждено материалами административного дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом же случае, как следует из материалов дела, обществом не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения требований действующего законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях общества события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Порядок привлечения общества к административной ответственности заявителем в настоящем случае соблюден.

Каких-либо процессуальных нарушений, свидетельствующих о получении доказательств с нарушением закона и об их недопустимости, при проведении проверки сотрудниками административного органа допущено не было. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда и не могут быть положены в основу отмены или изменения принятого по делу судебного акта.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Мурманской области  от 05 мая 2017 года по делу №  А42-1801/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ловозеро-Жилсервис» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

А.Б. Семенова

 В.М. Толкунов