ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2052/03-22 от 08.12.2003 АС Северо-Западного округа

08  декабря 2003 года                                                                   Дело № А42-2052/03-22

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от Федерального государственного унитарного предприятия «Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации»   Клевцова   Д. В.  (доверенность   от    28.11.2002     №  Ю-11/507);       от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  № 1  по  Мурманской   области    Гусева Н.И.  (доверенность от 31.01.2003 № 18/14-12-13/25), рассмотрев 02.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Мурманской области  на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2003 по делу № А42-2052/03-22 (судьи Драчева Н.И., Беляева Л.Е., Евтушенко О.А.),

                                               у с т а н о в и л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» (далее – ФГУП ОЖД) обратилось в Арбитражный Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения  Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Мурманской области (далее – налоговая инспекция) от 19.02.2003 № 56 о проведении выездной налоговой проверки обособленного подразделения ФГУП ОЖД – Локомотивного депо Кандалакша по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

   Решением суда от 26.06.2003 ФГУП ОЖД отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2003 решение суда отменено. Заявление ФГУП ОЖД удовлетворено.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, просит отменить постановление  суда и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП ОЖД. По мнению налогового органа, судом апелляционной инстанции не дана оценка буквальному содержанию оспариваемого решения налоговой инспекции, а также  не учтено, что ФГУП  ОЖД в октябре 2002 года встало на налоговый  учет  в налоговой инспекции по месту нахождения своих обособленных подразделений.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ФГУП ОЖД, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

  Законность обжалуемого  судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2003 №56о проведении выездной налоговой проверки  ФГУП ОЖД в лице обособленного подразделения – Локомотивного депо Кандалакша (далее – Депо) по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

ФГУП ОЖД, считая, что названным решением налоговой инспекции нарушаются его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал ФГУП ОЖД в удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция отменила решение суда  и признала недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа, указав, что законодательством о налогах и сборах не предусматривается проведение самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, не являющейся ее филиалом или представительством, вне рамок проверки организации-налогоплательщика. Также судом сделан вывод о нарушении оспариваемым решением налоговой инспекции законных прав ФГУП ОЖД в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, а  обжалуемый судебный акт - подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно статье 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения  Российской Федерации" (далее – Мурманское отделение), являясь самостоятельным юридическим лицом, до 01.10.2002 состояло на учете в налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения  - Локомотивного депо Кандалакша.

В связи с реорганизацией  Мурманское отделение с 20.08.2002 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и является филиалом ФГУП ОЖД, а Депо - структурным подразделением Мурманского отделения и обособленным подразделением ФГУП ОЖД.

На учете в налоговой инспекции по месту нахождения Депо с 01.10.2002 состоит ФГУП ОЖД, обязанности которого по уплате отдельных видов налогов исполняет Депо.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика.

            Согласно статье 89 НК РФ налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки налогоплательщиков и налоговых агентов.

В силу статьи 82 НК РФ налоговый контроль поводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

При этом назначение выездной налоговой проверки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) осуществляется в общеустановленном порядке согласно требованиям части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от  08.10.99  № АП-3-16/318  (зарегистрировано  в  Минюсте   России   15.11.99   за № 1978).

В названных документах допускается назначение выездной налоговой проверки налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) налоговым органом, в котором указанные лица не состоят на учете, по согласованию с налоговым органом по месту учета этих лиц. Суд кассационной инстанции считает, что предоставление налоговым органам таких полномочий согласуется с положениями пункта 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Как следует из пункта 8 статьи 243 НК РФ, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный  счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также  представляют расчеты по налогу  и налоговые декларации  по месту своего нахождения.

Согласно Положению о Локомотивном депо Кандалакша  Депо  имеет текущий счет в кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, штампы, бланки и необходимые реквизиты;  ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном учетной политикой ФГУП  ОЖД. При этом текущий счет  открывается для осуществления выплат, связанных с осуществлением трудовых отношений; перечислений в бюджет и внебюджетные фонды установленных законодательством налогов и обязательных платежей при выполнении обязанностей ФГУП ОЖД как налогоплательщика.

Поскольку Депо исполняет обязанности ФГУП ОЖД по уплате единого социального налога по месту своего нахождения, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и полноты уплаты налогоплательщиком  данного налога по месту деятельности (нахождения) его обособленного подразделения – Депо. Таким образом, назначая указанную проверку, налоговая инспекция не превысила свои полномочия.

На возможность проведения проверок обособленных подразделений указано и в письме от 07.05.2001 № АС-6-16/369 @ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В этом письме изложены Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения. Методические указания предназначены для использования нижестоящими налоговыми органами при осуществлении  налогового контроля.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции необоснованными, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а кассационная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление апелляционной инстанции от 08.09.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу №А42-2052/03-22 отменить.

            Оставить в силе решение того же суда от 26.06.2003 по данному делу.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий                                                                        В.В. Дмитриев

Судьи                                                                                                          И.Д. Абакумова

                                                                                                                      ФИО1

                                                                                                                      6.8, 7.5.10