ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2345/2021 от 16.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 декабря 2021 года

Дело №А42-2345/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.

при участии:

от заявителя: Хуан Чинг Хуан, Белякова Ю.В., доверенность от 20.03.2021

от заинтересованного лица: Корельский А.В., доверенность от 14.09.2021

Онлайн: Проценко А.А., доверенность от 27.05.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36668/2021) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.09.2021 по делу № А42-2345/2021 (судья Карачева А.Е.), принятое

по заявлению ООО "Ван Оорд Раша Дреджинг Энд Мэрин Контрэктез"

к Мурманской таможне

о признании недействительным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ван Оорд Раша Дреджинг Энд Мэрин Контрэктез" (далее - заявитель, ООО "ВАН ООРД РДМК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Мурманской таможни (далее - ответчик, таможенный орган) по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 от 24.12.2020, обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне взыскании таможенных платежей и пеней в сумме 53 483 542,96 руб., взыскать с Мурманской таможни проценты в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей за период с 02.02.2021 по 08.09.2021 в размере 1 660 218,31 руб., с дальнейшим начислением по день фактического возврата таких платежей.

Решением суда от 20.09.21 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение таможенного органа является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворении заявленных Обществом требований.

В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Общества просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между ООО "ВАН ООРД РДМК" (далее - арендатор) и иностранной компанией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." (Нидерланды) (далее - арендодатель) 14.07.2020 заключен договор N 223144-ERA- VORDMC-VOSM-015 (т. 1 л.д. 31-39, далее - Договор аренды) на аренду оборудования для проведения работ по проекту Арктик СПГ-2, строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний". Этап 2. Условиями договора предусмотрено, что оборудование будет задействовано в акватории терминала Утренний, порт Сабетта, Гыданский полуостров, Россия. Приложением N 1 к Договору установлено, что стоимость оборудования на условиях поставки DAP составляет 3 020 540 Евро.

Согласно выставленному арендодателем счету-проформе от 17.07.2020 N 223144-VOR-VOO-001 общая стоимость передаваемого оборудования составляет 3 020 540 Евро, вес передаваемого оборудования - 982873 кг брутто, условия поставки - DAP Мурманск (т. 3, л.д. 123-125).

Кроме того, 14.07.2020 между ООО "ВАН ООРД РДМК" (покупатель) и иностранной организацией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." (поставщик) был заключен Договор N 223144-SLA-VORDMC-VOSM-016 (т. 1 л.д. 29-30, далее - Договор поставки) на поставку нового и бывшего в употреблении оборудования, механизмов, запасных частей и расходных материалов, необходимых для выполнения дноуглубительных работ по проекту Арктик СПГ-2, строительства терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний" (Этап 2). Условиями данного договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется партиями. Содержание каждой партии указывается в соответствующем отгрузочном документе (инвойсе и пр.), являющимся неотъемлемой частью контракта, и отражающим, в частности, перечень поставляемых товаров, страну их производства, стоимость, условия расчетов и условия поставки в соответствии с INCOTERMS 2010.

Поставщиком выставлен счет-проформа от 17.07.2020 N 223144-VOR-TOW- PI, согласно которому стоимость товаров составляет 29 372,20 Евро, вес поставляемого оборудования - 8217,20 кг брутто, условия поставки - DAP Мурманск (т. 3, л.д. 121-122).

18.07.2020 на перевозку товаров, поставляемых в рамках указанных Договоров, составлен коносамент N 01 (регистрационный номер RD20.1254), в соответствии с которым 18.07.2020 на борт судна т/х "Rolldock Sea" (ИМО 9404704) в порту MOERDIJK (Нидерланды) принят груз согласно вышеперечисленным счетам общим весом 991123,9 кг брутто; отправителем груза является иностранная компания "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V.", грузополучателем - ООО "ВАН ООРД РДМК"; порт выгрузки - Обская губа, Россия (OB BAY, RUSSIA).

24.07.2020 иностранное судно "Rolldock Sea" прибыло в порт Мурманск. На его борту, на таможенную территорию ЕАЭС были ввезены товары, указанные в коносаменте от 18.07.2020 N 01. Судно в таможенном отношении было задекларировано в качестве временно ввезенного транспортного средства, осуществляющего международную перевозку товаров с полным освобождением от уплаты таможенных платежей (судовое дело N 10207050/240720/0001346).

Генеральная декларация на судно и другие необходимые подтверждающие документы поданы на таможенный пост Морской порт Мурманск в электронном виде посредством КПС "Портал Морской порт". Выпуск судна (при прибытии) осуществлен документально (без направления должностных лиц на борт судна) 24.07.2020.

С целью помещения указанных в счете от 17.07.2020 N 223144-VOR-VOO- 001 товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) таможенным представителем АО "Агентство ВТН", действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом от 07.10.2019 N 223141-VORDMC- VTN-014, от имени и по поручению ООО "ВАН ООРД РДМК" на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10216170/240720/0189272 (т. 1 л.д. 40-47), в которой заявлено, что товары поставляются на условиях поставки DAP Мурманск, таможенная стоимость ввозимых товаров составила 248 256 068,23 руб. В целях подтверждения заявленных сведений представлен Договор аренды и счет на оплату.

ДТ N 10216170/240720/0189272 была выпущена 28.07.2020 года с частичной уплатой таможенных платежей. Должностными лицами таможенного поста

Морской порт Мурманск 27.07.2020 был проведен таможенный осмотр товаров, задекларированных по указанной ДТ, с составлением акта таможенного осмотра N 10207050/280720/00039.

С целью помещения указанных в счете от 17.07.2020 N 223144-VOR-TOW- PI товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенным представителем АО "Агентство ВТН", действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом от 07.10.2019 года N 223141- VORDMC-VTN-014, от имени и по поручению ООО "ВАН ООРД РДМК" на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) была подана ДТ N 10216170/240720/0189281 (т. 1 л.д. 48-53), в которой заявлено, что товары поставляются на условиях поставки DAP Мурманск, таможенная стоимость ввозимых товаров составила 2 414 080,55 руб. В целях подтверждения заявленных сведений был представлен Договор поставки и соответствующий счет на оплату.

ДТ N 10216170/240720/0189281 выпущена 04.08.2020 с полной уплатой таможенных платежей. Должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск 26.07.2020 проведен таможенный осмотр товаров, задекларированных указанной ДТ, с составлением акта таможенного осмотра N 10207050/260720/000391. Также должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск 29.07.2020 был проведен таможенный досмотр названных товаров с составлением акта таможенного досмотра N 10207050/300720/000398.

Товары, выпущенные по декларации на товары N 10216170/240720/0189281, 04.08.2020 года приобрели статус товаров Союза.

05.08.2020 с целью доставки оборудования для выполнения дноуглубительных работ в Обскую губу судно "Rolldock Sea" вышло из порта Мурманск (судовое дело N 10207050/040820/0001430). В графе 12 "Краткие сведения о рейсе" генеральной декларации указано MOERDIJK - MURMANSK - OB BAY (Обская губа) - MURMANSK. Таможенное оформление судна произведено посредством КПС "Портал Морской порт". Согласно генеральной декларации, представленной в электронном виде в КПС "Портал Морской порт", на борту судна находилось оборудование для выполнения дноуглубительных работ в соответствии с инвойсом N 223144-VOR-VOO-001 весом 982873 кг и инвойсом N 223144-VOR-TOW-PI весом 8250,9 кг.

Письмом судового агента GAC Shipping & Logistics Ltd/ООО "Джи Эй Си Шиппинг энд Лоджистикс" от 06.08.2020 N 0608-7 капитан Морского порта Мурманск был информирован, что 05.08.2020 по завершении оформления груза в таможенном отношении судно "Rolldock Sea" покинуло порт Мурманск и направилось в Обскую губу в район выгрузки. После выгрузки судно планирует вернуться в порт Мурманск для прохождения формальностей на убытие с территории РФ.

13.08.2020 грузовое судно "Rolldock Sea" возвратилось в порт Мурманск. При этом в таможенном отношении судно не заявлялось и таможенные операции с судном не совершались.

14.08.2020 грузовое судно "Rolldock Sea" убыло с таможенной территории ЕАЭС (судовое дело N 10207050/130820/0001499). Таможенное оформление судна было произведено посредством КПС "Портал Морской порт". Согласно генеральной декларации и грузовой декларации, представленной в электронном виде в КПС "Портал Морской порт", груз на борту судна отсутствовал.

На основании уведомления N 06-40/13262 от 08.10.2020 (т. 1 л.д. 58) таможенным органом в соответствии с положениями статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статьи 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "ВАН ООРД РДМК" предметом которой являлось: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (подпункты 2, 6, 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС).

В рамках проводимой проверки Таможней был направлен запрос капитану морского порта Сабетта о предоставлении судовых дел в отношении судна "Rolldock Sea" (т. 2 л.д. 39), в ответ на который, и.о. капитана морского порта

Сабетта письмом от 19.11.2020 N 27-506 сообщил, что в период с 05.08.2020 по 13.08.2020 заявка на заход в акваторию морского порта Сабетта не подавалась, заход судна "Rolldock Sea" не осуществлялся (т. 2 л.д. 40).

Также ответчиком направлялся запрос в адрес Тюменской таможенной службы о предоставлении судовых дел в отношении спорного судна (т. 2 л.д. 41).

В соответствии с письмом Тюменской таможни от 19.11.2020 N 26-36/299 таможенные операции в отношении судна "Rolldock Sea" в порту Сабетта не совершались (т. 2 л.д. 42).

По запросу таможенного органа от 27.08.2020 N 24-19/11016 (т. 2 л.д. 43) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация Северного морского пути" предоставила копию страхового свидетельства на судно "Rolldock Sea" выданного на период с 01.06.2020 по 31.05.2021 с соответствующим договором (т. 2 л.д. 44-48), а также разрешение N 520/3 на плавание в акватории Северного морского пути вышеуказанного судна, выданного 23.07.2020 на основании заявления компании "Rolldock Shipping BV" по маршруту плавания - западная граница СМП - Обская губа - западная граница СМП, сроком действия с 26.07.2020 по 13.08.2020 (т. 4 л.д. 49).

В адрес Общества было направлено требование от 09.10.2020 N 06-40/19303 о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, в ответ на которое ООО "ВАН ООРД РДМК" направило письмо от 23.10.2020 б/н (т. 2, л.д. 77-79), в котором, в том числе прочего указало, что в настоящее время часть товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10216170/240720/0189281, оформлена в соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ N 10216170/191020/0273891, N 10216170/191020/0272975. Оставшаяся часть ввезенных товаров используется Обществом для выполнения дноуглубительных работ на объекте терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний" в рамках реализации интегрированного проекта Арктик СПГ-2 по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Район проведения работ расположен в акватории подконтрольной службам капитана Морского порта "Саббета". Оборудование, помещенное под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10216170/240720/0189272, было полностью вывезено с таможенной территории ЕАЭС по процедуре реэкспорт по ДТ N 10216170/181020/0272708 и N 10511010/141020/0181148. Информацией о затратах на перевозку товаров не владеет ввиду того, что по условиям Договора аренды мобилизация товаров осуществляется за счет арендодателя. Также перевозка товаров по договору поставки осуществлялась продавцом. По пояснению таможенного представителя АО "Агенство ВТН" перевозка от порта Мурманск до Обской губы не должна включаться в таможенную стоимость.

Согласно оборотно-сальдовым ведомостям в бухгалтерском учете ООО "ВАН ООРД РДМК" приобретение данных товаров было отражено на счетах: 10 "Материалы" и 01 "Основные средства". Согласно справкам, представленным вместе с возражениями на акт камеральной таможенной проверки, товары с 08.08.2020 учитывались на специальных забалансовых счетах: 001 "Арендованные основные средства", 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и были списаны с данных счетов 19.10.2020.

Сведения о стоимости перевозки и иных обстоятельствах перевозки по маршруту Мурманск - Обская губа ООО "ВАН ООРД РДМК" в таможню не представило.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, таможенный орган пришел к выводу, что судно "Rolldock Sea" фактически осуществило внутреннюю перевозку из порта Мурманск в Обскую губу, в связи с чем, данное транспортное средство международной перевозки подлежало помещению под таможенную процедуру временного ввоза с внесением обеспечения уплаты таможенных платежей и уплатой периодических таможенных платежей.

Основой для определения таможенной стоимости судна "Rolldock Sea" с применением резервного метода (Метод 6) таможенный орган, использовал стоимость страхового покрытия судна по страховому полису компании "Аоn" от 22.05.2020 N 158/2020, согласно которому "Rolldock Sea" (ИМО 9404704) на период с 01.06.2020 по 31.05.2021 застраховано на сумму 40 000 000 Евро.

Таким образом, таможенная стоимость судна, с учетом применения курса Евро на 25.07.2020, составила 3 324 124 000 руб.

Установив факт совершения судном "Rolldock Sea" (транспортным средством международной перевозки, имеющим статус иностранного товара) внутренней перевозки груза по маршруту порт Мурманск - Обская губа без помещения судна под таможенную процедуру временного ввоза, таможенным органом начислены таможенные платежи в размере 51 856 334, 40 руб., в числе которых: ввозная таможенная пошлина - 9972372 руб., налог на добавленную стоимость - 41883962,40 руб.

С учетом условий Договоров поставки и аренды, а также ввиду того, что морское судно "Rolldock Sea" использовалось на территории ЕАЭС исключительно в интересах ООО "ВАН ООРД РДМК", таможенный орган пришел к выводу, что Общество должно являться декларантом и на него возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов при помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза. На судовладельце судна "Rolldock Sea" компании "RollDock NB 2 B.V." также лежит обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, как на ином лице.

Результаты камеральной таможенной проверки отражены в соответствующем акте N 10207000/210/231120/А000019 от 23.11.2020 (т. 2 л.д. 7-14), копия которого была направлена в адрес Общества.

ООО "ВАН ООРД РДМК" представило в таможню письменные возражения от 16.12.2020 исх. N 034/12 на акт камеральной таможенной проверки (т. 2 л.д. 15-18).

По результатам рассмотрения возражений таможней в адрес ООО "ВАН ООРД РДМК" направлено заключение от 23.12.2020 по возражениям проверяемого лица на акт камеральной таможенной проверки N 10207000/210/231120/А000019, в котором с доводами Общества не согласилась.

24.12.2020 таможенным органом принято решение по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 об уплате и взыскании с заявителя ввозной таможенной пошлины в размере 9 972 372 руб., налога на добавленную стоимость в размере 41 883 962,40 руб., всего 51 856 334,40 руб., а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей (т. 2 л.д. 30-36).

Обществу направлено уведомление от 30.12.2020 N 10210000/У2020/0007517 о необходимости уплаты таможенных платежей и пени в общей сумме 52 756 257,87 руб. исчисленных в РПТ N 10207000/291220/0000059 от 29.12.2020.

Согласно отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей ООО "ВАН ООРД РДМК", 01.02.2021 произведено списание денежных средств в размере 53 483 542,96 руб. (т. 1 л.д. 57).

Не согласившись с вышеуказанным решением и уведомлением таможенного органа Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.

Подпункт 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС предусматривает, что при проведении таможенной проверки таможенными органами может проверяться соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств- членов.

В соответствии с уведомлением о проведении камеральной таможенной проверки от 08.10.2020 N 06-40/13262, одним из предметов таможенной проверки указано: соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов. В этой связи, ссылки заявителя на допущенные таможенным органом процессуальные нарушения, не находят своего подтверждения.

В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Условиями договора аренды действительно предусмотрено, что все (временные) формальности и расходы, связанные с импортом и экспортом или другие налоги на территории России, оплачиваются арендатором, которым является заявитель. Условиями договора поставки также предусмотрено, что таможенное оформление поставляемого товара, оплата таможенных пошлин, НДС, сборов, услуг таможенного брокера и иных платежей на территории России осуществляется покупателем (ООО "ВАН ООРД РДМК"), который в свою очередь удерживает от сумм подлежащих выплате поставщику, налоги и другие обязат6ельные платежи в соответствии с законодательством РФ, и осуществляет оплату данных налогов соответствующим государственным органам (пункты 4.3,

4.4). Таким образом оплата всех обязательных платежей при осуществлении перевозки оборудования возложена на заявителя.

Вместе с тем, таможенным законодательством предусмотрен особый порядок перемещения товаров, которые не являются сами по себе предметом внешнеэкономической сделки, а используются для перевозки других товаров и в ТК ЕАЭС именуются транспортным средством международной перевозки.

Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства - это категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС предусмотрены главой 38 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной данной главой, - в порядке, установленном иными главами названного Кодекса.

Как указано в подпункте 1 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, за иностранными лицами.

В силу пункта 3 статьи 272 ТК ЕАЭС упомянутые в подпункте 1 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки являются временно ввозимыми (временно ввезенными) на территорию ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 273 ТК ЕАЭС предусмотрено, что временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.

Внутренней перевозкой является перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории Союза (пункт 2 статьи 274 ТК ЕАЭС).

Термин "перевозка грузов" охватывает период с момента погрузки груза на борт судна и до момента выгрузки груза с борта судна (статья 1 пункт "е" Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (принята 25.08.1924 в Брюсселе).

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) или без такого условия.

В силу статьи 117 КТМ РФ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме, а его содержание может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (пункт 2 статьи 117 КТМ РФ).

В коносамент должны быть включены, в частности, данные о наименовании порта погрузки и порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза (подпункт 4 пункт 1 статьи 144 КТМ РФ).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае для исполнения договоров поставки и аренды, заключенных с заявителем, по условиям которого арендодатель принял обязательства по мобилизации оборудования из Нидерландов в Россию на стройплощадку, иностранная компания "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." (грузоотправитель) заключила с компанией "RollDock Shipping B.V." (перевозчик, судовладелец судна "Rolldock Sea") типовой чартер на перевозку от 09.07.2020 N RD20.254 (т. 3 л.д. 20-39).

Согласно указанного договора портом погрузки является Мурдейк, Нидерланды - 1 причал или якорная стоянка (пункт 6 договора). В пункте 7 договора содержатся сведения о порте выгрузки и маршруте от порта погрузки до порта выгрузки, а именно: через Мурманск, Россия (только для таможенных целей) на Сабетту, Россия - 1 причал или якорная стоянка.

18.07.2020 на перевозку товаров, поставляемых в рамках договоров аренды и поставки, составлен коносамент N 01 (т. 1 л.д. 54-55), в соответствии с которым, груз в количестве 991123,90 кг брутто был принят 18.07.2020 в порту MOERDIJK (Нидерланды) на борт морского грузового судна "Rolldock Sea" (ИМО 9404704). Отправителем товара являлась иностранная компания "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V.", а грузополучателем - ООО "ВАН ООРД РДМК". Порт выгрузки в коносаменте указан OB BAY (Обская губа), координаты: 71 01.194 N - 073 33.454 E.

В заявлениях на заход судна "Rolldock Sea" в порт Мурманск и на выход из порта N 1009691/А от 24.07.2020 и N 1009691/D от 04.08.2020, соответственно, указано на наличие груза на борту, а также на отсутствие планируемой выгрузки и погрузки. Кроме того, ИМО декларация о грузе (форма 2) на приход судна от 24.07.2020 и на отход судна от 05.08.2020 содержит сведения в отношении спорного товара о порте погрузке/порте выгрузке: MOERDIJK/NL - SABETTA OPL/RUSSIA.

Об отсутствии грузовых операций на борту судна в порту Мурманск свидетельствует также выписка из судового журнала, согласно которой судно, при нахождении в порту Мурманск, стояло на рейде, а не у причала, не подходило к объектам портовой инфраструктуры для осуществления погрузки/выгрузки (т. 3 л.д. 40-88).

Таможенным органом не оспаривается факт отсутствия грузовых операций на борту судна в порту Мурманск. Вместе с тем, считая международную перевозку оконченной в порту Мурманск, ответчик ссылается на то, что согласно инвойсам поставка товара осуществлена на условиях DAP Мурманск.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что заключенные между заявителем и иностранной компанией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." договоры поставки и аренды оборудования не содержат условий поставки, а имеют ссылку на то, что условия поставки отражаются в инвойсе, являющемся неотъемлемой частью договора, в соответствии с "Инкотермс 2010".

В выставленных инвойсах на спорный товар действительно содержатся условия в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2010", - DAP Мурманск.

Поставка в соответствии с Инкотермс 2010 это понятие, которое используется для обозначения момента, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Термин DAP обозначает - поставка в месте назначения, которым в данном случае является Мурманск. Определение сторонами перехода зоны ответственности в месте назначения - Мурманск, не свидетельствует о завершении перевозки оборудования в порту Мурманск.

Как следует из пояснений компании "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V.", изложенных в письме от 19.05.2021 (т. 3 л.д. 110), указание условий поставки DAP Мурманск, осуществлено по инструкции брокера только для таможенных целей. Эти условия ошибочно были внесены в инвойсы. Фактически условиями поставки являются DAP Сабетта. По чартеру от 09.07.2020 N RD20.254 оплачена перевозка до акватории терминала Утренний, порт Сабетта.

Доводы таможенного органа о наличии договора перевозки груза из порта Мурманск в Обскую губу, со ссылкой на коносамент от 05.08.2020, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку материалами дела не подтверждается наличие такого коносамента.

В рассматриваемом случае из представленных ответчиком скриншотов, следует, что в указанных судовым агентом сведениях о коносаменте указаны его реквизиты - N 1 и место выдачи содержит дату - 18.07.2020, указанная информация заносилась как 24.07.2020 при заходе судна, так и 05.08.2020 при выходе судна из порта Мурманск. При этом, на заход судна 24.07.2020 указана информация о порте погрузки Обская губа (Сабетта), а на отход - порт погрузки Мурманск. Данная информация не соответствует сведениям содержащимся в коносаменте от 18.07.2020, который был составлен на перевозку оборудования.

Подача сведений через систему КПС "Портал Морской порт" осуществляется через специализированную программу ФиллБилл (FillBill). Информация, в том числе о наличии коносамента, заносится в стандартные шаблоны в формате Excel. Вышеуказанная программа автоматически формирует формализованные документы по форматам таможенной службы. Программа также предусматривает возможность подгрузки графических материалов, подтверждающих сведения занесенные в шаблоны.

Как следует из пояснений заявителя, по информации, представленной судовым агентом, при заполнении полей шаблона, программа устроена так, что в поле, где должен указываться порт погрузки (при заполнении судна на отход), программа автоматически перенесла значение порт "Мурманск", которое было внесено агентом судна в шаблон как порт отправления (порт отхода) судна. При подаче сведений в шаблон вносились данные только в отношении одного существующего коносамента N 1 от 18.07.2020. Никакие иные даты, в том числе от 05.08.2020 в качестве даты выдачи коносамента не указывались.

В графическом виде коносамент судовым агентом не прикреплялся. Дата 05.08.2020 является датой представления сведений, а не датой выдачи коносамента.

Из письма Перевозчика (компания "RollDock Shipping B.V.") от 19.05.2021 (т. 3 л.д. 100-101) следует, что по чартеру от 09.07.2020 N RD20.254 был выпущен только коносамент N 1 от 18.07.2020 на осуществление судном "Rolldock Sea" перевозки от Мурдейка (Нидерланды) до Сабетты (Россия), плата за осуществление которой, произведена компанией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." в полном объеме.

Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 N 51 утвержден Порядок ведения Реестра морских портов Российской Федерации. Согласно Распоряжениям Росморречфлота от 18.12.2009 N АД-273-р, от 25.07.2014 N КС-286-р сведения о морских портах Мурманск и Сабетта внесены в Реестр морских портов Российской Федерации, открытых для посещения иностранными судами.

Положениями пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ТК ЕАЭС, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах.

Согласно пункту 2 статьи 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.

Одним из таких пунктов пропуска является порт Мурманск.

Таможенные органы не вправе ограничивать лицо в выборе места перемещения товаров через таможенную границу Союза в зависимости от происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров (пункт 6 статьи 10 ТК ЕАЭС).

В данном случае местом перемещения товаров через таможенную границу на судне "Rolldock Sea" был определен порт Мурманск. Как следует из пояснений заявителя, данных в судебном заседании, такой выбор был сделан в целях экономии времени на таможенное оформление, поскольку в порту Сабетта временные затраты увеличены в виду меньшего количества сотрудников таможенных органов.

Согласно пункту 2 статьи 134 ТК ЕАЭС) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза.

При этом, изменение статуса товара для таможенных целей не является основанием для квалификации перевозки такого товара как внутренней. Дата постановки товаров на бухгалтерский учет, также не свидетельствует о фактическом окончании осуществления международной перевозки по коносаменту N 1 от 18.07.2020.

Всесторонне и полно исследовав представленные сторонами по делу доказательства, суд первой инстанции дал им надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и пришел к правильному выводу о том, что фактически порт Мурманск, не смотря на указание в инвойсах условий DAP Мурманск, не являлся точкой завершения международной перевозки. Заход иностранного судна в порт Мурманск обусловлено лишь необходимостью таможенного оформления перевозимого оборудования.

При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о недоказанности таможенным органом факта осуществления на территории Союза внутренней перевозки по маршруту порт Мурманск - Обская губа судном "Rolldock Sea", являющимся транспортным средством международной перевозки.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно установлено, что размер начисленных таможенных платежей является необоснованным ввиду неверного определения размера таможенной стоимости спорного судна. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.

С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае у таможенного органа не имелось оснований для принятия решения о начислении и взыскании таможенных платежей и пени, в отношении Общества, в связи с чем, заявление ООО "ВАН ООРД РДМК" о признании незаконным и отмене решения Таможни от 24.12.2020 по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001, правомерно удовлетворено судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума N 49), в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 01.02.2021 начисленные таможенные платежи и пени списаны со счета Общества.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума N 49, в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.

С 01.08.2021 положения статей 147 - 149 Закона N 311-ФЗ не применяются.

Пунктом 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.

Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что требование Общества о взыскании процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей за период с 02.02.2021 по 08.09.2021, а также о взыскании процентов по день фактического возврата денежных средств соответствует положениям вышеуказанных норм, является обоснованным.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 сентября 2021 года по делу № А42-2345/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева