ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2527/2023 от 19.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 января 2024 года

Дело №А42-2527/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Титовой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 04.04.2023 (онлайн)

от ответчика: не явился, извещен

от третьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29627/2023) Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2023 по делу № А42-2527/2023, принятое

по заявлению Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области

к Контрольно-счетной палате Мурманской области

третьи лица: 1) Министерство финансов Мурманской области; 2) Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области; 3) Муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа»; 4) ООО «Валентина»

о признании недействительным уведомления

установил:

Администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным уведомления Контрольно-счетной палаты Мурманской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – ответчик, КСП) от 01.03.2023 №07- 01/174 о применении бюджетных мер принуждения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Министерство финансов Мурманской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>); Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>); Муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>); общество с ограниченной ответственностью «Валентина» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).

Решением суда от 14.07.2023 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 14.07.2023, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы КСП о том, что на благоустраиваемой общественной территории работы по устройству и посеву газонов площадью 19360 кв.м не выполнены, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, техническому заданию, сметному расчету, актам выполненных работ, в соответствии с которыми производилось выполнение работ и их приемка. Как указывает податель жалобы, должностные лица КСП, осуществлявшие проверку, не имеют строительного образования, а также специальных знаний в области растениеводства, почвоведения, ботаники, земледелия, мелиорации, семеноводства; выводы о фактическом отсутствии выполнения работ по устройству и посеву газона на площади 19360 кв.м сделаны на основании визуального осмотра территории; первичные документы и исполнительная документация, представленная МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» в качестве доказательств выполнения работ, не приняты во внимание; документы и фотоматериалы строительного контроля также оставлены без внимания; осмотр территории производился по истечении восьми месяцев после приемки работ.

К апелляционной жалобе приложены дополнительные документы: схема благоустройства территории и фототаблица от 13.08.2023

Контрольно-счетной палатой Мурманской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Администрации отклонены.

Министерство финансов Мурманской области представило ходатайство, в котором просило рассмотреть дело без участия своего представителя, а также возражало против отмены решения суда от 14.07.2023 по делу № А42-2527/2023.

Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области представило отзыв, в котором указало на исполнение решений о применении мер бюджетного принуждения, оставило рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» также представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Учреждение просило удовлетворить апелляционную жалобу Администрации и отменить обжалуемое решение суда первой инстанции. К отзыву приложены дополнительные доказательства: фотоматериалы с сервиса https://www.google.com/maps, возражения от 04.07.2022 на акт осмотра.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 рассмотрение апелляционной жалобы Администрации отложено на 28.11.2023.

20.11.2023 в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство КСП о рассмотрении апелляционной жалобы Администрации 28.11.2023 в отсутствие своего представителя, с приложением постановления мирового суда по делу №5-108/2023 от 26.04.2023, а также информацией с официального сайта Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу № 16-6318/2023.

27.11.2023 Администрацией в электронном виде с использованием сервиса «Мой арбитр» представлен нотариально заверенный протокол от 24.11.2023 осмотра доказательств, отраженных на сайте https://maps.google.com/maps/.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 рассмотрение апелляционной жалобы Администрации отложено на 19.12.2023.

В судебном заседании 19.12.2023 представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.

Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных в суд апелляционной инстанции Администрацией (схема благоустройства территории, фототаблица от 13.08.2023, нотариально заверенный протокол от 24.11.2023 осмотра доказательств, отраженных на сайте https://maps.google.com/maps/), а также МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» (фотоматериалы с сервиса https://www.google.com/maps), поскольку данные дополнительные доказательства не были представлены в суд первой инстанции. При этом Администрацией и МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» не обоснована невозможность своевременного представления данных документов в суд первой инстанции по объективным причинам, с учетом того, что стороны были надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, рассмотрение дела неоднократно откладывалось судом первой инстанции, следовательно, стороны имели возможность представить все документы до вынесения судом первой инстанции решения по существу спора.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на 2022 год распоряжением КСП о 20.05.2022 №28 назначено проведение контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Формирование современной городской среды в 2021 году и истекшем периоде 2022 года (совместно с контрольно-счетными органами муниципального образования).

По результатам контрольного мероприятия, проведенного в период с 06.06.2022 по 06.07.2022, составлен акт от 06.07.2022.

В ходе проведения проверки КСП было выявлено, что в 2021 году между Министерством градостроительства и благоустройства Мурманской области и Администрацией заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды от 28.01.2021 № 8/ИМБТ (с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2021 № 1) с объемом финансового обеспечения в сумме 55 677 093 руб. 31 коп., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 46 885 697 руб. 44 коп.

Согласно решению Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 24.12.2020 № 102 «О бюджете муниципального образования Ковдорский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Администрация является главным распорядителем средств местного бюджета, в том числе средств, предоставляемых из областного бюджета в виде иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды.

Администрацией доведены до МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, предоставленные в рамках соглашения от 28.01.2021 № 8/ИМБТ.

В целях реализации проекта создания комфортной городской среды МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» заключен муниципальный контракт от 14.04.2021 №213<***>-0017 с ООО «Валентина» (ИНН <***>) на выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Ковдор со сроком их окончания не позднее 15.09.2021 и стоимостью 55 355 640,95 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 46 615 002,31 руб., местного бюджета - 8 740 638,64 руб.

Согласно актам о приемке выполненных работ от 06.09.2021 № 1 и от 05.10.2021 № 2 ООО «Валентина» выполнены работы по подготовке почвы для газона с внесением растительной земли механизированным способом и проведен посев газонов вручную на общественной территории площадью 19 360 кв.м, а МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» приняты и оплачены данные работы общей стоимостью 11 917 747,65 руб. (платежные поручения от 13.09.2021 №630152, от 15.09.2021 №674070, от 29.10.2021 №445327).

В ходе проведения должностными лицами КСП осмотра соответствующей общественной территории было установлено, что МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» работы по устройству и посеву газона площадью 19360 кв.м фактически не выполнены, что отражено в акте осмотра от 22.06.2022.

КСП пришла к выводу о том, что в нарушение положений пункта 1 статьи 746 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодека Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» приняты и оплачены фактически не выполненные работы по устройству и посеву газона на общественной территории, что свидетельствует о нереализованном проекте создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – участниках конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Следовательно, бюджетные средства в сумме 11 917 747,65 руб. (средства областного бюджета - 10 035 935,30 руб., средства местного бюджета - 1 881 812,35 руб.), доведенные Администрацией до МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» в целях реализации проекта создания комфортной городской среды, направлены и оплачены на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением от 28.01.2021 № 8/ИМБТ о предоставлении указанных бюджетных средств, что свидетельствует о нецелевом их использовании.

31.01.2023 КСП утвержден отчет по результатам контрольного мероприятия.

В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Закона Мурманской области от 17.09.2011 №1389-01-ЗМО «О Контрольно-счетной палате Мурманской области» КСП выдано уведомление от 01.03.2023 № 07-01/174 о применении в отношении Администрации бюджетных мер принуждения, предусмотренных пунктом 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части средств областного бюджета в сумме 10 035 935 руб. 30 коп.

Не согласившись с указанным уведомлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда первой инстанции от 14.07.2023 в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К бюджетным мерам принуждения относятся, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 306.2 БК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).

При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

- нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

- нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

К бюджетным нарушениям относится в частности, нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).

Статьей 136 БК РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Закону Мурманской области от 24.12.2020 № 2585-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году Министерству градостроительства и благоустройства Мурманской области, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление муниципальным образованиям иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - участниках Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды.

Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2017 №430-ПП «О государственной программе Мурманской области «Формирование современной городской среды Мурманской области» утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на создание комфортной городской среды и исторических поселениях- участниках Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды (приложение №12 к государственной программе) (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил средства поддержки предоставляются бюджетам муниципальных образований Мурманской области, которые являются участниками конкурса, проводимого в соответствии с Правилами предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 (далее - Конкурс), в виде иных межбюджетных трансфертов для реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Конкурса.

Целевым назначением иного межбюджетного трансферта является финансовое обеспечение реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - участниках Конкурса.

Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Подпунктом «б» пункта 8 Правил предусмотрено, что соглашение должно содержать, в том числе обязательство о завершении реализации проекта участником Конкурса не позднее 1 ноября года, следующего за годом подведения итогов Конкурса.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б» пункта 8 настоящих Правил, применяются меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствующие средства подлежат возврату в полном объеме в доход бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством градостроительства и благоустройства Мурманской области и Администрацией заключено соглашение от 28.01.2021 № 8/ИМБТ (с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2021 № 1) о предоставлении из областного бюджета иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды с объемом финансового обеспечения в сумме 55 677 093 руб. 31 коп., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 46 885 697 руб. 44 коп. (далее – Соглашение).

Пунктом 4.3.7 Соглашения предусмотрено, что получатель - Администрация обязуется завершить реализацию проекта не позднее 30.09.2021, вернуть иные межбюджетные трансферты в полном объеме в случае нарушения срока реализации проекта.

Согласно решению Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 24.12.2020 № 102 «О бюджете муниципального образования Ковдорский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Администрация является главным распорядителем средств местного бюджета, в том числе средств, предоставляемых из областного бюджета в виде иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды.

Администрацией доведены до МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, предоставленные в рамках соглашения от 28.01.2021 № 8/ИМБТ.

В целях реализации проекта создания комфортной городской среды МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» заключен муниципальный контракт от 14.04.2021 №213<***>-0017 с ООО «Валентина» (ИНН <***>) на выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Ковдор со сроком их окончания не позднее 15.09.2021 и стоимостью 55 355 640,95 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 46 615 002,31 руб., местного бюджета - 8 740 638,64 руб. (далее – Контракт)

Согласно Техническому заданию (приложение к Контракту) предусмотрены работы по восстановлению газонов, а именно: подготовке почвы для устройства партерного обыкновенного газона с нанесением растительной земли механизированным способом на площади 19360 кв.м, а также посев газонов партерных обыкновенных вручную на площади 19360 кв.м.

Согласно актам о приемке выполненных работ от 06.09.2021 № 1 и от 05.10.2021 № 2 ООО «Валентина» выполнены работы по подготовке почвы для газона с внесением растительной земли механизированным способом и проведен посев газонов вручную на общественной территории площадью 19 360 кв.м, а МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» приняты и оплачены данные работы общей стоимостью 11 917 747,65 руб. (платежные поручения от 13.09.2021 №630152, от 15.09.2021 №674070, от 29.10.2021 №445327).

Вместе с тем, в ходе проведения должностными лицами КСП осмотра соответствующей общественной территории было установлено, что МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» работы по устройству и посеву газона площадью 19360 кв.м фактически не выполнены, что подтверждается актом осмотра от 22.06.2022 и фототаблицей, являющейся приложением к акту от 06.07.2022 (том 3 л.д.63-77, 109). В акте осмотра от 22.06.2022 отражено, что не осуществлена подготовка почвы с внесением земли для устройства газона, кроме газона перед входом в ГДК; не проведен посев газонов по всей площади, кроме газона перед входов ГДК, что также подтверждается фотоматериалами.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, из представленных КСП фотоматериалов (приложение к акту от 06.07.2022, том 3 л.д.63-77) видно, что фактически работ по подсыпке и подготовке почвы для посадки газонов не производилось; грунт на газонах не очищен и не разровнен, видны следы прошлогодней травы, сорняков, иной растительности, камней, пни не выкорчеваны, при этом спил не может свидетельствовать о надлежащей подготовке почвы под посадку партерных газонов. Поверхности газонов не разровнены, видны перепады высот, ямы, имеющийся грунт уплотнен, что свидетельствует об отсутствии вспашки земли; следы подсыпания (внесения) плодородного слоя почвы также отсутствуют. Из материалов фотофиксации также усматривается локальное отсутствие травы на большей части территории, подлежащей благоустройству, наличие большого количества песка на газонах, что свидетельствует о невнесении плодородного слоя земли.

Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что согласно представленным актам о приемки выполненных работ от 06.09.2021 № 1 и от 05.10.2021 № 2 работы по подготовке почвы и посеву газонов проводились в период с 01 по 15 сентября 2021 года, то есть с нарушением рекомендуемых сроков озеленения для данного климатического региона, установленных СП82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий, на которые имеется ссылка в муниципальном контракте».

Доводы Администрации о том, что осмотр территории производился по истечении восьми месяцев после приемки работ, в который в том числе происходила обработка территории противогололедными материалами, содержащими большое количество песка, который сметался в весенний период после снеготаяния на газоны, также обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Проверка производилась на следующий год (начало лета 2022 года) после того, как должны были быть завершены все работы по подготовке почвы, устройству газонов и посадке семенного материала в почву (осень 2021 года). Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, на момент проведения осмотра 22.06.2022 результаты благоустройства газонов должны быть визуально видимы неопределённому кругу лиц, в том числе не обладающих специальной подготовкой. Даже если предположить, что к началу июня 2022 года трава по каким-либо причинам еще взошла не на всей благоустраиваемой территории, то результат подготовки почвы для посева травы однозначно должен был быть видимым и очевидным.

Само по себе наличие подписанных сторонами Контракта актов о приемке выполненных работ от 06.09.2021 № 1 и от 05.10.2021 № 2 не опровергает обстоятельства, установленные в ходе проверки КСП и зафиксированные в акте осмотра от 22.06.2022 и материалах фотофиксации.

Доказательства проведения экспертизы выполненных работ на момент их принятия, в соответствии с пунктом 6.8 Контракта, в материалы дела не представлены.

Кроме того, согласно условиям Контракта с момента начала работ и до их завершения подрядчик обязан был обеспечить 24-часовое онлайн-видеонаблюдение (с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), вести фотофиксацию каждого вида выполняемых работ, в том числе скрытых работ, однако такие материалы ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции представлены не были.

Надлежащих доказательств, опровергающих факты, указанные в акте осмотра от 22.06.2022 и в акте проверки от 06.07.2022 заявителем суду первой инстанции не представлено.

Представленные Администрацией в суде первой инстанции фотоматериалы (том 1 л.д.112-150, том 2) не подтверждают выполнение работ по устройству и посеву газонов на момент подписания актов о приемке выполненных работ от 06.09.2021 № 1 и от 05.10.2021 № 2. Как обоснованно отметил суд первой инстанции, указанные фотографии не содержат сведений о датах их съемки, при этом как пояснил представитель, фото сделаны в 2022 году, то есть после завершения сроков выполнения работ по Контракту. При этом часть фотографий подтверждают именно отсутствие работ, а часть подтверждает осуществление работ уже непосредственно в 2022 году, то есть после сдачи и приемки работ и проведения КСП проверки (из представленных истцом материалов фотофиксации усматривается, что подсыпка почвы на газоны, ее разравнивание производились явно в летний период, а не осенью 2021 года, и уже после фиксации КСП нарушений в июне 2022 года; часть фотографий сделана уже осенью 2022 года и подтверждает факт взошедшей травы после проведения таких работ в 2022 году).

Доводы Администрации о том, что подрядчик выполнял работы в рамках гарантийных обязательств, ссылаясь, в том числе на процент всхожести травы, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку все представленные доказательства, свидетельствуют о том, что работы на октябрь 2021 года не были выполнены в принципе, при этом в нарушение требований действующего законодательства были полностью оплачены.

Ссылки Администрации и МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» на техническое заключение ООО «СЗИЦ» от 23.12.2022, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку экспертиза выполненных работ в соответствии с условиями государственных контрактов проводится до их приёмки и оплаты. При этом, техническое заключение ООО «СЗИЦ» составлено 23.12.2022, то есть уже после приемки и оплаты заказчиком работ по Контракту и после проведения КСП проверки и фиксации выявленных нарушений в части не выполнения работы по устройству и посеву газона.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным и подтвержденным материалами дела вывод КСП о том, что в нарушение положений пункта 1 статьи 746 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодека Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», МКУ «УЖКХ Ковдорского МО» в 2021 году были приняты и оплачены фактически не выполненные работы по устройству и посеву газона на общественной территории, что свидетельствует о нереализованном проекте создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – участниках конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Следовательно, бюджетные средства в сумме 11 917 747,65 руб. (средства областного бюджета - 10 035 935,30 руб., средства местного бюджета - 1 881 812,35 руб.), выделенные в целях реализации проекта создания комфортной городской среды, направлены и оплачены на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением от 28.01.2021 № 8/ИМБТ о предоставлении указанных бюджетных средств, что свидетельствует о нецелевом их использовании.

Устранение выявленных в ходе проверки недостатков не опровергает факт нецелевого расходования бюджетных средств при оплате невыполненных работ.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание выводы, изложенные во вступившем в законную силу постановлении мирового судьи судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области от 28.04.2023 по делу № 5-108/2023, которым также установлен факт расходования средств целевого межбюджетного трансфера на оплату фактически невыполненных работ по восстановлению газонов по контракту от 14.04.2021 №213<***>-0017.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным уведомления КСП от 01.03.2023 № 07-01/174 о применении в отношении Администрации бюджетных мер принуждения, предусмотренных пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ в части средств областного бюджета в сумме 10 035 935 руб. 30 коп.

Судом первой инстанции в полном объеме исследованы обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства и дана им надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда от 14.07.2023 не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 июля 2023 года по делу № А42-2527/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

М.Г. Титова