ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 сентября 2023 года
Дело №А42-2604/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 21.03.2023;
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 13.12.2022; ФИО4, по доверенности от 15.11.2022;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-24364/2023) общества с ограниченной ответственностью "Спецметресурсы" и Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.06.2023 по делу № А42-2604/2023 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецметресурсы"
к Мурманской таможне
3-е лицо: Балтийская таможня
о признании недействительным решения и уведомления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Спецметресурсы» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманской таможне (далее – Таможня, таможенный орган) о признании недействительными решения б/н от 21.03.2023 и уведомления от 16.03.2023 № 10207000/У2023/0000013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Балтийская таможня (далее – третье лицо).
Решением суда от 13.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным уведомление Мурманской таможни от 16.03.2023 № 10207000/У2023/0000013 как несоответствующее Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обязанности уплаты пеней, приходящихся на вывозную таможенную пошлину в сумме 29598273 руб.75 коп., а именно, в сумме 4172328 руб.89 коп. Обязал Мурманскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Спецметресурсы». В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество и Мурманская таможня подали апелляционные жалобы.
В обоснование жалобы Общество ссылается, что товар вывозился одним лицом в адрес одного покупателя, в рамках исполнения одной Спецификации от 23.06.2021 №4 (с учетом Дополнительного соглашения от 16.07.2021 №1 и от 06.08.2021 №2) к контракту от 03.12.2020 №03/12, который не только отгружен, но и доставлен до пункта назначения на момент декларирования товара. Считает, что датой отгрузки всего товара является момент составления Спецификации от 23.06.2021 №4; таможенные пошлины декларантом уплачены в полном объеме, в связи, с чем задолженность у декларанта отсутствует.
В обоснование жалобы Мурманская таможня ссылается, что положениями Федерального закона, регламентирующими начисление, уплату, взыскание и возврат пеней не предусмотрены правила начисления пени в случае, когда подлежащие взысканию таможенные платежи были раннее уплачены и находились в бюджете РФ. Считает, что расчет пени в оспариваемом уведомлении произведен обоснованно, в соответствии с нормами статьи 72 ФЗ.
Также податель жалобы указывает на неверное указание в решении суда суммы пени, которая составляет 4 168 099, 93 руб.. в то время как судом первой инстанции указано 4 172 328, 89 руб.
Также от Мурманской таможни поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых таможенный орган указал, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для уменьшения базы начисления таможенных платежей, а также размера начисленных пеней в сравнении с размером, определенным согласно части 8 статьи 72 ФЗ №289-ФЗ.
Мурманская таможня представила письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ и отзыв на апелляционную жалобу Общества.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Таможни отказать.
Представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Общества отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом в рамках контракта от 03.12.2020 № 03/12 в редакции спецификации от 23.06.2021 № 4 и дополнительного соглашения от 16.07.2021 № 1 был продан иностранной компании «ASCOR UK Limited» (Великобритания) лом черных металлов кусковой навалом общим весом 25.000 тонн.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с декларацией на товары № 10216170/200721/0216379 под таможенную процедуру экспорта, поданной 21.07.2021 в Балтийскую таможню, которой в эту же дату названный товар был выпущен в заявленном количестве. Одновременно декларантом была исчислена и уплачена вывозная таможенная пошлина в сумме 98 560 912,05 руб.
Согласно поручениям на отгрузку и коносаментам товар был отгружен на согласованные в дополнительном соглашении от 06.08.2021 № 2 судно «Sider Atlantic» 11.08.2021 в количестве 17.500 тонн и судно «Selamet» 06.10.2021 в количестве 7 500 тонн, убывшие с территории Российской Федерации и таможенной территории Евразийского экономического союза 12.08.2021 и 07.10.2021 соответственно.
По результатам камеральной таможенной проверки заявленных в вышеназванной декларации сведений и соблюдения декларантом требований таможенного законодательства Таможня пришла к выводу о нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, выразившиеся в заявлении в одной декларации на товары сведений о товарах, содержащихся в разных товарных партиях, в отношении которых не соблюдается условие однвременной отгрузки, и вывозе товаров без предоставления документа, допускающего вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС, что повлекло неполную уплату вывозной таможенной пошлины. Таможенный орган посчитал, что Обществу следовало заявлять товар в режиме экспорта на дату отгрузки и вывоза соответствующей товарной партии – 11-12.08.2021 и 06-07.10.2021, а не одномоментно 21.07.2021.
Установив указанные обстоятельства, таможенный орган посчитал, что в ДТ № 10216170/200721/0216379 Обществом могло быть заявлено только 17 500 тонн лома, отгруженного на судно 11.08.2021 и убывшего с таможенной территории 12.08.2021, а 7 500 тонн лома считаются излишне заявленными в указанной декларации, в то же время одновременно считаются задекларированными с нарушением порядка, так как эта партия могла быть помещена под процедуру экспорта в даты ее отгрузки и убытия (06 и 07.10.2021), что отражено в акте от 10.02.2023 № 10207000/210/100223/А000081.
Ненадлежащее декларирование экспорта 7 500 тонн лома повлекло исчисление вывозной таможенной пошлины по ставке, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2021 № 977 и действовавшей на дату фактической отгрузки и убытия этого лома, а именно, в размере 5 % от таможенной стоимости, но не менее 70 евро за тонну (1.000 кг), взамен использованной декларантом в спорной декларации и действовавшей на дату ее подачи ставки в размере не менее 45 евро за тонну, в связи, с чем на основании решения Таможни № 10207000/210/150323/Т000081/00001 от 15.03.2023 вывозная таможенная пошлина экспортированного 06-07.10.2021 лома в количестве 7 500 тонн составила 44 060 677,5 руб., тогда как по расчетам Общества эта пошлина на дату неправильного декларирования (21.07.2021) составила 29 598 273,75 руб., разница – 14 462 403,75 руб.
Данное решение явилось основанием для направления таможенным органом уведомления от 16.03.2023 № 10207000/У2023/0000013, в котором Обществу указано о необходимости оплаты таможенных платежей в виде вывозной таможенной пошлины в сумме 44.060.677,5 руб. и исчисленной со всей этой суммы пеней, составивших 6.211.025,65 руб. по состоянию на 16.03.2023, а всего 50.271.703,5 руб. (л.д.109-111 т.1).
Решением от 21.03.2023 Таможней внесены изменения в ДТ № 10216170/200721/0216379 и исключено из нее 7 500 тонн лома и Обществу возвращена приходящаяся на это количество вывозная таможенная пошлина в сумме 29 598 273,75 руб., как излишне уплаченная.
Полагая, что решение об изменении спорной декларации и уведомление об оплате пошлины и пеней являются незаконными, поскольку обязанность декларанта должна определяться на дату подачи декларации 21.07.2021, а не на дату фактической отгрузки и убытия товарной партии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав мнение представителей Общества и Мурманской таможни, пришел к выводу, что решение суда подлежит в части доначислений таможенных платежей изменению.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Пунктами 1, 2 статьи 115 ТК ЕАЭС установлено, что неполное таможенное декларирование осуществляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза.
При неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: 1) о получателе товаров; 2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; 3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; 4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
В силу части 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации подлежат указанию, помимо прочих, сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Согласно пункту 3 статьи 115 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС определено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС (статья 115 ТК ЕАЭС) и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Пунктом 11 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Решение N 289) предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в частности в случае, установленном пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под процедуру экспорта используется декларация на товары (ДТ), форма и порядок заполнения которой определены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок N 257), устанавливающим, помимо прочего, порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения", которым утвержден Порядок заполнения декларации на товары (далее по тексту - Порядок), как одна товарная партия при вывозе товаров с таможенной территории рассматриваются товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Исходя из содержания пункта 2 Порядка, определение понятия одной товарной партии содержит информацию про одновременно отгружаемые от отправителя товары. При этом, ограничений по фактическому убытию данная норма не содержит.
Согласно пункту 2 раздела I Общих положений Порядка заполнения декларации на товары в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Порядка N 257 для целей настоящего Порядка как одна товарная партия рассматриваются: при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки.
Проанализировав положения Порядка N 257 и статей 115 и 116 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях вывоза товаров с таможенной территории таможенного Союза путем таможенного декларирования их в декларации по правилам статьи 115 Кодекса, эти товары, являясь заявленными в одной декларации, должны быть отгружены (переданы перевозчику или экспедитору) в полном объеме (количестве) одновременно, то есть в одной товарной партии.
Как установлено судом первой инстанции, с учетом вышеизложенных норм у Общества отсутствует обязательное условие об одновременной отгрузке товара.
Согласно поручениям на отгрузку и коносаментам товар был отгружен на согласованные в дополнительном соглашении от 06.08.2021 № 2 судно «Sider Atlantic» 11.08.2021 в количестве 17 500 тонн и судно «Selamet» 06.10.2021 в количестве 7 500 тонн, убывшие с территории Российской Федерации и таможенной территории Евразийского экономического союза 12.08.2021 и 07.10.2021 соответственно. Указанное согласуется с коносаментами с указанными датами и положениями пункта 3 статьи 145 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, согласно которым коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте.
Из бухгалтерского учета Общества следует, что сумма выручки от продажи рассматриваемого лома в количестве 17 500 тонн отражена на балансовом счете 90 «Продажи» 11.08.2021 (дата коносамента), то есть в 3 квартале 2021 года, а от продажи 7 500 тонн лома 06.10.2021 (дата коносамента), то есть в 4 квартале 2021 года (том 1 л.д.145, 146).
Из регистра бухгалтерского учета Общества по счету 41.01 + 43 применительно к спорной декларации следует, что приобретение (поступление) спорного лома Обществом осуществлялось в период с 12.08.2021 по 08.09.2021, то есть на дату убытия первой партии груза 12.08.2021, отгруженного на судно 11.08.2021, лом в количестве 7 500 тонн не существовал, в связи, с чем не может быть квалифицирован как одновременно отгруженная 11.08.2021 товарная партия, поскольку лом формировался к 06.10.2021, чтобы отгрузиться на судно и убыть за пределы таможенной территории 07.10.2021.
При этом, значительное количество товара, вывезенного на судне т/х «Selamet» 07.10.2021 было приобретено Обществом в период август – октябрь 2021 года после вывоза с таможенной территории ЕАЭС первой партии металла на судне судно «Sider Atlantic» 12.08.2021.
Обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 56 Таможенного кодекса ЕАЭС возникает при незаконном перемещении товаров (как с не декларированием, так и с недостоверным декларированием товаров). Вместе с тем, не декларирование товаров и недостоверное декларирование товаров не являются исчерпывающими случаями, когда возникает обязанность по уплате таможенных платежей.
Обязанность по уплате таможенных платежей возникает также в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Таможенного кодекса ЕАЭС при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров с нарушениями требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В рассматриваемом случае был нарушен как порядок таможенного декларирования товаров, так и порядок убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Спора по правильности определения и исчисления вывозной таможенной пошлины у сторон отсутствует.
Таможенным органом обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров Обществу не вменяется.
Судом установлено, что спорный перерасчет вывозной таможенной пошлины обусловлен ненадлежащим (несвоевременным) декларированием, что повлекло применение к декларанту в порядке пункта 2 статьи 6 ТК ЕАЭС мер (ставки), действовавших на день фактического пересечения 7 500 тонн лома таможенной границы Евразийского экономического союза.
Также являются правомерными ссылки Таможни на Категории товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1075, где включены отходы и лом черных металлов (код 7204) и лом (код 7602009000).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия таможенного органа по исчислению вывозной таможенной пошлины при экспорте лома в количестве 7 500 тонн по состоянию на дату пересечения им таможенной границы Евразийского экономического союза (06-07.10.2021) основаны на таможенном законодательстве.
Согласно пункту 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный данным Кодексом срок уплачиваются пени.
В соответствии с частями 1, 10 статьи 72 Федерального закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) пенями признаются установленные названной статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 этой же статьи.
Расчет суммы пени Таможней был произведен исходя из норм статьи 72 Федерального закона, с применением действующей ставки равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена - 44 060 677,50 руб.
Таким образом, начисление и предъявление Таможней к уплате пеней является правомерным.
Как разъяснено в абзаце первом пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», при определении наличия оснований для применения таможенными органами статьи 72 Закона о таможенном регулировании и начисления пеней по определённым данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведённых декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 21.03.2023 Таможней на основании принятого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров произведен возврат излишне уплаченной суммы вывозной пошлины в размере 29 568 273,75 руб. (КДТ № 10216170/200721/0216379).
Таким образом, исходя из расчетной базы - суммы вывозной пошлины, которая ранее была уплачена по ДТ - 29 568 273, 75 руб. сумма пени составляет 4 168 099,93 руб., а не 4 172 328,89 руб., как указано судом первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит изменению в части начисленной суммы таможенных платежей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.06.2023 по делу № А42-2604/2023 изменить.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: Признать недействительным уведомление Мурманской таможни от 16.03.2023 № 10207000/У2023/0000013 как несоответствующее Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обязанности уплаты пеней, приходящихся на вывозную таможенную пошлину в сумме 29 568 273 руб.75 коп., а именно, в сумме 4 168 099 руб.92 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.06.2023 по делу № А42-2604/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
М.И. Денисюк
Н.А. Мильгевская