ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 сентября 2017 года | Дело № А42-2802/2017 |
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дмитриева И.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-20209/2017 ) АО "Банк Русский стандарт"на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.06.2017 по делу № А42-2802/2017 (судья Муратшаев Д.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "Банк Русский стандарт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области
о признании недействительным решения
установил:
Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения № 7 от 16.12.2017 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее Инспекция).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 26.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе анализа представленной АО «Альфа-Банк» выписки Инспекцией установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 с расчетного счета, открытого им в данном банке 21.12.2015 списаны денежные средства на счет, открытый в АО «Банк Русский Стандарт», Инспекцией заказным письмом направлен запрос от 28.09.2016 № 04-15/4009 о представлении выписок по операциям на всех счетах (специальных банковских счетах) за период с 15.12.2015 по 31.12.2015, открытых индивидуальным предпринимателем ФИО1 в Банке, в связи с проведением в отношении указанного лица налоговой проверки.
Письмом от 11.10.2016 № РС-10372 сообщил об отсутствии расчетных счетов, счетов по вкладам (депозитам) у индивидуального предпринимателя ФИО1 (справка от 11.10.2016 № РС-10372 о наличии счетов (специальных банковских счетов) (форма КНД 1114305)), а идентифицировать ФИО1 в качестве клиента Банка - физического лица и установления факта наличия открытых на его имя счетов, на основании предоставленных в запросе данных не представляется возможным.
Поскольку согласно сведениям, полученным налоговым органом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, у ФИО1 в АО «Банк Русский Стандарт» имеются рублевые текущие счета и рублевый счет по вкладу (депозиту), открытые 30.11.2015, Инспекцией составлен Акт от 26.10.2016 № 7.
По результатам рассмотрения акта от 26.10.2016 № 7 и возражений Банка на него Инспекцией вынесено решение от 06.12.2016 № 7 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение на основании части 1 статьи 135,1 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. с учетом смягчающего обстоятельства совершения нарушения впервые.
По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика УФНС России по Мурманской области принято решение № 132 от 07.03.2017 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств мoгyт быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций но счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@ утвержден порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Указанный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, счетов, открытых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ утверждены формы и порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе.
Данный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
При реализации своих полномочий используется запрос о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) по форме по КНД 1123203.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 4 формы по КНД 1123203 в соответствующих полях формы запроса указываются следующие сведения:
а) полное наименование банка (оператора по переводу денежных средств), в который представляется запрос, адрес его места нахождения, ИНН, КПП, БИК;
б) полное наименование организации, в отношении которой запрашиваются выписки, ее ИНН, КПП, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого запрашиваются выписки, его ИНН;
в) номера счетов (номера специальных банковских счетов) организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), по операциям на которых запрашиваются выписки, либо указание на необходимость предоставления выписок по всем счетам (специальным банковским счетам), открытым данным лицом в банке (у оператора по переводу денежных средств);
г) период времени, за который запрашиваются выписки;
д) наименование и адрес налогового органа, направляющего запрос, в адрес которого должны быть представлены запрашиваемые выписки;
е) контактный телефон должностного лица налогового органа.
Согласно материалам дела, запрос от 28.09.2016 № 04-15/4009 составлен налоговым органом по форме КНД 1123203, в графе «полное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката учредившего адвокатский кабинет)» указано ФИО1, в графе «ИНН» указано 510890922101, а также имеется отметка о том, что выписки по операциям на счетах (специальных банковских счетах) необходимо предоставить в отношении всех счетов, открытых указанным лицом в банке.
Указание адреса и даты рождения лица, в отношении которого запрашиваются сведения, независимо от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя формой КНД 1123203 не предусмотрено.
Таким образом, Инспекцией соблюдена форма запроса в отношении счетов индивидуального предпринимателя, утвержденная Приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@.
До внесения изменений в данный документ, налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22б80@ указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к Письму ФНС России от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322 (Письмо ФПС России от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322).
Из письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22680@ "Об информации о вкладах (депозитах) с 1 января 2013 года" следует, что банки, кроме информации по счетам и об электронных денежных средствах, обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), выписки по вкладам (депозитам) при наличии условий, предусмотренных этой нормой.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 №№ ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520, налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется использовать формы соответствующих запросов, согласно приложениям к настоящему письму.
В Письме ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 (ред. от 20.06.2014) "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014 указано, что соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 10, пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изложен в новой редакции, вступающей в силу с 01.07.2014.
Согласно новой редакции названной нормы введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах: в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет - в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса; в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 №№ ММИ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@, налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к настоящему письму.
Так, в соответствии с рекомендованными формами запрос в банк в мотивировочной части должен содержать ссылку на статус налогоплательщика (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), вид проводимой налоговой проверки (выездная, повторная выездная, камеральная), а также в случае направления запроса в отношении физического лица - согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-2/1267@ Федеральная налоговая служба России разъяснила, что порядок и процедура такого согласия регулируются внутренними документами налоговых органов как письменное обращение нижестоящего налогового органа в адрес вышестоящего налогового органа либо как служебная записка структурного подразделения центрального аппарата ФНС России в адрес руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки Федеральной налоговой службой).
НК РФ не устанавливает обязательную письменную форму согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предусмотренного пунктом 2 статьи 86 Кодекса. Вместе с тем, учитывая возможное инициирование налогоплательщиком налогового спора в суде по данному вопросу, письменная форма такого согласия является целесообразной.
Разграничить денежные средства на банковских счетах физического лица на используемые им для осуществления исключительно предпринимательской деятельности и для личного потребления.
Обязанность индивидуального предпринимателя открывать банковский счет при осуществлении предпринимательской деятельности законодательно не закреплена.
В письме от 10.07.2013 № 03-02-07/1/26643 Минфин России указал, что - НК РФ не предусмотрено, что документы (информация), перечисленные в пункте 2 статьи 86 НК РФ, могут быть запрошены налоговыми органами у банков исключительно только по тем счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, которые используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, банки обязаны представлять налоговым органам по их мотивированным запросам документы (информацию) по счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, в том числе открытым им как физическим лицам.
Таким образом, Банк был правомерно привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в отношении ФИО1, оснований для признания недействительным решения налогового органа № 7 от 16.12.2017 не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.06.2017 по делу № А42-2802/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | И.А. Дмитриева | |