ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-3137/20 от 08.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 июня 2022 года

Дело №

А42-3137/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,

при участии от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Мосунова П.Е. (доверенность от 10.01.2022 № 6), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области Тимохина И.Н. (доверенность от 13.12.2021 № 07-12/13494),

рассмотрев 07.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу № А42-3137/2020,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области, адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сгибнева, д. 13А, ОГРН 1045100102080, ИНН 5110102371 (далее - Инспекция), от 05.11.2019 № 471/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 30.09.2021 прекращено производство по делу по требованию Учреждения о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 404 863 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 02.02.2022 решение суда первой инстанции от 30.09.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение ими фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 30.09.2021 и постановления от 02.02.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, рассмотрение вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте в части соответствия критериям, установленным пунктами 4 (изъятые из оборота земельные участки) и 5 (ограниченные в обороте земельные участки) статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), не относится к компетенции налоговых органов, а является исключительной компетенцией Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение настаивает на том, что 21 земельный участок, по которым оспариваемым решением налогового органа доначислен земельный налог, являются изъятыми из оборота на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы указывает на представленные им в материалы дела документы, которые подтверждают, что на спорных земельных участках находятся объекты недвижимого имущества, которые используются в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение 30.01.2019 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2018 год, в которой исчислило 3091 руб. земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030106:86, применив налоговую ставку 0,3 процента.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки полученной декларации Инспекция составила акт от 21.05.2019 № 471, дополнение к акту от 09.09.2019 № 1 и приняла решение от 05.11.2019 № 471/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Учреждению доначислено 641 802 руб. земельного налога, начислено 106 765 руб. пеней, Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 32 090 руб. штрафа.

В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что в 2018 году Учреждение занизило подлежащий уплате земельный налог на 638 711 руб. в результате неотражения в налоговой декларации по данному налогу 24 земельных участка, расположенных в ЗАТО Александровск, Североморск, Заозерск, Видяево. При этом налоговый орган признал, что 13 земельных участков c кадастровыми номерами 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:08:0020102:8, 51:23:0040002:1, 51:08:0050103:16, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:10, 51:08:0030105:46, 51:23:0040002:12, 51:27:0000000:10, 51:27:0030404:16, 51:06:0030106:38, 51:06:0030106:84 признаются объектом обложения земельным налогом по ставке 0,3 процента в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Относительно 11 земельных участков с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:11, 51:23:0040002:13, 51:08:0020102:159, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1, 51:27:0030401:17, 51:27:0020201:1, 51:30:0020101:44 Инспекция посчитала, что они не относятся к землям, предоставленным для обороны, и не имеют статуса ограниченных в обороте. Следовательно, при исчислении налога в отношении этих земельных участков должна быть применена налоговая ставка 1,5 процента.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее – Управление) от 27.12.2019 № 495 апелляционная жалоба Учреждения на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.

В дальнейшем вышестоящим налоговым органом на основании пункта 3 статьи 31 НК РФ принято решение от 20.04.2021 № 121, которым отменено решение налогового органа в части доначисления 404 863 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. Управление пришло к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:1, 51:27:0030401:17, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:13, 51:08:0020102:159, 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:11, 51:30:0020101:44 относятся к ограниченным в обороте, в связи с чем при исчислении земельного налога в отношении этих участков подлежит применению налоговая ставка 0,3 процента. Также Управление признало, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16, 51:27:0020201:1, 51:06:0030106:84, находящиеся в федеральной собственности и зарегистрированные на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением, относятся к изъятым из оборота.

Учреждение оспорило решение Инспекции в судебном порядке.

Приняв во внимание решение Управления от 20.04.2021 № 121, пункт 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 30.06.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции прекратил производство по делу по требованию о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 404 863 руб. земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Учреждением требований.

Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверена законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы Учреждения и возражений Инспекции относительно жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Суды подтвердили обоснованность доначисления Учреждению по итогам проверки земельного налога по ставке 0,3 процента в отношении 21 земельного участка с кадастровыми номерами 51:27:0000000:10, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:08:0020102:8, 51:23:0040002:1, 51:08:0050103:16, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:10, 51:08:0030105:46, 51:23:0040002:12, 51:06:0030106:38, 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:1, 51:27:0030401:17, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:13, 51:08:0020102:159, 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:11, 51:30:0020101:44.

Суды признали недоказанной позицию Учреждения о наличии правовых оснований для неисчисления налога по спорным земельным участкам, поскольку данные участки не изъяты из оборота и не заняты находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Приведенные в кассационной жалобе доводы Учреждения выводы судов не опровергают и не подтверждают неправильного применения судами норм права, повалявшего на исход спор.

По смыслу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В пункте 1 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами; следовательно, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).

В соответствии с пунктами 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 21 спорный земельный участок не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота, а являются ограниченными в обороте, потому подлежат обложению земельным налогом по ставке 0,3 процента.

Формулируя данный вывод, суды приняли во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:08:0020102:8, 51:23:0040002:1, 51:23:0040002:11, 51:08:0050103:16, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12 предоставлены Учреждению на праве постоянного (бессрочного пользования), о чем свидетельствует приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 31.05.2015 № 632 и сведения, указанные в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Данные участки имеют категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «20-ПНиС», «административное здание», «для размещения производственной базы», «цистерны», «капустный склад», «под производственной базой», «под пожарной частью», «автозаправочная станция», «памятник», «шкиперский склад». Земельные участки являются ранее учтенными, кадастровые номера им присвоены 04.05.2005, 05.05.2005, 22.04.2003, 03.05.2005, 07.07.2004, 30.04.2005, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0000000:10, 51:30:0020101:44 суды установили, что данные участки имеют категорию земли «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования «автодорога», «под опоры ЛЭП». Границы данных земельных участков не установлены, однако участки поставлены на кадастровый учет 19.01.2004 и 28.05.2007, представляет собой единое землепользование, в которое входят обособленные (условные) земельные участки.

Возражая против выводов судов, Учреждение в кассационной жалобе, как и ранее в судах первой и апелляционной инстанций, заявляет, что земельные участки не сформированы по правилам земельного законодательства в связи с отсутствием определения точных границ. По мнению Учреждение, на него не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога ввиду отсутствия объекта налогообложения.

Признавая позицию Учреждения неосновательной, суды исходили из того, что в 2018 году земельные участки, которые имеют статус «ранее учтенные» (т.е. поставлены на кадастровый учет до 01.03.2008), считаются учтенными в установленном порядке независимо от определения их границ. Суды отметили, что спорные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете, имеют соответствующую площадь и кадастровую стоимость, их местоположение определено. С учетом изложенного суды пришли к выводу, что в отношении этих участков земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.

Выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, в том числе приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 № 3125/13, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 № 305-ЭС20-15163.

С 01.01.2017 правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка в случаях, установленных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.

При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН. Установление местоположения границ и внесение в ЕГРН сведений о них осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.

Разрешая спор, суды обоснованно заключили, что 21 спорный земельный участок не могут быть расценены в качестве изъятых из оборота, а являются ограниченными в обороте.

Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 51:23:0010302:548 имеет вид разрешенного использования «для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса». На данном участке располагается введенное в эксплуатацию в 2013 году нежилое здание площадью 3197,5 кв. м с кадастровым номером 51:23:0010302:553 (инвентарный номер 5136 ГУП технической инвентаризации Мурманской области), поставленное на учет 03.03.2014. Указанное здание, находящееся в федеральной собственности, на праве оперативного управления принадлежит Учреждению. Приказом начальника Гаджиевского местного гарнизона от 09.12.2019 № 106 данное здание, именуемое как УСТК «Старт», закреплено за войсковой частью 77360-В.

Земельные участки с кадастровыми номерами 51:23:00040002:9, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:12 имеют вид разрешенного использования «гараж с площадкой», «земли под пожарной частью», «шкиперский склад». Земельные участки с расположенными на них зданиями (сооружениями) переданы Учреждением в пользование и под охрану войсковой части 10544 (акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 2 от 27.01.2016).

По данным ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 51:23:0040001:37, имеющем вид разрешенного использования «административное здание», располагается здание. Учреждение заявило, что здание является общежитием, которое по акту приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 2 от 02.12.2019 передано в пользование и под охраной войсковой части 13090.

Согласно выписке из ЕГРН и кадастровым паспортам от 17.06.2008 на земельном участке с кадастровым номером 51:08:0020102:8 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 51:08:0020102:157 – станция технического обслуживания, 51:08:0020102:161 – сантехническая мастерская, закрепленные на праве оперативного управления за Учреждением.

В соответствии с выписками из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 51:08:0050103:16, имеющем вид разрешенного использования «под производственной базой», находятся объекты недвижимости (инвентарный номер Ф/2927) с кадастровыми номерами 51:08:0050103:51 – здание промышленного склада, 51:08:0050103:52 – гараж для большегрузных автомобилей, закрепленные на праве оперативного управления за Учреждением. Также на участке расположены сооружения коммунального хозяйства, канализации с кадастровыми номерами 51:08:0050103:168 – тепловая сеть от котельной, 51:08:0000000:516 – наружная канализация, 51:08:0000000:515 – наружный водопровод, находящиеся в оперативном управлении у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0030105:46 имеет вид разрешенного использования «для строительства дизельной генераторной установки», фактически на нем не располагается никаких зданий.

Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0020102:159 имеет вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса». Данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного пользования) был предоставлен Учреждению приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 31.05.2015 № 632. В 2020 году в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 21.05.2020 № 885 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 51:08:0020102:159.

Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030403:2 имеет категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «сервис (156 СТО)», на нем фактически расположены здание бывшей котельной, используемое под склад, и задание гаража на 6 боксов, которые находятся в пользовании войсковой части 77360-Г.

Земельные участки с кадастровыми номерами 51:27:0030403:1, 51:27:0030401:17 имеют вид разрешенного использования «общественное питание (хлебопекарня)» и «общественная застройка (прачечная)», расположенные на них здания «хлебопекарня» и «баня-прачечная» также переданы в пользование и под охрану войсковой части 77360-Г. При этом в акте приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 от 11.12.2014 указано, что данные здания подлежат сносу.

Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030106:38 имеет вид разрешенного использования «для строительства гаражных боксов», на нем фактически находится здание «гараж Кольского учебно-технического центра», которое передано в пользование войсковой части 14258-2.

Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030301:3 имеет категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «под общественную застройку», фактически на нем располагается здание склада, находящееся под охраной войсковой части 77360-Г.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, на которые ссылалось Учреждение в обоснование своих требований, суды пришли к выводу о том, что спорные земельные участки не изъяты из оборота в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, а является ограниченными в обороте на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, соответственно, являются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

При этом судами установлено, материалами дела подтверждено и Учреждением не опровергнуто, что на всех перечисленных земельных участках, являющихся ограниченными в обороте, в спорный налоговый период не размещались объекты недвижимости для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.

Суды отметили, что сам по себе факт передачи земельных участков, расположенных на них объектов недвижимости не свидетельствует о бесспорном отнесении земельных участков к изъятым из оборота.

Судами учтено, что согласно письму командира войсковой части 77360-Г в 2017 – 2018 годах земельные участки с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3 и 51:27:0030403:2 в интересах войсковой части 77360-Г не использовались, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 51:27:0030301:3 здания склада и прачечной по техническому состоянию подлежат списанию. Относительно земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030403:2 командир войсковой части 77360-Г в письмах от 04.08.2020 № 2069, от 21.01.2021 № 90 сообщил, что расположенные на участке здание бывшей котельной и гараж использовались в интересах отделения автомобильной техники войсковой части для проведения ремонта автомобильной техники, хранения военно-технического имущества. Представленный Учреждением акт внепланового осмотра от 10.09.2020 также свидетельствует об использовании данных зданий в качестве склада и гаража для автомобильной техники, а не для размещения войск, воинских формирований.

В соответствии с письмами врио командира войсковой части 90430 от 07.11.2020 № 2563, от 09.02.2021 № 282 размещенное на земельном участке с кадастровым номером 51:27:0030403:1 здание использовалось в целях проведения осмотра, обслуживания, ремонта и временной стоянки автотранспорта войсковой части, для хранения запасных частей, комплектов шин и комплектующих; личный состав войсковой части прибывал на объект только при необходимости использования гаражных боксов. Из писем командира войсковой части 14258-2 от 12.11.2020 № 316, от 14.01.2021 № 13 также следует, что здание гаража на земельном участке с кадастровым номером 51:06:0030106:38 использовалось для стоянки и хранения автомобильной техники.

Суды отклонили ссылки Учреждения на то, что на земельных участках с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:08:0050103:16 находятся теплотрасса, канализация, тепловая сеть, наружная канализация и наружный водопровод, переданные в оперативное управление федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как верно отметили суды, земельные участки Учреждения (в том числе занятые объектами энергоснабжения, теплопередачи и теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения) не относятся к землям обороны и безопасности, имеют иной вид разрешенного использования, не являются изъятыми из оборота, в связи с чем подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Доказательств осуществления постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, размещения других войск, воинских формирований в имеющихся на земельных участках объектах недвижимости налогоплательщик в материалы дела не представил.

Ссылка Учреждения на факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 51:23:0040002:10 объекта муниципальной собственности (памятника) признана судами неосновательной. Суды учли, что данный земельный участков предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, доказательств того, что право муниципальной собственности на памятник на момент осуществления налоговой проверки за 2018 год зарегистрировано, в материалах дела не имеется.

Таким образом, как обоснованно отметили суды, материалами дела опровергается размещение на спорных земельных участках на постоянной основе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Приведенные в кассационной жалобе Учреждения жалобе доводы о том, что оно не является плательщиком земельного налога в отношении 21 спорных земельных участков, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. По сути, доводы Учреждения направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы Учреждения не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу № А42-3137/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

С.В. Лущаев

И.Г. Савицкая