ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-3373/2021 от 25.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 июля 2022 года

Дело №

А42-3373/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,

при участии от Министерства имущественных отношений Мурманской области Азорина Е.Н. (доверенность от 25.03.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу                     № А42-3373/2021,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив - рыболовецкий колхоз «Возрождение», адрес:184630, Мурманская обл., Кольский р-н, с. Териберка, Архангельская ул., д. 9, ОГРН 1135105000040, ИНН 5105062099 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства имущественных отношений Мурманской области, адрес: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097 (далее - Министерство), от 20.01.2021 № 11   «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую». В порядке восстановления своих прав Кооператив просил обязать Министерство перевести земельный участок с кадастровым номером 51:01:2801001:490 общей площадью                        571 693 937 кв.м с местоположением: Мурманская обл., Кольский р-н, г.т. Туманный, из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», зона с особыми условиями территории - оленьи пастбища, для выпаса северных оленей и предоставить его Кооперативу в пользование путем заключения договора аренды земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кольского района (далее - Администрация района), администрация городского поселения Туманный Кольского района (далее - Администрация поселения), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2021 приказ Министерства от 20.01.2021 № 11 признан недействительным, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.12.2021 и постановление от 10.03.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Кооператива.

Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что согласно документам территориального планирования спорный участок расположен в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, не приняли во внимание особенности правового регулирования использования таких территорий.

В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы.

Иные участвующие в деле лица считаются извещенными в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, в связи с чем неявка их представителей в суд не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации района от 01.10.2014 № 1780 по результатам рассмотрения заявления Кооператива  утверждены проектные границы земельного участка под выпас домашнего северного оленя, расположенного по адресу: Мурманская обл., МО г.п. Туманный Кольского р-на, в районе п.г.т. Туманный, ориентировочной площадью 65 419 га.

В пункте 1 постановления указано, что участок формируется из земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 51:01:2801001:18; категория земель - земли запаса; разрешенное использование земельного участка - под выпас домашних северных оленей.

Пунктом 2 постановления предусмотрено проведение Кооперативом кадастровых работ с привлечением специализированной организации, его обращение в Правительство Мурманской области с ходатайством о переводе земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», а также в Администрацию района с ходатайством о предоставлении земельного участка.

В пункте 3 постановления определено, что оно действует в течение 3 лет.

Постановлением Администрации района от 16.08.2017 № 978, постановлениями Администрации поселения от 01.11.2018 № 163 и от 03.06.2019 № 77 срок действия указанного постановления последовательно продлевался до 01.12.2019.

Во исполнение постановления от 01.10.2014 № 1780 Кооперативом проведены кадастровые работы, земельный участок площадью 571 693 937 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 51:01:2801001:490.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении участка в названном реестре содержатся сведения о категории земель - «земли запаса», о виде разрешенного использования - «под выпас домашних северных оленей».

Кооператив обратился в Министерство с заявлением от 02.12.2020 № 17 о переводе земельного участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490 общей площадью 571 693 937 кв.м, расположенного в г.т. Туманный, Кольский р-н, Мурманская обл., из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», зона с особыми условиями территории - оленьи пастбища, для выпаса северных оленей и предоставлении его Кооперативу в пользование путем заключения договора аренды земельного участка.

Приказом Министерства от 20.01.2021 № 11 в удовлетворении ходатайства о переводе участка в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» отказано со ссылкой на несоответствие целевого назначения находящегося в государственной собственности участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490, площадью 571 693 937 кв.м, местонахождение: Мурманская области, Кольский муниципальный район, городское поселение Туманный, утвержденному генеральному плану муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района.

Кооператив, полагая названный приказ незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Кооператива обоснованными и удовлетворили заявление. При этом суды указали, что поскольку вопрос о предоставлении земельного участка не рассматривался в оспариваемом приказе, способ устранения нарушения прав заявителя путем предоставления земельного участка в аренду не может применен в данном деле.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При этом обращение в суд должно иметь целью восстановление нарушенных прав.

В данном случае Кооперативом оспаривается решение Министерства, принятое по результатам рассмотрения заявления Кооператива о переводе земельного участка с кадастровым номером 51:01:2801001:490 из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004               № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 3 той же статьи в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить,  обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, права на земельный участок.

В силу части 2 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таковом (часть 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности, в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Отклоняя доводы Министерства относительно несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования, суды исходили из установления в отношении спорного земельного участка из категории земель «земли запаса» вида разрешенного использования «под выпас домашних северных оленей», но при этом не исследовали и не оценили приведенные Министерством аргументы о расположении спорного участка в границах территории, определенной на Карте функциональных зон поселения и планируемого размещения объектов местного значения в составе Генерального плана г.п. Туманный, как «иная территория с установленными ограничениями», относящейся к территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, и о правовом режиме использования такой территории.

Признавая незаконным и нарушающим права Кооператива отказ Министерства в переводе спорного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» суды не установили и не указали - какие конкретно его субъективные права и законные интересы были нарушены вследствие принятия Министерством оспариваемого приказа. При этом сведений о том, что Кооператив является правообладателем земельного участка, в отношении которого подано ходатайство о переводе его из одной категории в другую, в материалах дела не имеется; срок действия постановления от 01.10.2014 № 1780, которым было предусмотрено обращение Кооператива с таким ходатайством, истек 01.12.2019.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды не исследовали и не оценили имеющие значение для дела обстоятельства, а в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ суд кассационной инстанции такими полномочиями не обладает, решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А42-3373/2021 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

А.Е. Филиппов