ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-429/2022 от 20.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 августа 2022 года

Дело №А42-429/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17756/2022) Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2022 по делу № А42-429/2022 (судья Карачева А.Е.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горгаз»

к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области

о признании недействительным предписания от 27.10.2021 № П2252/58

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Горгаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – Инспекция) от 27.10.2021 № П2252/58.

Государственная жилищная инспекция Мурманской области переименована в Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее – Министерство), о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 18.01.2022 за номером 2225100005470.

Решением суда первой инстанции от 13.04.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, предписание от 27.10.2021 № П2252/58 признано недействительным.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 13.04.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что Обществом допущено нарушение требований пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в части отказа в выполнении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении. При этом податель жалобы также ссылается на то, что в силу части 5.2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2019 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) у собственника помещений (Администрация ЗАТО г.Заозерск) отсутствует обязанность по оснащению жилого помещения 15 в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> индивидуальным прибором учета газа.

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Министерства отклонены.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с обращением по вопросу непроведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа, в связи с временным отсутствием потребителей в жилом помещении, Инспекцией на основании распоряжения от 30.09.2021 № П2252 в период с 15.10.2021 по 27.10.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Горгаз».

В ходе проверки Инспекцией установлено, что ФИО2 является нанимателем жилого помещения (квартиры) № 15 в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> (далее – МКД) на основании договора найма служебного помещения от 14.12.2012; совместно с нанимателем в данное помещение были вселены ФИО3, ФИО4, ФИО5

Инспекцией также установлено, что в квартире № 15 МКД зарегистрированы: с 25.02.2014 ФИО6 (ранее ФИО4), ФИО5, ФИО2, а также с 07.12.2019 ФИО3

Исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению в отношении МКД с 01.05.2019 является ООО «Горгаз» на основании решения собственника муниципального фонда ЗАТО г. Заозерск (Администрация ЗАТО г. Заозерск). Начисление платы за газоснабжение с мая 2020 года по ноябрь 2021 года произведено ООО «Горгаз» исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении граждан.

В ходе проверки ООО «Горгаз» предоставлены копии свидетельств о регистрации по месту пребывания ФИО4 (в настоящее время ФИО6), которое подтверждает временную регистрацию в г. Оленегорске с 07.09.2017 по 28.08.2022, а также ФИО5, которое подтверждает временную регистрацию в г. Апатиты с 10.10.2020 по 30.06.2024.

Ранее Инспекцией в адрес Общества направлялось требование от 07.06.2021 № 18-57/6190 о необходимости выполнения перерасчета, по сроку исполнения до 12.07.2021, которое не было исполнено заявителем.

Письмом от 11.10.2021 № 182 ООО «Горгаз» сообщило, что оснований для осуществления перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей в жилом помещении не имеется, поскольку отсутствует акт о технической невозможности установки индивидуального приора учета газа в жилом помещении, а также в связи с неисполнением потребителем обязанности по информированию исполнителя коммунальной услуги об уменьшении/увеличении числа граждан, проживающих в жилом помещении, необорудованном индивидуальным прибором учета газа.

Инспекцией установлено, что в спорном МКД газ используется только для бытовых нужд (приготовление пищи), в связи с чем в силу частей 5.1 и 5.2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ у собственника помещения № 15 МКД - Администрации ЗАТО г.Заозерск обязанность по оснащению индивидуальным прибором учета газа указанного жилого помещения отсутсвует.

С учетом изложенного Инспекция пришла к выводу о том, что отказывая в осуществлении перерасчета размера платы за газоснабжение в период временного отсутствия потребителей (ФИО4 и ФИО5) в жилом помещении (квартире) № 15 МКД, ООО «Горгаз» нарушает положения пункта 86 Правил № 354.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.10.2021 № П2252.

В связи с выявленными нарушениями пункта 86 Правил № 354 Инспекцией вынесено предписание от 27.10.2021 №П2252/58, в соответствии с которым ООО «Горгаз» предписано в срок до 13.12.2021 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению по жилому помещению № 15 МКД, не оборудованному индивидуальным прибором учета газа, в связи с временным отсутствием потребителей: ФИО4 (в настоящее время ФИО6) – с момента начала осуществления деятельности в качестве исполнителя, на основании документов, имеющихся в распоряжении ООО «Горгаз»; ФИО5 – в жилом помещении на основании документов, имеющихся в распоряжении ООО «Горгаз».

Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования и признал предписание Инспекции от 27.10.2021 № П2252/58 недействительным. При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 13 Закона №261-ФЗ, пунктами 42, 86, 91, 92 Правил № 354, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на Общество обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении многоквартирного дома в отсутствие подтверждения потребителем технической невозможности оборудования помещения прибором учета, не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований дл удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 13.04.2022 в связи со следующим.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в силу пунктов 32, 41, подпункта "а" пункта 35 которых предусмотрено два способа для определения полученного потребителем объема газа: по показаниям прибора учета (при его наличии) или по нормативам, утвержденным в надлежащем порядке.

В части 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также 4 ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5.1 статьи 13 названного закона).

Согласно части 5.2 названной статьи Закона № 261-ФЗ обязанность по установке приборов учета используемого природного газа не распространяется на собственников жилых домов и помещений в МКД, отапливаемых без применения газоиспользующего оборудования.

Как установлено Инспекцией в ходе проверки и не оспаривается сторонами, спорный МКД № 3 по ул. Строительная в г. Заозерске не отапливается с помощью газа, соответственно, на собственников жилых помещений данного МКД в силу части 5.2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ не возложено обязанности по оснащению жилых помещений индивидуальными приборами учета газа

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении определен Правилами № 354.

Раздел VIII Правил N 354 определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с пунктом 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Абзацем первым пункта 91 Правил № 354 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Пункт 92 Правил № 354 предусматривает, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, совокупность вышеприведенных положений Правил № 354 предусматривает обязанность произвести перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу по газоснабжению только в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо в случае отсутствия потребителя в указанном помещении в связи с чрезвычайными обстоятельствами (независимо от возможности или невозможности установки прибора учета).

Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу по газоснабжению за период своего временного отсутствия в жилом помещении, потребитель, кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета газопотребления в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Правилами № 354 необходимость подтверждения отсутствия технической возможности оснащения жилого помещения индивидуальным прибором учета, для осуществления перерасчета при временном отсутствии потребителя, не ставится в зависимость от того, возложена ли на собственника положениями Закона № 261-ФЗ обязанность по его установке. Положения пункта 86 Правил № 354 не предусматривают возможность осуществления перерасчета размера платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия потребителей в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, если не установлено отсутствие технической возможности оснащения такого помещения индивидуальным прибором учета.

Указанная позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 № 309-ЭС19-5798 по делу № А50-10095/2018, а также соответствует выводам Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в решении от 22.08.2018 № АКПИ18-603 и апелляционном определении от 13.12.2018 № АПЛ18-519 при рассмотрении вопроса о законности абзаца 1 пункта 86 Правил № 354 в той мере, в какой он предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу при временном его отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) в жилом помещении лишь в том случае, если это жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке; абзаца 2 указанного пункта; абзаца 1 пункта 91 в части, определяющей сроки подачи заявления о перерасчете; абзаца 2 пункта 92 в части, возлагающей на собственника обязанность к заявлению о перерасчете прилагать акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

В рассматриваемом случае жилое помещение (квартира) № 15 МКД не оборудовано индивидуальным прибором учета; с заявлением о перерасчете размера платы за газ не был приложен акт обследования о невозможности установления в спорном жилом помещении прибора учета этого коммунального ресурса (доказательства обратного в материалы дела не представлены); отсутствие потребителей в жилом помещении в связи с непреодолимыми обстоятельствами также не установлено и материалами дела не подтверждается.

При таких обстоятельствах совокупность предусмотренных пунктом 86 Правил № 354 обстоятельств, необходимых для осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению отсутствует. Как обоснованно отметил суд первой инстанции, сам по себе факт временного отсутствия потребителей в жилом помещении не может рассматриваться как достаточное условие для соответствующего перерасчета.

С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предписания от 27.10.2021 № П2252/18, в связи с отсутствием допущенных Обществом нарушений при расчете платы за за коммунальную услугу по газоснабжению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным предписание Инспекции от 27.10.2021 № П2252/18.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда от 13.04.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13 апреля 2022 года по делу № А42-429/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Н.И. Протас

А.Б. Семенова