ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-4386/20 от 09.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 августа 2022 года

Дело №

А42-4386/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Малышевой Н.Н.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ОРКО-инвест» Тененбаума В.А. (доверенность от 10.01.2022), от акционерного общества «Ситиматик» Бабковой А.Ю. (доверенность от 14.04.2022),

рассмотрев 09.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ситиматик» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2022 по делу № А42-4386/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ОРКО-инвест», адрес: 183034, город Мурманск, улица Свердлова, дом 13, ОГРН 1045100212277, ИНН 5190132322 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к акционерному обществу «Ситиматик» (до 08.04.2021 – акционерное общество «Управление отходами»), адрес: 117447, Москва, Большая Черемушкинская улица, дом 13, строение 4, этаж 2, помещение II, комнаты 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее – Компания), о взыскании 34 929 936 руб. 65 коп. задолженности по договору от 09.12.2019 № 48-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области (далее – Договор) за январь – июнь 2020 года.

Компания заявила встречный иск о взыскании с Общества 105 683 955 руб. 05 коп. штрафа, 8 063 691 руб. 70 коп. убытков в виде реального ущерба и 437 465 руб. 20 коп. упущенной выгоды.

Решением суда от 13.01.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2022, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что условия Договора должны применяться с учетом Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016
№ 492-ПП/10 (далее – Территориальная схема) в силу ее императивности, а также с выводами о надлежащем (без нарушении условий Договора) качестве оказанных услуг, полагая данное обстоятельство недоказанным, настаивает на доказанности состава возникших у Компании убытков.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по условиям Договора Общество (исполнитель) своими силами и за свой счет обязалось оказать услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных Договором, на территории, описание границ которой определено в приложении № 1 (зона деятельности исполнителя), а Компания (региональный оператор) обязалась оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями Договора.

В обязанности исполнителя входит погрузка ТКО в мусоровоз в местах приема ТКО на территории зоны деятельности исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на объект передачи отходов, а также иные функции, определенные условиями Договора. ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов (пункт 2.2 Договора).

Транспортирование ТКО в иные места, не определенные Договором и Территориальной схемой, запрещено (пункт 2.3 Договора).

Пунктом 2.4 Договора установлено, что исполнитель оказывает услуги по транспортированию ТКО на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I – IV классов опасности.

Согласно пункту 2.5 Договора деятельность регионального оператора осуществляется на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и региональным оператором.

Сроки и порядок оплаты услуг определены в разделе 4 Договора.

Срок оказания услуг исполнителем – с 01.01.2020 по 31.12.2020 (пункт 9.2 Договора).

Пунктами 4.1, 4.2 Договора установлено, что его цена составляет 117 426 616 руб. 72 коп. и включает в себя все расходы исполнителя, необходимые для оказания услуги, в том числе расходы на специализированные технические средства для транспортирования, инвентарь и оборудование, используемые для оказания услуги, транспортные расходы, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, расходы на питание, проживание, страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию Российской Федерации в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, расходы на получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых исполнителем, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги (в том числе и НДС, если исполнитель облагается НДС), действующие на момент заключения Договора, иные расходы, связанные с выполнением работ по настоящему Договору, а также все иные виды расходов, связанные с надлежащим оказанием услуги в границах зоны деятельности исполнителя услуги.

Пунктом 4.6 Договора установлено, что исполнитель предоставляет региональному оператору до пятого числа месяца, следующего за отчетным, акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с приложением № 6 к Договору, копии маршрутных журналов за расчетный период, счет на оплату, счет-фактуру. При непредставлении исполнителем документов, указанных в данном пункте Договора, приемка услуг и срок расчета сдвигается соразмерно сроку просрочки предоставления документов.

Оплата оказанных услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится региональным оператором в течение 30 дней с даты подписания в предусмотренном порядке акта оказания услуг, составленного по форме в соответствии с приложением № 6 к Договору, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (пункт 4.9 Договора).

Региональный оператор обязан в течение 30 календарных дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4.6 Договора, рассмотреть, подписать акт оказания услуг и направить его второй подписанный экземпляр исполнителю. В случае возражений региональный оператор направляет в адрес исполнителя в тот же срок мотивированный отказ от подписания акта оказания услуг. После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки услуг, региональный оператор осуществляет приемку услуг сначала в порядке и сроки, предусмотренные Договором (пункт 4.7).

Пунктом 4.10 Договора стороны согласовали, что факт надлежащего оказания услуг подтверждают данные мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, копии маршрутных журналов, материалы фотофиксации с мест накопления ТКО, при этом учитывается соблюдение исполнителем графика вывоза ТКО, завершение маршрута в месте передачи ТКО (или ином месте в соответствии с графиком вывоза ТКО), факт передачи ТКО на объект передачи отходов, отсутствие со стороны потребителей, органов местного самоуправления и административных органов обоснованных претензий и замечаний по качеству оказанной исполнителем услуги по Договору.

Пунктом 5.4.3 Договора предусмотрено право регионального оператора не принимать и не оплачивать услуги по транспортированию ТКО, не подтвержденные актами оказания услуг, иными предусмотренными Договором документами, маршрутными журналами, данными системы спутниковой навигации по каждому мусоровозу, данными фотофиксации работы исполнителя в порядке, предусмотренном Договором.

Согласно пункту 8.8 Договора за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Обществом обязательства, предусмотренного Договором, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в размере 100 000 руб.

Во исполнение условий Договора исполнитель в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 оказал региональному оператору услуги, составил акты оказания услуг, выставил счета на оплату и счета-фактуры.

Сопроводительными письмами исполнитель направил региональному оператору копии маршрутных журналов вывоза ТКО за спорный период.

Ссылаясь на неоплату Компанией оказанных услуг в полном объеме и образование задолженности в размере 34 929 936 руб. 65 коп., Общество с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Компания возражала против удовлетворения иска и заявила встречные требования о взыскании 105 683 955 руб. 05 коп. штрафа, начисленного на основании пункта 8.8 Договора, ссылаясь на 8696 фактов неисполнения Обществом обязательств по Договору, 8 063 691 руб. 70 коп. убытков в виде реального ущерба – суммы, выплаченной Компанией акционерному обществу «Завод ТО ТБО» (далее – Завод) за оказание услуг по обезвреживанию ТКО, переданных Обществом, 437 465 руб. 20 коп. упущенной выгоды в виде недополученного дохода от реализации вторичных материальных ресурсов.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил № 1156.

Пунктом 4 Правил № 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Частью 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.

Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.

Пунктом 9 Правил № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Мурманской области, разработана и постановлением правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, Мурманской области, которая содержит основополагающие условия осуществления обращения с ТКО в Мурманской области, в том числе сведения об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО в Мурманской области, схемы расположения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО, в том числе в 2019 – 2020 годах.

Территориальная схема является одним из правовых актов Мурманской области в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в Мурманской области, определение целевых показателей перспективного развития отрасли обращения с отходами на период до 2025 года, осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО и других операторов по обращению с ТКО.

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Положения статьи 393 ГК РФ обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили, что заявленный Обществом объем оказания услуг в спорный период и их стоимость подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, услуги оказывались своевременно и надлежаще. При таком положении суды удовлетворили первоначальные требования Общества и, как следствие отказали в удовлетворении встречного иска.

При этом суды со ссылкой на приведенные нормы права и условия Договора отклонили доводы Компании о том, что Общество ненадлежащим образом оказало спорные услуги, так как транспортирование и передача ТКО фактически были осуществлены на объект, не являющийся объектом передачи отходов и местом передачи ТКО.

Суды приняли во внимание, что согласно пункту 2.3 Договора ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов; транспортирование ТКО в иные места, не определенные Договором и Территориальной схемой, запрещено.

Поскольку Общество в силу пункта 3.22 Договора при оказании услуг по Договору должно руководствоваться в том числе Территориальной схемой, согласно которой в качестве объектов передачи отходов определены мусоросжигательный завод и полигон ТКО (приложение № 3 «Сведения о местах передачи ТКО»), какого-либо разделения ТКО исходя из их принадлежности (к ТКО, не являющимся крупногабаритными отходами, или к крупногабаритным отходам) положениями Территориальной схемы не установлено, оснований полагать, что Общество нарушило условия Договора, не имеется.

Суды обратили внимание, что на момент оказания услуг Компания на их недостатки не ссылалась и приняла их без каких-либо замечаний, при том, что Общество своевременно исполняло обязанности по предоставлению отчетных документов, установленные пунктами 4.6, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.10 Договора; оспаривая факт надлежащего оказания услуг, Компания не представила доказательства предъявления в спорный период каких-либо претензий относительно объема и качества оказанных услуг, а значит, несет последствия несовершения ею процессуальных действий (статьи 9 АПК РФ).

В удовлетворении встречных требований о возмещении убытков суды отказали со ссылкой на положения статей 15 и 393 ГК РФ, разъяснения данные в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктах 2, 3 и 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» и недоказанность Компанией совершения Обществом противоправных, виновных действий, приведших к ее убыточной деятельности.

Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций. Эти доводы приводились в ходе рассмотрения дела по существу и получили оценку судов, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Иная оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2022 по делу № А42-4386/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ситиматик»– без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Боголюбова

Судьи

О.К. Елагина

Н.Н. Малышева