ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 ноября 2017 года | Дело № А42-4633/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23611/2017 ) ООО "Сокол" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.08.2017 по делу № А42-4633/2017 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
к ООО "Сокол"
об аннулировании лицензии
установил:
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (ОГРН <***>, 183006, <...>, далее – заявитель, Министерство, лицензирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сокол» (ОГРН <***>, 183038, <...>, далее – заинтересованное лицо, Общество) об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда от 07.08.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Сокол" имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции М 0000989 № 51РАО0000065 от 22.12.2016, сроком действия до 21.12.2017.
16.02.2017 сотрудниками Отдела организации применения административного законодательства Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области выявлен факт реализации алкогольной продукции с визуально определяемыми признаками поддельности федеральных специальных марок в кафе-баре и магазине, расположенных по адресу: <...>.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Мурманска от 02.05.2017 по делу № 5-170/17 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции М 0000989 № 51РАО0000065 от 22.12.2016.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации (пункт 1 статьи 1).
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ (пункт 7) алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке. Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Маркировка алкогольной продукции иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (пункт 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункт 3.3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ установлено, что ответственность за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками.
Факт оборота (розничной продажи) Обществом алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками установлен постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Мурманска от 02.05.2017 по делу № 5-170/17, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Означенное постановление суда общей юрисдикции не обжаловалось и вступило в законную силу на основании части 1 статьи 30.3, пункта 1 статьи 31.1 КоАП РФ.
Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 310-АД15-7716, разъяснено, что часть 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривает, что постановление мирового судьи, вынесенное по делу об административном правонарушении, имеет преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело.
Вместе с тем, факт реализации алкогольной продукции подтверждается представленными в дело доказательствами - служебная записка от 02.03.2017г.о результатах рассмотрения материалов, поступивших из правоохранительных органов, в отношении продукции ООО «Сокол», выписки из единой государственной информационной системы, письмо УМВД РФ по Мурманской области от 28.02.2017 № 83/4-290, протоколы изъятия и осмотра от 16.02.2017 (л.д.24-33). Более того, подателем апелляционной жалобы не оспариваются установленные лицензирующим органом фактические обстоятельства реализации алкогольной продукции с поддельными ФСМ.
Кроме того, как обоснованно указано судом, розничная продажа Обществом алкогольной продукции в период с 07.03.2017 по 15.03.2017 вопреки решению лицензирующего органа от 07.03.2017 № 106 о приостановлении действия лицензии, также является основанием для аннулирования спорной лицензии.
Данное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.06.2017 по делу № А42-2072/2017, вступившим в законную силу в порядке части 3 статьи 113, части 4 статьи 206 АПК РФ, о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ. Наличие данного судебного акта также исключает необходимость повторного установления недопустимой продажи Обществом алкогольной продукции согласно части 2 статьи 69 АПК РФ.
Конституционный Суд РФ в Определении от 06.11.2014 N 2528-О разъяснил, что в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Именно такое толкование находит отражение в сложившейся практике арбитражных судов, последовательно придерживающейся того, что часть 2 статьи 69 АПК РФ освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные нарушения посягают на установленный порядок государственного управления в сфере оборота алкогольной продукции и свидетельствуют о крайне пренебрежительном отношении лицензиата к выполнению своей публично-правовой обязанности, суд правомерно пришел к выводу об аннулировании лицензии Общества на право продажи алкогольной продукции.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.08.2017 по делу № А42-4633/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сокол" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | И.Б. Лопато | |
Судьи | А.Б. Семенова В.М. Толкунов |